Одним из важнейших источников по социально-экономической жизни Руси является «Русская Правда». Традиция связывает ее составление с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» — сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды». Их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава».


«Русская Правда» — свод законов Древнерусского государства.

В нём:

• Отменена кровная месть; определены денежные штрафы за различные преступления.
• Закреплено социальное неравенство: деление людей по имущественному и должностному положению.
• Определено устройство вотчин.

Источники:

• «Закон Русский» (X в.) — обычное право восточных славян.
• Княжеская судебная практика.
• Договоры Руси с Византией.
• Византийское право.


- «Правда Ярослава» (первые 17 статей) ок. 1016 г.
- «Правда Ярославичей» — Изяслава, Святослава, Всеволода - 1054–1073 гг.
- «Устав Владимира Мономаха» - 1113 г.

Редакции:

- Краткая Правда древнейшая XI в.
- Пространная Правда составлена на основе Краткой Правды, вторая половина XII в.
- Сокращённая Правда составлена на основе Пространной и других источников XV в.


«Правда Ярослава» 

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

«Правда Ярославичей»

Восстания конца 60-х — начала 70-х гг. XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину.

Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу феодального государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей, мужей — в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, находившихся в частно-феодальной зависимости, и рабов — в 5 гривен.

«Устав Владимира Мономаха»

«Устав Владимира Мономаха», стал еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.