Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630–1671) происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, «вид его (Разина. — Авт.) был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». С. Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды прошел через всю России от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно вокруг личности Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.

В 1667 г. под руководством Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом.

В 1668–1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента и до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С. Т. Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого дохода за добычей. Однако уже тогда во время столкновений разинской вольницы с царскими войсками, особенно на Нижней Волге, весьма заметны были социальные моменты движения (разграбление царских, патриарших и купеческих караванов, освобождение «тюремных сидельщиков» и т. п.).

Крестьянская война 1670–1671 гг.

В Кагальницкий городок со всех сторон стекался народ, видевший в движении Разина возможность избавления от крепостной неволи.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход носил открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

Среди народа распространялись «прелестные письма» Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. Как писал один иностранец-современник событий, Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига… бояр или дворян…» Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в «доброго» царя. Распространялся слух, что вместе с Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.

Весной 1670 г. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников. Пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На пути разинских отрядов была хорошо укрепленная крепость — Симбирск, осада которой затянулась. На время осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Крестьянское восстание охватило громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от слободской Украины до Заволжья.

Размах народного восстания стал угрожать существованию бояр и дворян.

Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания.

В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжело раненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили Разина и выдали его правительству.

Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

После подавления восстания правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам. В 1676 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству.

Народное восстание под руководством С. Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Волнения XVII в. поставили вопрос о необходимости решительных перемен в жизни государства. Они подтолкнули правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в.