Но главной задачей было привести моих собеседников к возможности услышать последнюю часть последней сонаты Бетховена и попытаться вызвать у них настоящее потрясение.

И здесь у меня был величайший образец для подражания – фрагмент книги Томаса Манна «Доктор Фаустус».

Эпизод, где Кречмар беседует с двумя провинциальными немецкими мальчиками на тему о том, почему в Тридцать второй сонате Бетховена только две части.

Велико искушение дать весь гениальный фрагмент этой беседы.

Но я удерживаюсь.

Ибо тот, на кого я рассчитываю в моей книге, раньше или позже прочтет книгу Томаса Манна.

Или, в крайнем случае, прочитает именно эпизод с сонатой.

Этот эпизод, быть может, лучшее, что написано о музыке в европейской культуре.

Мы общались очень долго в этот вечер. Никто из них никуда не спешил. И когда я понял, что никому из них не хочется уходить, то испытал невероятное ощущение радости.

А когда я начал играть вторую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, то мгновенно почувствовал, что музыку и слушателей объединяет ток высочайшего напряжения.

Затем мы создали полумрак: погасили свет и зажгли свечи.

А потом в записи великого Святослава Рихтера слушали эту длиннейшую часть – музыку бетховенского прощания с миром.

И произошло чудо.

…После окончания музыки ребята стали единогласно и вполне серьезно утверждать, что «тот дядька» этой музыки не играл. Тот просто стучал по клавишам.

И что то было громко и скучно. Иногда – тихо и скучно.

А музыка, которую они услышали сегодня, – просто прекрасна.

Что же случилось?

Почему не подтвердились слова великого музыканта о «хорошей музыке в хорошем исполнении»?

По Казинику

Текст был в основной волне 29.05.23, Центр

Сочинение на 24 балла с реального ЕГЭ 2023

   Как поэзия взаимосвязана с музыкой?
   В современном мире многие виды искусства так или иначе влияют друг на друга. А именно о том, как взаимосвязаны музыка и поэзия рассуждает в своем тексте Михаил Семенович Казиник, советский и российский искусствовед, писатель и гуманист.
   Комментируя данную проблему, стоит отметить, что автор не согласился с высказыванием знаменитого Святослава Рихтера о том, что хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов. И для подтверждения своего мнения он пригласил на концерт четырнадцать учеников одного из московских техникумов. Но подростки, знающие лишь о престижности мероприятия, посчитали выступление Рихтера скучным. Автор показывает нам, что в правильном восприятии хорошей музыки важны не только ее автор и исполнитель.
   Кроме того, М.С.Казиник продолжил свой эксперимент. И на этот раз он пригласил учеников на встречу, где они долго разговаривали о жизни, о Бетховене, о смерти, о любви, а после перешли и к поэзии. В итоге каждый из них был потрясён, вновь услышав знакомые ноты. Все утверждали, что на этот раз музыка была просто прекрасной. Этим примером автор доказывает читателю, что поэзия и музыка крепко переплетены между собой и сильно влияют на то, как люди могут воспринимать одно и то же музыкальное произведение.
   Приведённые примеры противопоставлены друг другу и наглядно иллюстрируют взаимосвязь слов и музыки.
   Позиция автора ясна. Михаил Семёнович Казиник считает, что поэзия находится между вербальностью обыденной речи и полной невербальностью музыки, что и подтвердил проведенный им эксперимент.
   С автором трудно не согласиться. Я тоже считаю, что музыка без слов не так сильно откликается в душе. В доказательство можно привести тот факт, что люди часто накладывают стихотворения на музыку и называют это песнями. И такая форма искусства многим сильно полюбилась и имеет огромную популярность в культурной сфере жизни.
   В заключение хочу сказать, что Михаил Семёнович Казиник рассуждает в своем тексте над очень важной темой и наглядно доносит читателям, что для перехода в музыкальный космос может сильно помочь космос поэтический.