Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
   На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
   Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
   К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.
   Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
   При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
   Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
   После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 1  Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ 

А) введение заповедных лет
Б) Куликовская битва
В) учреждение Государственного совета Российской империи

ГОДЫ

1) 1380 г.
2) 1480 г.
3) 1581 г.
4) 1810 г.
5) 1905 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В
Ответ: 

Ответ:

314

 2  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега Вещего
2) дунайские походы князя Святослава Игоревича
3) призвание на княжение варягов
4) введение уроков и погостов

Ответ: 

Ответ:

3142

 3  Запишите название, о котором идёт речь. Под этим названием вошла в историю делегация, направленная Петром I в Европу в целях создания союза европейских государств против Османской империи.

Ответ:      .

Ответ:

Великое посольство

 4  Какие из перечисленных событий относятся ко времени правления Ивана IV? Найдите в приведённом списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) принятие Русью христианства
2) учреждение опричнины
3) введение заповедных лет
4) введение уроков и погостов
5) падение ордынского владычества

Ответ: 

Ответ:

23

 5  Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом Смуты в начале XVII в.
1) самозванец; 2) Семибоярщина; 3) Кондиции; 4) народное ополчение; 5) Тушинский лагерь.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: 

Ответ:

3

 6  Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Для крестьян было введено временнообязанное состояние.
2) Была отменена рекрутская повинность.
3) В период Великих реформ была изменена система комплектования армии.
4) В феврале 1861 г. зависимость крестьян от помещиков не была полностью ликвидирована.

              Номер предложения, содержащего
              тезис 1 факт 1       тезис 2 факт 2
Ответ: 

Ответ:

3241 <или> 4132

 7  Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Переселенческая политика в период проведения
Столыпинской аграрной реформы

Год Выехали за Урал, (тыс. человек) Вернулись обратно
тыс. человек в %
1906 139 14 9,8
1908 665 45 6,8
1911 190 116 61,3
1912 201 57 28.5

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ
А) Согласно данной таблице в 1911 г.
Б) Согласно данной таблице в первый год проведения реформы
В) Согласно данной таблице по всем показателям, самым успешным годом осуществления переселенческой политики был

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ
1) решило вернуться около 10% переселенцев
2) доля вернувшихся была самой большой
3) 1908 г.
4) 1912 г.
5) желающих вернуться не было

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

             А Б В
Ответ: 

Ответ:

213

Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.

 8  Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, к которому относится схема.

Ответ:        .

Ответ:

Порт-Артур

 9  Назовите российского императора, в период правления которого Россия вела войну, события которой отражены на данной схеме.

Ответ:         .

Ответ:

Николай Второй

 10  Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую место, где произошли описываемые в отрывке события. «Рано утром Руднев получил ультиматум японского адмирала Уриу. Командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителя. В противном случае он угрожал атаковать российские корабли прямо на рейде. В то же время командиры иностранных кораблей были уведомлены о начале войны Японии с Россией. От них потребовали покинуть рейд Чемульпо из-за угрозы военных действий против русских кораблей. Руднев решительно отверг ультиматум японского адмирала и принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур. «Варяг» и «Кореец» были подготовлены к бою: расставлены орудийные расчёты, к орудиям поданы снаряды, задраены водонепроницаемые перегородки. По русской традиции перед боем все моряки переоделись в чистую форму. Некоторые члены экипажей написали прощальные письма родным».

Ответ:  

Ответ:

3

 11  Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда погиб изображённый на медали исторический деятель?
1) разгром кружка петрашевцев
2) издание указа об обязанных крестьянах
3) создание Свода законов Российской империи
4) завершение строительства Николаевской железной дороги

Ответ: 

Ответ:

4

 12  Заполните пропуск в схеме.

Ответ:    

Ответ:

Андрей Боголюбский

Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.

1) «Слово о полку Игореве»;
2) «Домострой»;
3) «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря»

4)

5)

 13  Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.?
Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:  

Ответ:

24

 14  Какой из приведённых памятников культуры посвящён борьбе русских земель с кочевниками? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ:   

Ответ:

1

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) военные походы фараонов
2) издание Великой хартии вольностей
3) установление и укрепление абсолютной монархии во Франции
4) франко-германская война 1870–1871 гг.

 15  Участником какого из перечисленных событий, процессов был кардинал Ришельё? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ:   

Ответ:

3

 16  В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла «Седанская катастрофа»? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ:  

Ответ:

4

 17  К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.
   «Вот, был захвачен шатёр того презренного врага, украшенный серебром...
   И всё войско ликовало и воздавало хвалы Амону за победу, которую он даровал своему сыну в этот день. И воздавали они восхваление его величеству, прославляя его мощь.
   И вот они принесли добычу, которую они взяли: – живых пленников, коней, колесницы из золота и серебра...
   Тогда его величество издал приказ своему войску, говоря: "Сражайтесь хорошо, хорошо, войска мои храбрые! Вот, находятся все чужеземные страны в этом городе согласно приказу Ра сегодня, ибо все князья всех стран собраны в этом городе, ибо взятие тысячи городов – это взятие Мегиддо"».

Ответ:  

Ответ:

1

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (18–24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из воспоминаний современника событий.
   «Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления.
   Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. __________ стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или лучше сказать, князь Меттерних – душа австрийского министерства и всей монархической реакции.
   Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции – тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.
   По низложении Наполеона главным предметом всех политических действий императора ____________ было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все его правительственные и дипломатические действия, начиная с заключённого Cвященного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом».

 18  Укажите век, к которому относятся события, описываемые в отрывке. Назовите императора, имя которого дважды пропущено в тексте.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) век – XIX в.;
2) император – Александр I.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной

 19  Что, по мнению автора, было главным предметом политических действий императора, имя которого дважды пропущено в тексте, после низложения Наполеона? Какое из данных действий автор упоминает?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: «подавление возникшего
повсюду духа свободы и укрепление монархических начал»;
2) ответ на второй вопрос: заключение Священного союза

 20  Укажите название, под которым вошли в историю участники тайных революционных обществ, возникших в России в годы правления императора, имя которого дважды пропущено в отрывке. Укажите одну из целей, провозглашённых участниками данных обществ в их программных документах.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название – декабристы;
2) цель, например:
– отмена крепостного права;
– ликвидация самодержавия;
– проведение земельной реформы;
– введение свободы слова, печати, вероисповедания;
– установление равенства граждан перед законом.
(Может быть указана другая цель.)

Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 21  Что из перечисленного стало одним из последствий открытия Государственного Дворянского земельного банка при Александре III?
– массовое разорение дворян;
– начало перевода крестьян на обязательный выкуп;
– замедление развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве;
– начало формирования всероссийского рынка.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с открытием
Государственного Дворянского земельного банка.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный ответ – замедление развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве;
2) объяснение, например: Государственный Дворянский земельный банк предоставлял дворянам ссуды, которые большинство дворян «проедали», а не вкладывали в развитие производства. Если бы этих ссуд у дворян не было, то многие из них были бы вынуждены продать земли более эффективным собственникам – зажиточным крестьянам, что могло способствовать развитию капитализма в сельском хозяйстве.
(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)

 22  Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
   Неожиданная смерть молодого императора Петра II вновь поставила ребром вопрос о престолонаследии. При отсутствии завещания Верховный тайный совет решил предложить престол сестре Петра I Анне Иоанновне. Выданная замуж за курляндского герцога, Анна Иоанновна к моменту смерти Петра II давно овдовела. В Курляндию был отправлен посол с Кондициями – условиями избрания Анны на российский престол. Выполнение Кондиций должно было изменить характер власти: республика превратилась бы в ограниченную монархию.
   Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста,                 Исправленное 
в котором допущена ошибка   положение текста
1)
2)

Ответ:

Положение текста, в котором допущена ошибка
1) При отсутствии завещания Верховный тайный совет решил предложить престол сестре Петра I Анне Иоанновне
2) Выполнение Кондиций должно было изменить характер власти: республика превратилась бы в ограниченную монархию

Исправленное положение текста
1) При отсутствии завещания Верховный тайный совет решил предложить престол племяннице Петра I Анне Иоанновне
2) Выполнение Кондиций должно было изменить характер власти: абсолютная монархия превратилась бы в ограниченную монархию

 23  Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух различий.

Ответ:

Могут быть приведены различия:
1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной;
2) обязанностью дворян стало обучение грамоте;
3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику;
4) порядок дворянской службы стал определяться Табелью о рангах.
Могут быть приведены другие различия

 24  Вдова новгородского посадника Марфа Борецкая располагала значительными средствами, возглавляла мощнейшую боярскую группировку, выступала от имени Новгородской республики на международной арене. Но за несколько лет лишилась всего, вынудив своими действиями великого князя московского начать войну против непокорного Новгорода: её сын был казнён, земли были конфискованы, а сама она под именем Марии была заточена в монастырь.
1. Укажите век, когда произошли описанные события.
2. Назовите великого князя московского, о котором идёт речь.
3. Почему великий князь московский принял упомянутое решение о начале военных действий против Новгородской республики? Укажите одну любую причину.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) век – XV в.;
2) князь – Иван III;
3) причина, например: недовольство великого князя московского вызвал договор, заключённый новгородским боярством во главе с Марфой Борецкой от имени Новгорода с великим князем литовским и королём польским Казимиром IV и содержащий положение о признании Казимира новгородским князем.
(Может быть указана другая причина.)

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным номером задания.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5, 6, 8–12, 14–17 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 7, 13 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущены две ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За ответы на задания 18–21 и 23 ставится от 0 до 2 баллов.
За выполнение заданий 22 и 24 может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

Задание 18

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной.

Правильно указаны век и назван император - 2 балла
Правильно указан только век ИЛИ Правильно назван только император  - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 2

Задание 19

Правильно даны ответы на два вопроса - 2 балла
Правильно дан ответ на один вопрос  - 1 балл
Ответ неправильный - 0 балл
Максимальный балл - 2

Задание 20

Правильно указаны название и цель - 2
Правильно указан один любой элемент - 1
Ответ неправильный - 0
Максимальный балл - 2

Задание 21

Даны правильный ответ и верное объяснение - 2 балла
Дан правильный ответ, объяснение не дано
ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 2 балла

Задание 22

Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны два исправления - 3 балла
Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно сделано одно исправление - 2  балла
Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления сделаны неправильно. ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления не сделаны - 1  балл
Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление сделано неправильно. ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление не сделано. ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены исправления (любое количество). ИЛИ Ответ неправильный 0  баллов
Максимальный балл - 3

Задание 23

Правильно приведены два различия - 2
Правильно приведено только одно различие - 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный - 0
Максимальный балл - 2

Задание 24

Правильно указаны век, князь и причина - 3 балла
Правильно указаны любые два элемента ответа - 2 балла
Правильно указан любой один элемент ответа - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 3