Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–17 записываются в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 18–24 следует дать развёрнутый ответ. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Задания 18–24 выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 1  Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) заключение Столбовского мира России со Швецией
Б) издание указа о единонаследии
В) издание первого общерусского Судебника

ГОДЫ
1) 1036 г.
2) 1497 г.
3) 1617 г.
4) 1714 г.
5) 1878 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В

Ответ:

342

2 балла - точное соответствие
1 балл - 1 ошибка
остальное 0

 2  Расположите следующие территории в хронологическом порядке их вхождения в состав Российского государства. Запишите цифры, которыми обозначены территории, в правильной последовательности в таблицу.

1) побережье Балтийского моря от Риги до Выборга
2) Казанское ханство
3) Правобережная Украина
4) Финляндия

Ответ:

2134

1) побережье Балтийского моря от Риги до Выборга - 1721
2) Казанское ханство - 1552
3) Правобережная Украина - 1793
4) Финляндия - 1809

1 балл

 3  Запишите термин, о котором идёт речь.
Условное обозначение комплекса международных противоречий XVIII – начала XX в., связанных с ослаблением позиций и постепенным распадом Османской империи, возрастающей ролью России на Балканах и Ближнем Востоке, проблемой контроля за черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, получило в истории название                                       .

Ответ:

ВосточныйВопрос

1 балл

 4  Какие из перечисленных городов вошли в состав Российской империи в XVIII в.? Найдите в приведённом списке два города и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Варшава
2) Киев
3) Минск
4) Ревель (Таллин)
5) Самарканд

Ответ:

34

2 балла - точное соответствие, порядок не имеет значения
1 балл - 1 ошибка
остальное 0

 5    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории России XVI в.

1) опричнина; 2) заповедные лета; 3) пожилое; 4) поместье; 5) старообрядцы.

Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:

5

1 балл

 6    Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Декабристы были противниками самодержавной власти.
2) После Отечественной войны 1812 г. Александр I рассматривал возможность введения в России конституции.
3) «Русская правда» П.И. Пестеля предусматривала введение в стране республиканской формы правления.
4) Н.Н. Новосильцев разработал проект Уставной грамоты Российской империи.

  Номер предложения, содержащего
  тезис 1 факт 1 тезис 2 факт 2
Ответ:        

 

Ответ:

1324

1 балл

 7   Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выплавка чугуна в России в 1867 и 1897 гг. (млн пудов)

Годы Урал Юг Остальные районы
1867 г. 11,0 0,005 5,92
1897 г. 41,0 46,0 26

 

НАЧАЛА СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Наиболее быстрыми темпами в данный период росла выплавка чугуна
Б) Доля Урала в общем объёме производства чугуна к 1897 г.
В) В 1867 г. больше всего чугуна выплавляли

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ
1) на Юге
2) выросла
3) на Урале
4) сократилась
5) в остальных районах

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В

Ответ:

143

2 балла - точное соответствие
1 балл - 1 ошибка
остальное 0

Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.

  Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, к которому относится схема.

Ответ:

Порт-Артур

1 балл

Назовите российского императора, в период правления которого Россия вела войну, события которой отражены на данной схеме.

Ответ:

НиколайВторой

1 балл

10  Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую место, где произошли описываемые в отрывке события.

«Рано утром Руднев получил ультиматум японского адмирала Уриу. Командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителя.
В противном случае он угрожал атаковать российские корабли прямо на рейде. В то же время командиры иностранных кораблей были уведомлены
о начале войны Японии с Россией. От них потребовали покинуть рейд Чемульпо из-за угрозы военных действий против русских кораблей. Руднев решительно отверг ультиматум японского адмирала и принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур. «Варяг» и «Кореец» были подготовлены к бою: расставлены орудийные расчёты, к орудиям поданы снаряды, задраены водонепроницаемые перегородки. По русской традиции перед боем все моряки переоделись в чистую форму. Некоторые члены экипажей написали прощальные письма родным».

Ответ:

3

1 балл

 11  Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда был создан изображённый на марке паровоз?

1) начало Крымской войны
2) издание указа об обязанных крестьянах
3) создание Свода законов Российской империи
4) издание «Чугунного устава»

Ответ:

2

1 балл

 12   Заполните пропуск в схеме.

Ответ:

Северная

1 балл

Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.

1) роман «Евгений Онегин»;
2) картина «Боярыня Морозова»;
3) Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

4)

5)

 13  Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

34

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Зимний дворец в Санкт-Петербурге

2 балла - точное соответствие, порядок не имеет значения
1 балл - 1 ошибка
остальное 0

 14  Создателем какого из приведённых памятников культуры является А.Н. Воронихин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ:

5

Казанский кафедральный собор

1 балл

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) греко-персидские войны
2) издание Великой хартии вольностей
3) установление и укрепление абсолютной монархии во Франции
4) война за независимость США

 15  Участником какого из перечисленных событий, процессов был Т. Джефферсон?

Ответ:

4

1 балл

 16  В ходе какого из перечисленных событий произошло сражение в Фермопильском ущелье? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ:

1

1 балл

 17  К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Иоанн, Божьей милостью король Англии, сеньор Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжу, архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим привет. Знайте, что мы по Божьему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви...

Дали пред Богом своё согласие и подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности...

Ни щитовые деньги, ни какое-либо иное пособие не должны взиматься
в королевстве нашем иначе как по общему совету королевства нашего…

И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде».

Ответ:

2

1 балл

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (18–24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из воспоминаний современника.

«Зимой в один из туманных, тихих вечеров сильный взрыв потряс здание Зимнего дворца. Было убито и ранено 40 человек офицеров и солдат. Это произошло как раз в тот момент, когда церемониймейстер появился на пороге столовой и объявил: "Его Величество!"

Судебное расследование обнаружило совпавшее с взрывом внезапное исчезновение из дворца одного, недавно нанятого камер-лакея. Последний, по-видимому, принадлежал к партии, которая получила название "нигилистов" – людей, задавшихся целью уничтожения, ниспровержения существующего строя…

Партия эта значительно усилила свою террористическую деятельность после введения императором суда присяжных, который заранее обеспечивал этим господам полное оправдание за их преступления и убийства. Так и после покушения Веры Засулич, пытавшейся убить петербургского генерал-губернатора Трепова, русское общество впервые услышало, как представитель судебной власти в своём резюме произнёс красноречивую речь в защиту нигилизма.

Наша интеллигенция играла в либерализм и мечтала об установлении республиканского строя в России, стране, в которой только девятнадцать лет перед тем было уничтожено крепостное право.

Восемьдесят пять процентов русского народа было ещё неграмотно, а наша нетерпеливая интеллигенция требовала немедленного всеобщего избирательного права, созыва Учредительного собрания. Готовность монарха пойти на уступки ещё более разыгрывала аппетиты будущих "премьер-министров"».

 18  Укажите год, когда произошёл взрыв, о котором говорится в начале данного отрывка. Назовите упомянутого в тексте императора.

Ответ:

1) год – 1880 г.;
2) император – Александр II.

Правильно указаны год и имя - 2 балла
Правильно указан только век ИЛИ Правильно указано только имя - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

 19  Каковы, по мнению автора, были мечта и требования русской интеллигенции? Приведите два положения.

Ответ:

1) установление республиканского строя в России;
2) немедленное введение всеобщего избирательного права;
3) созыв Учредительного собрания

Правильно даны ответы на два вопроса - 2 балла
Правильно дан ответ на один вопрос  - 1 балл
Ответ неправильный - 0 балл

 20  Укажите название чрезвычайного государственного органа, учреждение которого стало последствием упомянутого в отрывке взрыва. Укажите фамилию чиновника, возглавившего этот орган.

Ответ:

1) название органа – Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия (Верховная распорядительная комиссия);
2) фамилия – Лорис-Меликов

Правильно указан орган и фамилия - 2 балла
Правильно указан один любой элемент - 1 балл
Ответ неправильный - 0

21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21); анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22); сравнение исторических событий и явлений (23); анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 21  Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?

– неудачное завершение русско-японской войны
– покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II
– неудачи России в Крымской войне
– создание организации «Народная воля»

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.

Ответ:

1) правильный ответ – неудачи России в Крымской войне;
2) объяснение: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости проведения других реформ.
(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)

Даны правильный ответ и верное объяснение - 2 балла
Дан правильный ответ, объяснение не дано ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

 

 22  Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Николая I большое внимание уделялось вопросам идеологии. Министр народного просвещения граф С.С. Уваров выработал формулу «православие, демократия, народность», которая должна была определять основное направление официальной политики. Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые декабристы и славянофилы, спорившие о судьбе России и её исторических перспективах.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста,                 Исправленное 
в котором допущена ошибка   положение текста
1)
2)

Ответ:

Положение текста, в котором допущена ошибка
1) С.С. Уваров выработал формулу «православие, демократия, народность» 
2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые декабристы и славянофилы

Исправленное положение текста
1) С.С. Уваров выработал формулу «православие, самодержавие, народность»
2) Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые западники и славянофилы

Правильно указаны два ошибочных положения, правильно сделаны два исправления - 3 балла
Правильно указаны одно-два ошибочных положения, правильно сделано одно исправление - 2  балла
Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления сделаны неправильно.
ИЛИ Правильно указаны только два ошибочных положения, исправления не сделаны - 1  балл
Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление сделано неправильно.
ИЛИ Правильно указано только одно ошибочное положение, исправление не сделано. ИЛИ Ошибочные положения не указаны, но приведены исправления (любое количество).
ИЛИ Ответ неправильный 0  баллов

 

 23  Существует точка зрения, что Куликовская битва и «стояние» на реке Угре имели общие черты. Приведите не менее двух общих черт.

Ответ:

1)  оба события  — столкновения русских войск с ордынцами;
2)  и Куликовская битва, и стояние на реке Угре завершились победой русского войска;
3)  оба события являются важнейшими этапами на пути освобождения Руси от ордынского владычества;
4)  во главе русского войска в обоих противостояниях были московские князья.
Могут быть приведены другие общие черты.

Правильно приведены две общие черты - 2
Правильно приведена только одна черта - 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания
ИЛИ Ответ неправильный - 0

 24  Это был первый случай, когда российский царь на длительный срок отправился в Европу, чтобы овладеть новыми знаниями и познакомиться с жизнью европейских стран. Чтобы не связывать себя церемониями, царь предпринял это путешествие под вымышленным именем.

1. Назовите царя, о котором идёт речь.
2. Укажите название миссии, в составе которой путешествовал царь.
3. Как результат миссии отразился на внешней политике России в этот период?

Ответ:

1) Петр I
2) Великое посольство
3) Дипломатическим результатом Великого посольства стало заключение в 1699 году Северного союза против Швеции.
ИЛИ
В 1700 году был подписан Константинопольский мирный договор, по котором Османская империя признала переход крепости Азов с окрестностями к России.

Правильно указаны царь, название миссии и факт - 3 балла
Правильно указаны любые два элемента ответа - 2 балла
Правильно указан любой один элемент ответа - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с правильным номером задания.