Задания 17 июня 2024 года

Номер 1: союз ЦЕЛИ (ответ — «чтобы»);

Номер 3 достаточно простой: диалог девушки и молодого человека, в вариантах ответов встретились научный, официально-деловой стили;

Номер 4: «тОрты» (ответ), «прибЫв» (ответ) и что-то ещё;

Номер 5: «жилищные условия» (ответ);

Номер 6: «случайная шальная пуля» (исключить);

Номер 7: «полутора», «лягте» (ответ);

Номер 8 достаточно простой: однородные члены предложения (предложение с двумя глаголами и общим дополнением, которое не согласуется с одним из них), производный предлог (ВОПРЕКИ), несогласованное приложение (вообще только одно предложение с ним), сложное предложение (ЧТО + ЛИ); причастный оборот (неправильно задан вопрос от главного слова);

Номер 9: много проверяемых гласных в корне («развЕвающийся флаг», «накАлить обстановку») + «уравнение»;

Номер 10: «прОобраз», «череСполосица», «арЬергард»;

Номер 11: «обессилИть врага», «ветрЯная мельница, платЯной шкаф (ответ)» + суффиксы -чик-/-щик- и -о/-ё после шипящих;

Номер 12: глагол с определением спряжения по ударному окончанию + слово «неотъемлЕмый»;

Номер 13: наречие меры и степени «абсолютно» как зависимое слово + «недорослем», «не спеша» и какой-то глагол;

Номер 14: «как будто», «почему-то», «за неимением», «полмесяца», «напоказ» (наречие).

Номер 15: «мороженое», краткое причастие и ещё какое-то существительное;

Номер 16: определения, стоящие после определяемого слова (ответ); ССП с общим обстоятельством; обычное ССП (ответ); двойной союз «хотя и.., но..» (ответ); простое предложение, осложнённое несколькими рядами ОЧП;

Номер 17: все цифры в ответе (2 деепричастных и 1 причастный обороты);

Номер 18: обособление «конечно» (ответ) и «словно»;

Номер 19: последовательное подчинение придаточных, довольно простой номер;

Номер 20: стык союзов «что/если»», все цифры в ответе;

Номер 21: СПП в ответе (были ОЧП, ССП);

Номера к тексту не совсем простые.

В номере 22 нужно было внимательно читать всё, что написано (например, было сказано, что петуху ПРЕДЛОЖИЛИ попробовать мёд и тд, а на самом деле он сам решил его попробовать, никто не предлагал);

Номер 23: в ответе причинно-следственная связь, повествование и что-то ещё;

Номер 24: фразеологизм «дело житейское»;

Номер 25: сочинительный союз и форма слова;

Номер 26: диалог (форма речи), синтаксический параллелизм (приём), разговорная и просторечная лексика (лексическое средство) и противопоставление (приём).

Тест Ф.Д. Кривина о добром волшебнике

Еще вариант

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

АННА: Ольга Леонардовна, а у меня новость! Наша театральная студия на выпускном экзамене будет показывать пьесу Антона Павловича Чехова "Вишневый сад"...
КНИППЕР: Очень приятно... Чем могу быть полезной?
АННА: Вадим, режиссер этого спектакля, поручил мне роль Раневской....
КНИППЕР: Анна, я рада за тебя... Может быть, это твой шанс...
АННА: Ольга Леонардовна, помогите мне... Вы так много играли Раневскую...
КНИППЕР: Играла Раневскую почти всю жизнь, <…> мне не исполнилось восемьдесят... Надеюсь, ты подготовилась к уроку?
АННА: Выучила всю роль наизусть...
КНИППЕР: Но этого мало... Ты должна чувствовать и понимать свою героиню. Какой, по-твоему, характер у Раневской?
АННА: Она... легкомысленная...
КНИППЕР: Предположим, а еще?
АННА: Жизнелюбивая...
КНИППЕР: Может быть...
АННА: Неугомонная...
КНИППЕР: В каком смысле?
АННА: Она довольно пожилая, но хочет всем нравится...
КНИППЕР: Сколько, ты думаешь ей лет?
АННА: Лет пятьдесят....
КНИППЕР: Милая, разве это называется "пожилая"... Мне восемьдесят пять, я тоже хочу всем нравиться.
АННА: Извините, я не хотела вас обидеть...
КНИППЕР: Я не из обидчивых...
АННА: Ольга Леонардовна, нам на лекциях говорили, что Раневскую вместе с Чеховым создали вы. Раневская - это вы...
КНИППЕР: Антон писал мне: "Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала взять верный тон; придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеваться... Ты это все умеешь"... Анна, надень это пальто и пройдись по сцене, как Раневская...

1. Самостоятельно подберите подчинительный временной союз, который должен стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите этот союз.

пока

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПОКАЗЫВАТЬ
2) ИГРАТЬ
3) ИСПОЛНИТЬ
4) ВЕРНЫЙ
5) МАНЕРА

245

3. Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте раскрывается проблема сценического мастерства.
2)
3)
4)
5)

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) крЕмня
2) кУхонный
3) закупОрив
4) навралА
5) кровотОчащий

24

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слов

Холодные ДОЖДЕВЫЕ капли скатывались с насквозь промокшей шерсти Бима.
Отправляемому документу присваивают номер, который заносят в журнал регистрации ИСХОДЯЩИХ документов.
Когда доходит до серьёзного дела, Валентин становится жёстким, НЕСТЕРПИМЫМ к окружающим.
артистическая карьера
оплата аренды

нетерпимым

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

правильное

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯЖЬТЕ
ИНСТРУКТОРЫ

лягте

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) скр..пить (документы), …, просв..тительский (проект)
2)
3) прад..ксальный, акк..мпанемент, прик..снулась
4)
5)

3…

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) …, пр..седания (со штангой), пр..града
2) чере..полосица, …, …
3) с..змала, из..мать, …
4) ар..ергард, л..ющийся, раз..ехаться
5) …, пр..образ, …

235

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подерг..вая, обессил..л (врага)

2) ветр..ная (мельница), плат..ной (шкаф)
3) матрос..кий, француз..кий
4) собач..нка, ей хорош..
5) …, бан..ик

1234

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) журавли курлыч..т, …
2) неотъемл..мый, …
3) выгор..т, …
4) замеш..н (в деле), …
5) ... , леле..в

25

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера этих предложений.

1) Отнюдь не высокий
2) …, если не лучшая
3) …, но…
4) полное причастие с зависимым словом
5) полное причастие без зависимого слово

35

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов

1) за границу… полмесяца
2)
3) в течение напоказ
4) То же самое … как будто
5) За неимением … по прежнему пути

35

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква НН.
Деревя(1)ый … два кратких причастия… отечестве(4)ыми

14

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
,разумеется,
кажется в роли сказуемого
12

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

47 – знаки препинания в СПП

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Прежде, в молодости, я любил живопись. (2)Сначала это были просто цветные иллюстрации в журнале «Огонек» или почтовые открытки с репродукциями. (3)«Утро в сосновом лесу» Шишкина: таинственный бор, неведанные звери-медведи. (4)Или могучее, тоже неведанное, море Айвазовского, его «Девятый вал».
(5)Потом были музеи: Третьяковка – в Москве, Русский – в Питере. (6)Ходил туда порою изо дня в день.
(7)Покупал заранее билеты и поутру, в безлюдье, устремлялся в залы далекие, чтобы никто не мешал, к Валентину Серову, к Поленову, к Саврасову, смотрел и думал.
(8)В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном – красой непостижимой. (9)Спасибо художникам. (10)Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное. (11)Этюд в Русском музее. (12)Даже не помню чей, кажется Шишкина. (13)Клочок земли, трава и простые ромашки. (14)Но вдруг словно стены ушли, и большого города нет, а живая земля – вот она, и живая трава, цветок. (15)Разве не чудо? (16)Или портрет Нади Дервиз Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа.(17)И вовсе ведь не красавица. (18)Но какие глаза…
(19)Какое лицо дивное! (20)Вот он – живой человек, мне близкий. (21)А сколько их рядом!.. (22)Проходят мимо, мною незамеченные. (23)Спасибо художникам. (24)Они помогли мне. (25)Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. (26)И все это здесь, возле старого дома.
(27)Обычный августовский вечер. (28)Пора заката. (29)Что-то делал в саду, потом к дому пошел. (30)Ненароком взглянул в сторону закатную и встал. (31)Вроде давно живу, ко всему привык, а вот глянул и замер, обо всем забыв.
(32)Иссиня-черная туча прикрыла заходящее солнце, нависнув мрачной скалой над вечереющим миром. (33)Рваные края ее зловеще багровеют. (34)А рядом светит алостью чистое небо.
(35)Темная, фиолетовая синь, багровые тревожные отсветы, алый пламень – и все это в полнеба.
(36)А понизу, от земли вечереющей, на фоне мрачной синевы молочным дымом поднимаются легкие облака, словно купы цветущих деревьев. (37)Видится, чудится: пожар заката, пламень его и угли, темная мгла, но белый небесный сад восстает, зацветает.
(38)А потом солнце зашло, и все на глазах потухло.
(39)Кончился день, и приходит ночь – пора одиночества. (40)Темная земля – словно малая лодка. (41)Просторное небо светит огнями звездными. (42)Манит и манит фиолетовой тьмою и серебряным светом. (43)Так хорошо, так красиво, спокойно… (44)Так величаво, торжественно звучит слитный хор садовых сверчков, словно неземная песнь. (45)Но зябко. (46)Даже в теплой ночи льдистый холод не сразу, но проникает в душу и сердце.
(46)Так и должно быть, когда стоишь на пороге мира чужого, вечного. (47)Видишь его простор, его огни. (48)Дальше ступить – не твоя воля. (49)Но настанет час. (50)От этой мысли холодеет сердце. (51)Хорошо, когда рядом земное, человечье тепло. (52)Оно отогреет, поможет забыться. (53)До утра.
(54)Когда просыпаешься в новом дне, словно в новой жизни, и все тебе в радость, будто впервой. (55)Нежно, вполголоса поет для тебя малая птаха в смородиновой гущине. (56)И сладкий утренний воздух вдыхаешь, словно впервой. (57)Еще незрелую вишню рвешь горстями и ешь, морщишься, но снова рвешь, потому что просит душа этой кислины, терпкости. (58)Или нежная пресная сладость ягод тутовника. (59)Смородина… (60)Или вишня поздняя, припеченная, черная, с горчиной. (61)Пряные абрикосы…
(62)А напослед – ковш утренней прохладной воды, из глубокой земли пришедшей. (63)И еще один, верхом, чтобы лицо остудить. (63)А в теплую пору и ведра-другого не жалко. (65)Разом, с головы до пят. (66)Чтобы не только слухом, чутьем и взглядом, но всей плотью, душою почуять утренний час на земле, возле старого дома.
(по Б.П. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род.в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик не видел репродукций до первого посещения музея.
2) Рассказчик благодарен художникам.
3) Живопись давала рассказчику возможность подумать…
4) Картины открыли красоту архитектуры.
5) Для рассказчика самым важным является общение с природой.

235

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено описание.
2) Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях … содержится рассуждение ???
4) Предложение 41 указывает на следствие того, о чём говорится в 40 предложении.
5) В предложениях32-34 содержится повествование.

23

24. Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10 (художники - они)

25. Из предложений 62-66 выпишите антонимы (антонимическую пару).

прохладной теплую

26.синтаксическое средство А ___ (предложение 15), троп Б____ (в предложениях 36, 40), лексическое средство В ____ («на глазах» предложение 38, «проникает в душу» предложение 46), приём Г ____ (предложения …-…, 51-52)

Список терминов:
1) однородные члены предложения
2) инверсия
3) парцелляция
4) риторический вопрос
5) синонимы
6) фразеологизм
7) антонимы
8) олицетворение
9) сравнение

4693

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Примерный круг проблем
1) Какова роль искусства в жизни человека?
2) Как искусство может повлиять на человека, формирование его характера? Чему может научить человека искусство?
3) Каково влияние природы на человека?