Для успешного выполнения задания 9 («Правописание гласных в корне») рекомендуем воспользоваться примерами слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, они все собраны тут >>

В ЕГЭ по русскому языку в 2025 году правописание согласных в корне проверяться не будет. Однако правописание гласных в корне может проверяться на разных уровнях.

Список корней с безударными чередующимися гласными и список слов, написание которых требует запоминания (линейка 9)

Корни с безударными
чередующимися гласными  
Примеры из задания 9 ЕГЭ   Особые слова (следует
запомнить написание)
лаг//лож предпол..гать
предпол..жить

по́лог
слогово́й

раст//ращ//рос р..стение
вы́р..щенный
подр..сли
росток
ростовщик
Ростов
Ростислав
подростковый
отрасль
на вырост

скак//скоч ск..кать (галопом)
заск..чу (к маме)
скачок
скачу (на лошади)
скачи (на лошади)
скачкообразно
кас//кос к..саться
к..снуться

 
бер//бир
дер//дир
мер//мир
пер//пир
тер//тир
блест//блист
жег//жиг
стел//стил
чет//чит
уб..ру, уб..рать
отд..рёшь, отд..раешь
зам..р, зам..рать
зап..реть, зап..рать
выт..реть, выт..рать
бл..стеть, бл..стать
выж..г, выж..гать
расст..лить, расст..лать
вы́ч..ты, выч..та́ть

обжиг, отжиг, розжиг

сочетать, сочетание, чета
…им(ин)…//…а(я)… сн..мать
сж..мать

выжимка
подниму

гор//гар

г..реть

 
клон//клан

покл..няться

 
твор//твар

тв..рение

утварь

плав//плов//плыв пл..вучий (дом) пловец
пловчиха
(напитанный водой) плывун

мак//мок//моч м..кать (перо в чернильницу)
пром..кашка
пром..чить

 
равн//ровн (математическое) ур..внение
подр..внять (чёлку)
поравняться
равняйсь
равнение
равнина
уровень
поровну
ровесник

Задание 10

Для успешного выполнения задания 10 («Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок») следует расширять свой лексикон, пополняя его в том числе словами, имеющими иноязычные приставки и элементы. Например: пророссийские (интересы), прообраз (будущего), прототип (героя); фельдъегерь, панъевропейский; дезинфекция, постинфарктный.

В языковом материале задания 10 ЕГЭ по русскому языку могут быть представлены также смежные с приставками элементы, которые исторически были приставками и/или имеют графическое сходство с ними. Например: преступление, пресечь; приказ, пригласить; взимать, спортинвентарь; адъютант, субъект.

Задание 11

Для успешного выполнения задания 11 («Правописание суффиксов») рекомендуется повторить
правила, применение которых требует указанное задание (далее приводятся не сами правила, а
только отсылки к ним):
- ЕК-ИК (ЧИК, НИК) – замочек, ключик;
- ЧИК-ЩИК – вкладчик, барабанщик;
- ЕЦ-ИЦ – красавец, красавица, платьице, пальтецо;
- ИНК-ЕНК – жемчужинка, песенка;
- ИЧК-ЕЧК – пуговичка, ложечка;
- ИНСТВ-ЕНСТВ – меньшинство́, пе́рвенство;
- суффиксы имён существительных с устойчивым написанием – тишИна, белИЗНа, празднЕСТВо, писаТЕЛЬ, дизайнЕР, маЕТа, правОТа, горЕСТЬ, гордОСТЬ, котлОВИНа, сердцЕВИНа;
- слова с несколькими суффиксами – наставНИЧ-ЕСТВо;
- К-СК – резкий, киргизский;
- ЯН-ЕН(ЕНН)-ИН – масляная (краска), масленый (блин), достоин;
- ЕЧ-АЧ – лягу́шечий – лягуша́чий;
- ИВ-ЕВ – строевой, милостивый;
- суффиксы имён прилагательных с устойчивым написанием – задумчивый, заботливый, глинистый, узорчатый;
- гласная в инфинитиве и глаголе в форме прошедшего времени: ненавидЕть, таЯли, обессилЕть (самому), обессилИть (врага);
- ОВА(ЕВА)-ЫВА(ИВА)-ВА – рисовать, раздумывать, преодолевать, оборудование;
- А-О – издавна, влево, дословно;
- О-Ё-Е – речонка, глянцевый, лишён, дирижёр;
- Ы-И – сестрицын, акция.

В языковом материале задания 11 ЕГЭ по русскому языку могут быть представлены слова, в которых не нужно вставлять буквы. Например: плос..кий, турец..кий.
При этом подобные слова не могут образовать пару и войти в правильный ответ

Для успешного выполнения задания 11 («Правописание суффиксов») следует расширять свой лексикон. Например, обязательно уточните лексическое значение ряда слов: парчовый (сарафан), кумачовая (рубаха), чесучовый (пиджак), песцовый (воротник), холщовая (сумка), сургучовая (печать), изразцовая (печь); ситцевая (ткань), гуттаперчевая (трубка), кварцевые (часы).

Для верного распознания слов в задании 11 часто используется контекстное расширение. Например: рассказ..ик (человек), дрессиров..ик (название профессии).

В задании 11 могут быть использованы следующие слова с точки зрения написания суффиксов в них: продлевать, затмевать, застревать, обуревать, встревать, подразумевать, недоумевать, намереваться.

Задание 12

В задании 12 могут быть использованы следующие слова с точки зрения написания суффиксов в них: (не)приемлемый, неотъемлемый, незыблемый, (не)движимый, брезжущий, всеобъемлющий, выро(а)вненный

Задание 13

Для успешного выполнения задания 13 («Правописание не и ни») необходимо помнить правила слитного и раздельного написания не только с НЕ, но и с НИ. Например: ни один, ни разу, ни о ком; нисколько, ничуть, никто иной.

Задание 14

Для успешного выполнения задания 14 («Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи») рекомендуем воспользоваться примерами наречий, которые могут вызвать трудности в написании.

Список наречий со слитным написанием  Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием
   Без оглядки, без разбору, без спросу, без толку, без умолку, бок о бок.
Вблизи, вбок, вброд, вверх, вглубь, вдалеке, вдали, вдаль, вдвое, вдвоём, взаперти, вконец, влево, вместе, вмиг, вначале, вниз, внизу, вничью, внутри, внутрь, вовремя, вовсю, воедино, вокруг, вообще, впервые, впереди, вперемешку, вперёд, вплотную, вполголоса, вполоборота, вполсилы, впоследствии, впотьмах, вправду, вправе, вправо, впрочем, врассыпную, врастяжку, всерьёз, всецело, вскользь, вскоре, вслед, всплошную, втайне, втрое, втроём, вширь

 
Добела, доверху, донельзя, досуха, досыта, дочиста

 До сих пор, друг друга, до завтра, до конца.

Замуж, заодно, затем, зачастую, зачем

 За глаза, за границей, за границу.

Кверху, кряду, кстати.

 Как будто, как раз, как только, к вечеру, к утру.

Набок, навек, наверх, наверху, навзничь, навсегда, навстречу, надвое, наедине, назавтра, назад, назло, назубок, наизусть, накануне, наконец, налево, наоборот, наперегонки, наперекор, наперёд, напоказ, наполовину, направо, напротив, напрямую, наравне, нараспашку, наружу, насквозь, насколько, насмерть, насовсем, наспех, настежь, настолько, натрое, наугад, наутёк, наутро.

 На бегу, на вид, на виду, на глаз, на глазок, на днях, на лету, на миг, на ощупь, на радостях, на редкость, на совесть, на убыль, на ходу.

Откуда, отсюда, оттого, оттуда, отчасти, отчего.

 
Поближе, побольше, побыстрее, поверху, повсюду, позади, поистине, поменьше, помимо, поначалу, поневоле, понемногу, поодиночке, поровну, попросту, поскольку, поскорее, посреди, посредине, потому, поочерёдно, почему, поэтому.

По временам, по двое, по крайней мере, по мере, по одному, по очереди, по памяти, по праву, по совести, по ходу, по трое, про себя

Сбоку, сверху, сейчас, сзади, слева, снаружи, сначала, снизу, снова, совсем, сразу, сплеча, справа.

С виду, след в след, со временем, с полуслова, с разбегу, с размаху, с ходу

Тотчас.

 

 Следует различать слитно пишущиеся наречия и совпадающие с ними в буквенном составе, но пишущиеся раздельно сочетания предлогов со словами других частей речи (сущ., прил., нар., мест.). В таком различении большую роль играет контекст. Ср. следующие пары примеров: уехать насовсем (нар., отвечает на вопрос «как?») – сослался на совсем старые данные (предлог на, относящийся к сущ. данные, + нар. совсем, относящееся к прил. старые и образующее с ним словосочетание); поговорить с кем-нибудь напрямую – выйти на прямую дорогу; действовать заодно с кем-нибудь – посчитать два посещения за одно; удивился, затем рассмеялся – за тем домом уже поля; вначале всем было интересно – в начале пути все оживлённо шутили; посмотреть наверх – с обрыва на верх повозки посыпались камни; вдали виден лес – в дали, скрытой туманом; глядеть вдаль – всматриваться в даль степей; распространяться вглубь и вширь – вникать в глубь, в суть проблемы; сделать втайне – сохранить в тайне.

 В основном в задании 14 используются сложные прилагательные, в которых однонаправленно действуют два фактора, определяющих их написание: наличие/отсутствие суффикса в первой части и образование от сочинительного/подчинительного сочетания слов. Например, сложные имена прилагательные выпукло-вогнутый, кабельно-спутниковый, колюще-режущий, осенне-зимний, садово-парковый пишутся через дефис, потому что наличествует суффикс в первой части и образованы они от сочетаний с сочинительной связью между элементами. А сложные прилагательные йодсодержащий, овощемоечный, рельсоукладочный, сталелитейный пишутся слитно, поскольку в их первой части нет суффикса и образованы они от сочетаний с подчинительной связью между элементами.