Для успешного выполнения задания 9 («Правописание гласных в корне») рекомендуем воспользоваться примерами слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, они все собраны тут >>
В ЕГЭ по русскому языку в 2025 году правописание согласных в корне проверяться не будет. Однако правописание гласных в корне может проверяться на разных уровнях.
Список корней с безударными чередующимися гласными и список слов, написание которых требует запоминания (линейка 9)
Корни с безударными чередующимися гласными |
Примеры из задания 9 ЕГЭ | Особые слова (следует запомнить написание) |
лаг//лож | предпол..гать предпол..жить |
по́лог слогово́й |
раст//ращ//рос | р..стение вы́р..щенный подр..сли |
росток ростовщик Ростов Ростислав подростковый отрасль на вырост |
скак//скоч | ск..кать (галопом) заск..чу (к маме) |
скачок скачу (на лошади) скачи (на лошади) скачкообразно |
кас//кос | к..саться к..снуться |
|
бер//бир дер//дир мер//мир пер//пир тер//тир блест//блист жег//жиг стел//стил чет//чит |
уб..ру, уб..рать отд..рёшь, отд..раешь зам..р, зам..рать зап..реть, зап..рать выт..реть, выт..рать бл..стеть, бл..стать выж..г, выж..гать расст..лить, расст..лать вы́ч..ты, выч..та́ть |
обжиг, отжиг, розжиг сочетать, сочетание, чета |
…им(ин)…//…а(я)… | сн..мать сж..мать |
выжимка подниму |
гор//гар |
г..реть |
|
клон//клан |
покл..няться |
|
твор//твар |
тв..рение |
утварь |
плав//плов//плыв | пл..вучий (дом) | пловец пловчиха (напитанный водой) плывун |
мак//мок//моч | м..кать (перо в чернильницу) пром..кашка пром..чить |
|
равн//ровн | (математическое) ур..внение подр..внять (чёлку) |
поравняться равняйсь равнение равнина уровень поровну ровесник |
Задание 10
Для успешного выполнения задания 10 («Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок») следует расширять свой лексикон, пополняя его в том числе словами, имеющими иноязычные приставки и элементы. Например: пророссийские (интересы), прообраз (будущего), прототип (героя); фельдъегерь, панъевропейский; дезинфекция, постинфарктный.
В языковом материале задания 10 ЕГЭ по русскому языку могут быть представлены также смежные с приставками элементы, которые исторически были приставками и/или имеют графическое сходство с ними. Например: преступление, пресечь; приказ, пригласить; взимать, спортинвентарь; адъютант, субъект.
Задание 11
Для успешного выполнения задания 11 («Правописание суффиксов») рекомендуется повторить
правила, применение которых требует указанное задание (далее приводятся не сами правила, а
только отсылки к ним):
- ЕК-ИК (ЧИК, НИК) – замочек, ключик;
- ЧИК-ЩИК – вкладчик, барабанщик;
- ЕЦ-ИЦ – красавец, красавица, платьице, пальтецо;
- ИНК-ЕНК – жемчужинка, песенка;
- ИЧК-ЕЧК – пуговичка, ложечка;
- ИНСТВ-ЕНСТВ – меньшинство́, пе́рвенство;
- суффиксы имён существительных с устойчивым написанием – тишИна, белИЗНа, празднЕСТВо, писаТЕЛЬ, дизайнЕР, маЕТа, правОТа, горЕСТЬ, гордОСТЬ, котлОВИНа, сердцЕВИНа;
- слова с несколькими суффиксами – наставНИЧ-ЕСТВо;
- К-СК – резкий, киргизский;
- ЯН-ЕН(ЕНН)-ИН – масляная (краска), масленый (блин), достоин;
- ЕЧ-АЧ – лягу́шечий – лягуша́чий;
- ИВ-ЕВ – строевой, милостивый;
- суффиксы имён прилагательных с устойчивым написанием – задумчивый, заботливый, глинистый, узорчатый;
- гласная в инфинитиве и глаголе в форме прошедшего времени: ненавидЕть, таЯли, обессилЕть (самому), обессилИть (врага);
- ОВА(ЕВА)-ЫВА(ИВА)-ВА – рисовать, раздумывать, преодолевать, оборудование;
- А-О – издавна, влево, дословно;
- О-Ё-Е – речонка, глянцевый, лишён, дирижёр;
- Ы-И – сестрицын, акция.
В языковом материале задания 11 ЕГЭ по русскому языку могут быть представлены слова, в которых не нужно вставлять буквы. Например: плос..кий, турец..кий.
При этом подобные слова не могут образовать пару и войти в правильный ответ
Для успешного выполнения задания 11 («Правописание суффиксов») следует расширять свой лексикон. Например, обязательно уточните лексическое значение ряда слов: парчовый (сарафан), кумачовая (рубаха), чесучовый (пиджак), песцовый (воротник), холщовая (сумка), сургучовая (печать), изразцовая (печь); ситцевая (ткань), гуттаперчевая (трубка), кварцевые (часы).
Для верного распознания слов в задании 11 часто используется контекстное расширение. Например: рассказ..ик (человек), дрессиров..ик (название профессии).
В задании 11 могут быть использованы следующие слова с точки зрения написания суффиксов в них: продлевать, затмевать, застревать, обуревать, встревать, подразумевать, недоумевать, намереваться.
Задание 12
В задании 12 могут быть использованы следующие слова с точки зрения написания суффиксов в них: (не)приемлемый, неотъемлемый, незыблемый, (не)движимый, брезжущий, всеобъемлющий, выро(а)вненный
Задание 13
Для успешного выполнения задания 13 («Правописание не и ни») необходимо помнить правила слитного и раздельного написания не только с НЕ, но и с НИ. Например: ни один, ни разу, ни о ком; нисколько, ничуть, никто иной.
Задание 14
Для успешного выполнения задания 14 («Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи») рекомендуем воспользоваться примерами наречий, которые могут вызвать трудности в написании.
Список наречий со слитным написанием | Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием |
Без оглядки, без разбору, без спросу, без толку, без умолку, бок о бок. | |
Вблизи, вбок, вброд, вверх, вглубь, вдалеке, вдали, вдаль, вдвое, вдвоём, взаперти, вконец, влево, вместе, вмиг, вначале, вниз, внизу, вничью, внутри, внутрь, вовремя, вовсю, воедино, вокруг, вообще, впервые, впереди, вперемешку, вперёд, вплотную, вполголоса, вполоборота, вполсилы, впоследствии, впотьмах, вправду, вправе, вправо, впрочем, врассыпную, врастяжку, всерьёз, всецело, вскользь, вскоре, вслед, всплошную, втайне, втрое, втроём, вширь |
|
Добела, доверху, донельзя, досуха, досыта, дочиста |
До сих пор, друг друга, до завтра, до конца. |
Замуж, заодно, затем, зачастую, зачем |
За глаза, за границей, за границу. |
Кверху, кряду, кстати. |
Как будто, как раз, как только, к вечеру, к утру. |
Набок, навек, наверх, наверху, навзничь, навсегда, навстречу, надвое, наедине, назавтра, назад, назло, назубок, наизусть, накануне, наконец, налево, наоборот, наперегонки, наперекор, наперёд, напоказ, наполовину, направо, напротив, напрямую, наравне, нараспашку, наружу, насквозь, насколько, насмерть, насовсем, наспех, настежь, настолько, натрое, наугад, наутёк, наутро. |
На бегу, на вид, на виду, на глаз, на глазок, на днях, на лету, на миг, на ощупь, на радостях, на редкость, на совесть, на убыль, на ходу. |
Откуда, отсюда, оттого, оттуда, отчасти, отчего. |
|
Поближе, побольше, побыстрее, поверху, повсюду, позади, поистине, поменьше, помимо, поначалу, поневоле, понемногу, поодиночке, поровну, попросту, поскольку, поскорее, посреди, посредине, потому, поочерёдно, почему, поэтому. |
По временам, по двое, по крайней мере, по мере, по одному, по очереди, по памяти, по праву, по совести, по ходу, по трое, про себя |
Сбоку, сверху, сейчас, сзади, слева, снаружи, сначала, снизу, снова, совсем, сразу, сплеча, справа. |
С виду, след в след, со временем, с полуслова, с разбегу, с размаху, с ходу |
Тотчас. |
Следует различать слитно пишущиеся наречия и совпадающие с ними в буквенном составе, но пишущиеся раздельно сочетания предлогов со словами других частей речи (сущ., прил., нар., мест.). В таком различении большую роль играет контекст. Ср. следующие пары примеров: уехать насовсем (нар., отвечает на вопрос «как?») – сослался на совсем старые данные (предлог на, относящийся к сущ. данные, + нар. совсем, относящееся к прил. старые и образующее с ним словосочетание); поговорить с кем-нибудь напрямую – выйти на прямую дорогу; действовать заодно с кем-нибудь – посчитать два посещения за одно; удивился, затем рассмеялся – за тем домом уже поля; вначале всем было интересно – в начале пути все оживлённо шутили; посмотреть наверх – с обрыва на верх повозки посыпались камни; вдали виден лес – в дали, скрытой туманом; глядеть вдаль – всматриваться в даль степей; распространяться вглубь и вширь – вникать в глубь, в суть проблемы; сделать втайне – сохранить в тайне.
В основном в задании 14 используются сложные прилагательные, в которых однонаправленно действуют два фактора, определяющих их написание: наличие/отсутствие суффикса в первой части и образование от сочинительного/подчинительного сочетания слов. Например, сложные имена прилагательные выпукло-вогнутый, кабельно-спутниковый, колюще-режущий, осенне-зимний, садово-парковый пишутся через дефис, потому что наличествует суффикс в первой части и образованы они от сочетаний с сочинительной связью между элементами. А сложные прилагательные йодсодержащий, овощемоечный, рельсоукладочный, сталелитейный пишутся слитно, поскольку в их первой части нет суффикса и образованы они от сочетаний с подчинительной связью между элементами.