В сочинении ОГЭ нужно уметь правильно подобрать аргументы, используя литературные произведения ли собственный опыт. Лояльнее проверяющие относятся к сочинениям по произведениям, из них аргументы и рассмотрим, тем более, что одним произведением можно проиллюстрировать несколько понятий. Эти произведения можно использовать для аргументации на ОГЭ в задании 13.3, на ЕГЭ в задании 27, а также на итоговом сочинении.

В.П.Астафьев "Зачем я убил коростеля?"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

- выбор
- доброта
- жизненные ценности
- ответственность
- отзывчивость
- сострадание

О чем произведение?

Рассказчик вспоминает, как в детстве, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу, которая попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок. В порыве азарта мальчик догнал птицу и захлестал её сырым удилищем. Взяв мёртвую птицу в руки, рассказчик понял, что это коростель, который не смог уйти со своей стаей на юг — у него не было лапки. Ему стало жаль загубленную птицу, и он похоронил коростеля у обочины. С тех пор рассказчик каждую весну ждёт коростелей с чувством вины. Он знает, как нелегко маленькой птичке добраться до России. Коростели покидают Африку в апреле и почти всю дорогу идут пешком, перелетая только Средиземное море. Птицы стараются обходить города и пересекают только небольшой городок на юге Франции. Коростель стал символом этого города, а его жители каждый год отмечают праздник коростеля и пекут из теста фигурки птиц. Много лет рассказчик живёт на свете, прошёл войну, но до сих пор не может простить себе убийства того коростеля.

Какой вывод можно сделать?

Рассказ-исповедь В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" заставляет задуматься о многом. Можно ли оправдать жестокость малым возрастом? Зачем нам дана совесть? Должны ли мы чувствовать ответственность за все, что совершаем? Автор учит нас беречь природу, уметь проявлять сострадание, признавать свои ошибки, жить по совести.

В.П.Астафьев "Васюткино озеро"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

- истинный характер
- любознательность
- материнская любовь
- решимость
- сила духа
- слава
- уважение
- экстремальные ситуации

О чем произведение?

На Енисее рыболовная бригада Григория Шадрина занималась промыслом. Ловля шла плохо, рыба опустилась на дно. Рыбаки вынуждены были остановиться и переждать этот период на берегу, в избушке, построенной когда-то научной экспедицией. Васютка, сын бригадира, вместе с мамой жили здесь же.

Чтобы порадовать рыбаков, Васютка ходил в тайгу собирать кедровые шишки, но на ближайших деревьях шишки закончились, и мальчик углублялся в тайгу все дальше. Однажды Васютка увидел глухаря. Ему удалось подстрелить его. Когда герой настиг птицу, он понял, что заблудился. Вася вспомнил рассказы отца и деда о том, как выживать в тайге, применил навыки охотника и знания о родном крае: разжег костер, запасся дровами на ночь, зажарил убитого глухаря и приготовился к ночлегу. Всего мальчик провел в таежном лесу четыре ночи и почти пять дней. Питался он ягодами, орехами и птицей.

По пути Васютка наткнулся на озеро, где было множество белой рыбы. Мальчик заметил особенность озера: в нем водилась речная рыба. Он начал исследовать озеро и нашел, где из него вытекает небольшая река, которая в итоге привела его к самому Енисею.

На следующий день мимо проплывал рыболовецкий катер, и мальчик стал отчаянно привлекать внимание, звать на помощь, даже бросился в воду. Васютка сразу узнал бригадира, дядя Коляда был знакомым его отца. Подростка сразу обогрели, накормили, уложили спать и повезли к родне.

Мальчику очень обрадовались, мать отпаивала его травами, дед хвалил. А когда пришел отец, который искал все эти дни сына, маленький герой рассказал ему о своей находке. Васютка повел бригаду к водоему. Там и правда оказалось много рыбы, поэтому промысел перенесли с Енисея на озеро и называли его в честь Васютки – Васюткиным озером.

Какой вывод можно сделать?

Главная мысль рассказа «Васюткино озеро» заключается в том, что в самой трудной ситуации не нужно отчаиваться и сдаваться без борьбы. Сильная воля и крепкий дух помогут перенести все трудности.
Этот рассказ учит нас быть смелыми, находчивыми. Также произведение подчёркивает важность традиционных знаний, передаваемых от старших поколений младшим, и любви к родной природе, которая помогает герою найти дорогу домой и сделать важное открытие.

Ю.Яковлев "Багульник"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

- бескорыстность
- внутренний мир
- доброта
- жизненные ценности
- ответственность
- отзывчивость
- сострадание

О чем произведение?

Главный герой рассказа, мальчик Коста, кажется одноклассникам и молодой учительнице Женечке странным и молчаливым человеком. Он часто зевает на уроках, молчит, приносит в класс веточки багульника, которые тщательно поливает, пока они не зацветут. Косту все время видят с разными собаками. Никто не знает, какое отношение к мальчику имеют эти собаки, даже его родители, ведь в доме Косты никогда не было собак.
И Женечка отправляется за Костой. С удивлением она узнает, что Коста выгуливает чужих собак: забытого хозяевами на балконе боксера, собаку старика с палкой, таксу больного мальчика, собаку, ждущую у моря своего погибшего хозяина. И учительница новыми глазами смотрит на Косту, а когда тот засыпает на уроке, просит ребят не шуметь.

Какой вывод можно сделать?

Основная мысль рассказа заключается в том, что истинная доброта и сострадание проявляются в повседневных делах и заботе о тех, кто нуждается в помощи. Автор подчёркивает, что внутренний мир человека, его добрые поступки и искреннее внимание к другим важнее внешних проявлений и поверхностных суждений.

Б.Васильев "Экспонат №"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

Материнская любовь
Ответственность за поступки
Отзывчивость
Понимание
Сострадание
Черствость
Бездушие
Жестокость
Память
Смысл жизни

О чем произведение?

"Я вернусь, мама! - это были последние слова, которые услышала мать, провожая на войну сына. С этими словами она просыпалась и засыпала. Так случилось, что сын (его звали Игорь) успел написать матери с фронта только одно письмо. Второе письмо пришло от его фронтового товарища, в нем говорилось о том, что Игорь погиб, а следом пришла похоронка. Это было все, что осталось у матери от сына. Кончилась война, жизнь стала постепенно налаживаться. Анна Федотовна (так звали мать) смогла не потеряться в этой жизни, нашла себя, став частью семьи Володи, соседа по коммуналке, который женился на девушке, с которой когда-то ее сын хотел "переписываться". Но каждый вечер, перед сном она перечитывала эти два бесценных для нее письма и вспоминала о своем Игорьке. Шли годы, мать старела, Володина семья разрослась, появились внуки. Однажды к Анне Федотовне пришли пионеры и попросили у нее письма Игоря, они нужны были для музейной экспозиции. Не в силах расстаться с единственными оставшимися ей от Игоря памятными вещами, Анна Федотовна отказала.
Пионеры, воспользовавшись слепотой пожилой женщины, украли у нее эти письма. Подавленная свалившимся на нее горем, Анна Федотовна умирает.
А письма так и остались пылиться в запасниках музея, обозначенные как экспонат №...

Какой вывод можно сделать?

Главная мысль рассказа заключается в том, никакие подлые и бесчестные поступки не могут быть оправданы добрыми намерениями. Автор учит нас с пониманием относиться к пожилым людям, уважать их память и почтительно относиться к тому, что представляет для них ценность. Писатель призывает нас всегда помнить, что главное в жизни - это нести добро и стараться сделать жизнь людей лучше.

В.Богомолов "Рейс "Ласточки"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

- Взаимовыручка
- Выбор/нравственный выбор
- Нравственные ценности
- Общее дело
- Решимость
- Сила духа
- Героизм

О чем произведение?

Действие рассказа происходит в годы Великой Отечественной войны на Волге, где немецкие самолеты бомбили советские паромы, плоты и баржи, перевозившие на другой берег боеприпасы и раненых. Однажды закончились боеприпасы, и сержант Смирнов известил противоположный берег о необходимости срочно доставить груз. На помощь выслали маленький тихоходный пароход «Ласточка», на котором служило всего три человека: капитан, механик и дочь механика. Когда началась воздушная атака, капитан Василий Крайнов ловко маневрировал судном и уводил баркас от попаданий. Но одна мина угодила на баржу, и начался пожар. Бойцы, зная, что боеприпасы в любой момент могли взорваться, начали тушить шинелями и бушлатами языки пламени. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

Какой вывод можно сделать?

Основная мысль рассказа заключается в том, что настоящие герои — это самые обыкновенные люди, которые делают всё от них зависящее для того, чтобы внести свой вклад в общее дело, приблизить победу, не обращая внимания на грозящую им опасность и не думая о возможной смерти. Произведение учит читателей стойкости и мужеству, любви к Родине, призывает хранить вечную память о подвиге тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны.

Ю.Я.Яковлев "Рыцарь Вася"

Какие понятия можно проиллюстрировать?

Бескорыстность
Выбор
Доброта
Внешняя и внутренняя красота
Одиночество
Отзывчивость
Решимость
Слава
Истинный и ложный героизм
Экстремальные ситуации

О чем произведение?

Васю Рыбакова за неуклюжесть, медлительность и полноту дразнили тюфяком. Одноклассники над ним смеялись, учителя делали замечания, даже мама вечно была им недовольна. Но никто из них не догадывался, что этот полный неповоротливый мальчик мечтает стать рыцарем, защищать слабых, совершать подвиги. И вот однажды в конце осени Вася увидел на берегу реки Димку Ковалёва и первоклассника, провалившегося под лёд. Не раздумывая, как настоящий рыцарь, Вася шагнул на хрупкий лёд и помог мальчику выбраться. Димка же всё это время бегал по берегу, размахивал руками и давал советы, а потом сам предложил отвести спасенного домой. Наутро вся школа чествовала Ковалева за его храбрость и благодарила за спасение первоклассника. Вася, хотел было рассказать правду, но постеснялся.

Какой вывод можно сделать?

Главная мысль рассказа заключается в том, что истинная смелость и благородство проявляются не в словах, а в действиях. Настоящие герои могут оставаться в тени, не требуя признания или похвалы, но именно они совершают по-настоящему значимые поступки. Также рассказ подчёркивает, что внешность и общественное мнение часто могут быть обманчивыми, и что даже тот, кого окружающие считают слабым и неуклюжим, может оказаться настоящим героем в решающий момент.

А.П.Чехов «В аптеке»

Какие понятия можно проиллюстрировать?

- Черствость
- Равнодушие
- Халатность
- Профессиональный долг
- Доброта
- Отзывчивость
- Сострадание
- Понимание
- Забота о людях

О чем произведение?

Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин сильно заболел и сразу после посещения врача отправился в аптеку, где целый час ждал, пока лекарство приготовят. А когда пришло время выкупить микстуру, Свойкин понял, что ему не хватает шести копеек. Герой очень просил провизора отпустить ему лекарство в долг, однако равнодушный и высокомерный аптекарь наотрез отказался, отправив больного учителя домой за деньгами. Несчастный больной так и не смог вернуться в аптеку, свалившись дома с ног и уснув тревожным горячечным сном.

Какой вывод можно сделать?

Основная мысль рассказа А. П. Чехова «В аптеке» — необходимость отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Какие понятия можно проиллюстрировать?

— Благодарность
— Доброта
— Жизненные ценности
— Понимание
— Забота о людях

О чем произведение?

1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества.

Какой вывод можно сделать?

Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

А.И. Куприн «Куст сирени»

Какие понятия можно проиллюстрировать с помощью примеров из произведения Куприна?

Благодарность
Взаимовыручка
Взаимопонимание
Забота о людях
Любовь
Понимание
Счастье
Сила духа

О чем произведение?

В произведении рассказывается история супругов Алмазовых. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Поступить туда ему удалось лишь с третьей попытки. Хотелось все бросить, но жена помогла не сдаться. Когда Николай провалил экзамен, потому что поставил пятно на плане местности и замаскировал его под кусты, Верочка поддержала мужа в трудной ситуации. Чтобы не отчислили мужа, Вера придумала план - посадить за ночь кусты сирени. Для этого пришлось заложить драгоценности. Старика-садовника с трудом удалось уговорить, несмотря на позднее время, помочь высадить кусты. История с кустами прошла благополучно: работу удалось сдать. Профессор извинился, а Алмазовы не могли нарадоваться успешному делу.

Какой вывод можно сделать?

В этом произведении мы видим пример понимания — умения проникнуться трудностями другого человека, поддержать его. «Куст сирени» – трогательный, романтический рассказ о настоящей любви, раскрывающий секрет счастливых отношений. Истинная любовь невозможна без жертвенности, и это на своём примере доказали главные герои произведения.

И.А.Бунин "Лапти"

Какие понятия можно проиллюстрировать примерами из текста?

Доброта
Забота о людях
Бескорыстность
Самопожертвование
Подвиг

О чем произведение?

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…»

«Лапти» – печальный и очень трогательный рассказ о добром, любящем мужике, который был так сильно привязан к больному хозяйскому мальчику, что ради него рискнул собственной жизнью.

Какой вывод можно сделать?

Главной мыслью рассказа И. А. Бунина "Лапти" является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию.