Проблема: Должны ли родители влиять на увлечения своих детей?

Текст с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2025

(1)В нашем доме живёт мальчик. (2)Мы познакомились с ним, когда я выносил во двор оставшиеся после ремонта провода и изоляторы. (3)У него загорелись глаза. (4)Он забрал у меня всё. (5)А потом как-то мне понадобился напильник, и я пошел к нему. (6)С тех пор всегда обращаюсь к нему, когда мне нужна техпомощь. (7)В одной из двух комнат маленькой квартиры оборудован его рабочий уголок. (8)С потолка спускаются авиационные модели. (9)И вентилятор у него на столе самодельный. (10)А под столом бегает фантастический вездеход собственной конструкции.
(11)Родители относятся с уважением к техническим поискам сына. (12)На него не кричат, когда он приносит домой шурупы, гайки, обрезки жести. (13)Ему не говорят: (14)”3ачем мусору натаскал!”. (15)Родители понимают: для него это не мусор. (16)Без этого он не сумеет мастерить машины. (17)Как знать, может быть, и создавать своё будущее!
(18)Не всякая семья может пойти навстречу желаниям и интересам ребёнка. (19)Родители великого английского ученого Фарадея отдали его в ученики к переплётчику потому, что не имели возможности дать ему образование по способностям, да и просто не могли понять, к чему стремится их сын. (20)Но когда высокообразованные и обеспеченные люди, какими были родители замечательных русских биологов Ковалевских, сделали всё, чтобы помешать детям заниматься естественными науками, они поступили так не потому, что не имели возможности дать им естественнонаучное образование, а потому, что считали: детям не пристало самим определять выбор своего пути.
(21)Фарадею не в чем было упрекнуть своих родителей. (22)А вот Ковалевским, вероятно, было в чём своих родителей упрекнуть!
(23)Мы тревожимся, когда наши дети сдают экзамены. (24)Но ведь и нам не следует забывать о трудном экзамене, который мы держим перед своими детьми, помогая или не помогая им правильно определить свой путь, объясняя или забывая объяснить, как в выборе этого пути сливаются ответственность человека перед собой и перед обществом.
(25)Выбор пути начинается, когда ребёнок строит свою первую модель, Он рисует свой первый рисунок, впивается в одну книгу и отбрасывает другую, когда он первый раз присматривается к тому, что делаете вы и как вы это делаете.
(2б)В записной книжке Чехова есть такие строки: (27)”Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. (28)Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание…«. (29)Горечь этих строк вызвана не одной лишь судьбой человека, ошибившегося в выборе пути. (30)Не горше ли была для Чехова мысль о тех, перед кем этот мнимый учёный представал как деятель науки? (31)Безоговорочно и беспощадно решил Чехов эту тему в образе Серебрякова из пьесы «Дядя Ваня». (32)Чехов сказал о нём: (33)”…Старый сухарь, учёная вобла… ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве«.
(34)Нередко человек, выбирая профессию «без любви», выбирает её и «по расчёту». (35)По расчёту в самом прямом смысле этого слова.
(36)Люди, равнодушные к своему делу, часто оказываются отнюдь не равнодушными к «приданому», которое это дело может принести.
(37)Когда человек не любит свою профессию, за такой «брак без любви» расплачиваются не только он сам, но и его близкие. (38)Человек, берущийся не за свое дело, редко приносит людям пользу, и очень часто — вред.

(По С.Л. Львову)

Сочинение по тексту на максимальный балл

    Должны ли родители влиять на увлечения своих детей? С. Л. Львов считает, что родители не должны выбирать увлечения за детей, но важно, чтобы они поддерживали ребят в выборе их увлечений, давали возможности для развития.
    Проследим, как автор раскрывает эту позицию в тексте. Он пишет о том, как отдал соседскому мальчику провода и изоляторы, которые остались после ремонта. Для мальчика это были настоящие сокровища, потому что он увлекался техникой. Его родители понимали и принимали это увлечение, возможно, даже его будущее, как полагает С. Л. Львов. Становится очевидно, как важно с вниманием и поддержкой относиться к детским увлечениям, ведь они могут перерасти в призвание.
    Далее С. Л. Львов повествует о детстве биологов Ковалевских, родители которых «сделали все, чтобы помешать детям заниматься естественными науками… потому что считали: детям не пристало самим определять выбор своего пути». Автор полагает, что «Ковалевским… было в чем своих родителей упрекнуть». Читатель понимает, что препятствовать выбору ребенком увлечений и, возможно, призвания недопустимо и родители не могут сами сделать этот выбор.
    Противопоставление приведенных примеров позволяет писателю показать контраст между тем, как родители мальчика поддерживали его интерес к технике и не препятствовали ему в выборе занятия, и тем, как вели себя родители Ковалевских: считали, что имею право решать за своих детей.
    Я согласна с позицией автора. Считаю, что очень важно поддерживать ребенка, помогать ему заниматься тем, чем он хочет. Так, я с детства мечтала стать учителем, но чрезмерно родители переживали за меня, говорили, что учителям мало платят и это очень нервная работа, с которой мне не справиться. К счастью, меня поддержала бабушка, но без ее помощи я бы даже не могла придумать, кем мне еще стать, потому что я люблю объяснять сложные темы простым языком. Таким образом, неправильно препятствовать ребенку в выборе увлечения, напротив: лучше помогать ему найти свой путь в жизни.

(277 слов)

онлайн-школа insperia