Проблема: Какова роль современного учителя?

Текст с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2025

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении — проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве — моём незабвенном учителе.
(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.
(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу — Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.
(12)Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде — в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу — пожилые, молодые, мужчины, женщины, — все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.
(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.
(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, — мысль, впрочем, не новая, — о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа — зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.
(23)Великое дело — школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:
(26) — Учитель — это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.
(по Ф. А. Абрамову)

Сочинение по тексту на максимальный балл

     Какова роль современного учителя? Ф. А. Абрамов считает, что роль учителя сложно переоценить, потому что он «держит в руках завтрашний день, будущее планеты».
     Чтобы доказать свою позицию, автор пишет о том, что, по его мнению, «именно… от таланта, от масштабности и богатства… личности, от… душевной щедрости» учителя «во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает». Становится очевидно, что учитель играет ведущую роль в становлении личности учеников.
     Далее Ф. А. Абрамов вспоминает своего учителя — Алексея Федоровича Калинцева, который «великую любовь и уважение к себе… земляков… снискал… своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения». Читатель понимает, что учитель может влиять не только на своих учеников, но и на все общество, заставляя уважать себя, ценить свой труд.
     Второй из приведенных примеров дополняет первый, позволяя писателю показать, как проявляется влияние учителя, как реализуется его роль — быть примером и предметов восхищения не только для учеников, но и вообще для каждого человека.
     Я согласна с позицией автора, потому что знаю яркий пример, подтверждающий ее. Моя мама — учитель информатики в школе 147 Санкт-Петербурга. Она делает все возможное для своих учеников: придумывает интересные уроки, заботится о психологическом климате в классе, организует мероприятия, поддерживает ребят в трудной ситуации. Ученики и все, кто знает мою маму, благодарны за ее труд. Некоторые ребята даже собираются пойти по ее стопам и тоже стать учителями. Вот почему я считаю, что роль современного учителя в жизни общества огромна.

(229 слов)

онлайн-школа insperia