Сегодня сдаем ЕГЭ по русскому языку. Собираем сюда задания с экзамена 30 мая 2025 года.
Если вы уже отмучились, напишите в комментариях свои задания и регион.
Задания с ЕГЭ 2025 по русскому языку
29.05.25
Тестовая часть:
— 4-8 задания базовые
— 5 задание: одеть шапку (заменяем на «надеть»)
— 6 задание: первая премьера (исключаем слово «первая»)
— вся база и исключения в орфографии (глаголы на -ять и их производные), в 11 задании — приставка ПРО- (пророссийский), слово «нездешний».
Задание №9:
кОсатка (кит) (не путать со словом кАсатка — птица)
навАждение
пристЕжной (ворот)
Задание №10:
прИскорбный
прЕамбула
трансЪевропейский
инЪекция
Задание №11:
обессилИть (врага)
(земля) обезводЕла
недостоИн
Задание №12:
брезжУщий (рассвет)
изгрызЕнный
стачАнные (клинья юбки)
Задание №13:
НЕДОглядели за ребёнком
НЕ СПЕША
Задание №14:
В ОДИНОЧКУ
Девушка ВТАЙНЕ мечтала о роскошной жизни, и НАУТРО после бала она твёрдо решила, что сделает всё возможное для достижения своих целей.
Задание 1
Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска. Запишите эту частицу.
ОТВЕТ: только
в задании 1 был сочинительный противительный союз, в другом варианте подчинительный союз следствия (так что), выделительно-ограничительная частица (только / лишь), усилительная частица (даже)
Задание 2
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.
ОТВЕТ: его
Задание 3
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска. Запишите эту частицу.
ОТВЕТ: даже
Задание 4
1. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) дешевИзна 2) кормЯщий 3) сверлИт 4) нАчавший 5) закупОрив
Ответ: 123
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
сверлИт, кормЯщий, прозорлИв, освЕдомиться, бралА, зАгнутый, начАвшись, досУг, бАнты, мЕстностей, включИт, (ему) завИдно, дешевИзна, ворвалАсь, дОверху
Задание 5
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
ПРИЗНАННЫЙ авторитет НАДЕВАТЬ <…> ПРЕДОСТАВИТЬ факты ЗВУКОВЫЕ сигналы ИСКУССТВЕННОЕ питание памятный <…> СЛОВЕСНЫЕ портреты персонажей поверхность ЗЕМНОЙ коры ПОНИЗИТЬ уровень грунтовых вод ОТПЛАТИТЬ добром ОТГОРОДИТЬ участок от пустыря ДОВЕРЧИВЫЙ <…> ГОДИЧНЫЙ курс (правильно — ГОДОВОЙ) ОДЕТЬ шапку (правильно — НАДЕТЬ) ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ зрителями (правильно — ПРИЗНАННЫЙ)
вражеское — враждебное
сытая — сытная (еда)
Задание 6
Отдельные словосочетания, встретившиеся в задании:
первый лидер будущие перспективы
ОТВЕТ: исключить нужно слова «первый», «будущие»
Исключить лишнее слово:
верное правописание (убрать ВЕРНОЕ)
ведущий лидер (убрать ВЕДУЩИЙ)
заключительный финал (убрать ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Задание 7
пробуем
возрастЫ
МОЙ день рождения
Задание 9
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
навАждение, кОсатка (кит), цИклон, аукцИон, цЫган, бАгровый, (смотреть) искОса, укрОщение, пристЕжной (ворот), полЕмический, сочЕтающийся, блИстать
Задание 10
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
прИскорбный, прЕграда, прЕкословить, прЕамбула, взИмать, бЕспризорник, прЕзумпция, непрИступная (крепость), неСдержанный, блиЗстоящий, неЗдешний, трансЪевропейский, инЪекция, прОроссийский
камень преткновения
Задание 11
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
обессилИли (врага), метелИца, холщОвый, трещОтка, не достоИн, юродИвый, кольцЕвой, по старшИнству, ослабЕвать, облицЕвать, парчОвый, кумачОвый
Задание 12
Отдельные слова, встретившиеся в задании:
брезжУщий рассвет, земля обезводЕла (от засухи), (кошки) мурлычУт, изгрызЕнный, стачАнные (клинья юбки), движИмое (имущество), объемлЕшь, выровнЕнный (слой земли), (знамена) реЮт, разгонИшь, выберИте (товар, пожалуйста), курлычУщий, слышАть
Задание 22
Метафора, гипербола, эпифора, литота
Задание 24
Фразеологизмы: падал с ног, со дня на день, что есть мочи
— Был текст из сборника Дощинского про географа (11 вариант, автор Н. Н. Миклухо-Маклай), проблема «Какими качествами должен обладать настоящий учёный-географ» или «Каким должен быть настоящий учитель?»
— Текст С. Л. Львова про выбор профессии, проблема «Как родители должны относиться к увлечениям своих детей?»
— Текст Ф. А. Абрамова про учителя, проблема «Какую роль люди, окружающие человека, играют в становлении его личности?»
— Кому-то также попался военный текст
30.05.25
Задание 1
подчинительный союз со значением следствия - ТАК ЧТО
сочинительный противительный союз - НО / ОДНАКО
сочинительный разделительный союз - ИЛИ / ЛИБО
производный предлог - ВМЕСТО
уточняющая частица - ИМЕННО
Задание 2
...
Задание 3
Наравне с общеупотребительной лексикой, автор текста использует разговорные слова ("чужак") и книжные слова (“датируется”). - ВЕРНОЕ утверждение
Задание 4
...
Задание 5
ЗВУЧНЫЙ барьер (заменить на ЗВУКОВОЙ)
ЦЕЛЬНЫЙ ряд (заменить на ЦЕЛЫЙ)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ класс (заменить на ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ)
КОННЫЕ гривы (заменить на КОНСКИЕ)
СЫТАЯ еда (заменить на СЫТНАЯ)
ОТРЫВОК газеты (заменить на ОБРЫВОК)
Задание 6
ЗАМЕНА:
…
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
предвидеть заранее (убрать ЗАРАНЕЕ)
памятные сувениры (убрать ПАМЯТНЫЕ)
свободная вакансия (убрать СВОБОДНАЯ)
заключительный финал (убрать ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
ведущий лейтмотив (убрать ВЕДУЩИЙ)
ведущий лидер (убрать ВЕДУЩИЙ)
удаленное захолустье (убрать УДАЛЁННОЕ)
Задание 7
много АБРИКОС (заменить на АБРИКОСОВ)
наиболее СИЛЬНЕЙШИЙ (заменить на СИЛЬНЫЙ)
ПЛАТИЙ (заменить на ПЛАТЬЕВ)
ЕХАЙТЕ (заменить на ПОЕЗЖАЙТЕ)
ПОПРОБОВАЕМ (заменить на ПОПРОБУЕМ)
Задание 8
...
Задание 9
винегрет
возразить
возрождение
обаяние
ошеломлённый
сиреневый
хаотичный
Задание 10
фельдъегерь
адъютант
(не видно ни) зги
взимать
дезинфекция
превозносить
отгремел
сызмала
панамериканский, сверхэрудиция, пединститут (нет Ъ)
межинститутский
беспрепятственный, камень преткновения, премудрость
прикрытие, прибывать (куда-то)
приходящий (поезд)
суперъяхта
Задание 11
ночёвка
сгущённое молоко
продлевать
разведывать, советовать
Задание 12
движимый
клевещущий
брызжущий
брезжущий
ненавидящий
клеящий
ответят
обессилеть (от усталости)
неприемлемый
Задание 13
откуда НИ возьмись
за что НИ возьмись
Задание 14
ПО ХОРОШЕМУ снегу
В ПЕРВЫЕ часы
НАКАНУНЕ
СНАЧАЛА, ВДАЛИ - без зависимых слов
ВПОСЛЕДСТВИИ
ТАК ЖЕ, как и
В ВИДЕ краба
НАПОДОБИЕ
ВМЕСТО
ИТАК
ДРЕВНЕРУССКИЙ, СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
Задание 15
Ветрено, серебряный, учёный, связаны, зло наказано
Деревянный, утаённая любовь
Нравственный
отечественный кинематограф
Выписаны, туманно, пустынный, совершенно (наречие)
Задание 16
Он слыл человеком деловым, практичным.
Исполнитель из него плохой, да музыку знал основательно.
Задание 17
Настойчивая, властолюбивая, она и слышать не хотела о замужестве, думая остаться на всю жизнь в девках.
Доверчивая, добродушная и ещё какая-то, она , что-то делая…
Задание 18
...
Задание 19
...
Задание 20
...
Задание 21
...
Задание 22
Синтаксический параллелизм:
Осень наступила - роща обнажилась.
Гипербола:
Никто из вас давно не любит!
Риторическое восклицание:
О как раздражает погода плохая!
Инверсия:
Кровью алой…
Антитеза:
Плачет - хохочет
Сравнение:
Он гоголем ходил
Метафора:
Огнище или огонь прибоя (Бальмонт)
Задание 23
...
Задание 24
...
Задание 25
Фразеологизмы:
не по годам / изо всех сил (в одном варианте, надо было взять что-то одно)
на произвол судьбы
со дня на день
во что бы то ни стало
засучив рукава
день за днём
Антонимы:
учитель-ученик
Синонимы:
Сжимал - стиснул
Задание 18 ДВ
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однако (1) Дуня (2) даже с досадой (3) отвечала мне, что «слова ещё не дело». И это (4) конечно (5) справедливо.
Решение:
1 – запятая не ставится: «однако» является союзом.
2, 3 – запятые не ставятся: нет причин для обособления.
4, 5 – запятые ставятся: «конечно» — вводное слово, выделяется с двух сторон.
Ответ: 45
Обоснование:
-
Цифры 1, 2, 3:
-
«Однако» (1) — союз в значении «но». Не требует обособления (сравните: «Однако она отказалась»).
-
«Дуня (2) даже с досадой (3)» — между подлежащим («Дуня») и сказуемым («отвечала») нет запятых. Обстоятельство «даже с досадой» не обособляется, так как выражено не деепричастным оборотом и не имеет дополнительных причин для выделения.
-
-
Цифры 4, 5:
-
«конечно» (4, 5) — вводное слово, выражающее уверенность. Всегда выделяется запятыми с двух сторон (пунктуационное правило для вводных конструкций).
-
Задание 19 ДВ
Если вы преданный поклонник какой-либо спортивной команды (1) можете узнать новость о её жизни на тематическом сайте (2) который публикует актуальную информацию (3) и (4) который регулярно обновляет её.
Решение:
1, 2 – запятые ставятся в СПП при придаточном предложении.
3, 4 – запятые не ставятся, однородные придаточные предложения в СПП связаны одиночным соединительным союзом и.
Ответ: 12
Обоснование ответа:
-
(1)
: Запятая ставится перед придаточным предложением, которое начинается с союзного слова "который". Это придаточное (который публикует актуальную информацию
) относится к слову "сайте" в главной части.-
Главная часть:
можете узнать новость о её жизни на тематическом сайте
-
Придаточное №1:
который публикует актуальную информацию
-
Перед союзным словом "который" (место
(1)
) нужна запятая.
-
-
(2)
: Запятая ставится в конце первого придаточного предложения (который публикует актуальную информацию
). Она закрывает это придаточное. -
(3)
: Запятая НЕ ставится. Здесь находится сочинительный союз "и", который связывает два однородных придаточных предложения:-
Придаточное №1:
который публикует актуальную информацию
-
Придаточное №2:
который регулярно обновляет её
Оба придаточных являются однородными определительными (относятся к одному и тому же слову "сайте" в главной части), отвечают на один вопрос (какой?), и соединены одиночным союзом "и". По правилу пунктуации в СПП с однородными придаточными, соединенными одиночным союзом "и", запятая между придаточными не ставится.
-
-
(4)
: Запятая НЕ ставится. Эта позиция находится внутри второго придаточного предложения (который регулярно обновляет её
). Никаких оснований для постановки запятой внутри этого придаточного (например, между подлежащим "который" и сказуемым "обновляет") нет. Предложение простое, без однородных членов или оборотов, требующих запятой в этом месте.
Запятые должны стоять только в позициях (1)
(перед первым придаточным) и (2)
(после первого придаточного). В позициях (3)
(перед "и") и (4)
(внутри второго придаточного) запятые не нужны. Поэтому правильный ответ — 12.
Задание 26 ДВ
Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) Работа! Работа!
(2) Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница — это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца!
(3) Вы спросите, а любовь?
(4) Любить свою семью, свой дом, Родину — вот лучшая работа!
Ответ: 4
Обоснование:
-
Связь через однокоренные слова:
-
В предложении (3) упоминается слово "любовь" (корень *-люб-*).
-
В предложении (4) используется однокоренное слово "Любить" (корень *-люб-*).
Это прямо соответствует условию задания: связь с предыдущим предложением (т.е. (3) → (4)) при помощи однокоренных слов (любовь → любить).
-
-
Почему другие предложения не подходят:
-
(1) → (2): Связь отсутствует. В (1) корень -работ-, в (2) — *-пис-* (написанная).
-
(2) → (3): Связи нет. (2) о работе и творчестве, (3) вводит новую тему (любовь) без однокоренных слов.
-
(3) → (4): Есть связь через однокоренные слова (любовь → любить), что и требуется.
-
-
Уточнение по контексту:
Хотя предложение (4) также перекликается с (1) через слово "работа" (корень -работ-), задание требует связи именно с предыдущим предложением. Для (4) предыдущим является (3), и связь через *-люб-* здесь доминирует.