Сегодня сдаем ЕГЭ по русскому языку. Собираем сюда задания с экзамена 30 мая 2025 года.

Если вы уже отмучились, напишите в комментариях свои задания и регион.

Задания с ЕГЭ 2025 по русскому языку

29.05.25

Тестовая часть:

— 4-8 задания базовые
— 5 задание: одеть шапку (заменяем на «надеть»)
— 6 задание: первая премьера (исключаем слово «первая»)
— вся база и исключения в орфографии (глаголы на -ять и их производные), в 11 задании — приставка ПРО- (пророссийский), слово «нездешний».

Задание №9:

кОсатка (кит) (не путать со словом кАсатка — птица)
навАждение
пристЕжной (ворот)

Задание №10:

прИскорбный
прЕамбула
трансЪевропейский
инЪекция

Задание №11:

обессилИть (врага)
(земля) обезводЕла
недостоИн

Задание №12:

брезжУщий (рассвет)
изгрызЕнный
стачАнные (клинья юбки)

Задание №13:

НЕДОглядели за ребёнком
НЕ СПЕША

Задание №14:

В ОДИНОЧКУ
Девушка ВТАЙНЕ мечтала о роскошной жизни, и НАУТРО после бала она твёрдо решила, что сделает всё возможное для достижения своих целей.

 

Задание 1

Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска. Запишите эту частицу.
ОТВЕТ: только

в задании 1 был сочинительный противительный союз, в другом варианте подчинительный союз следствия (так что), выделительно-ограничительная частица (только / лишь), усилительная частица (даже)

Задание 2

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.
ОТВЕТ: его

Задание 3

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска. Запишите эту частицу.
ОТВЕТ: даже

Задание 4

1. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) дешевИзна 2) кормЯщий 3) сверлИт 4) нАчавший 5) закупОрив
Ответ: 123

Отдельные слова, встретившиеся в задании:
сверлИт, кормЯщий, прозорлИв, освЕдомиться, бралА, зАгнутый, начАвшись, досУг, бАнты, мЕстностей, включИт, (ему) завИдно, дешевИзна, ворвалАсь, дОверху

Задание 5

Отдельные слова, встретившиеся в задании:
ПРИЗНАННЫЙ авторитет НАДЕВАТЬ <…> ПРЕДОСТАВИТЬ факты ЗВУКОВЫЕ сигналы ИСКУССТВЕННОЕ питание памятный <…> СЛОВЕСНЫЕ портреты персонажей поверхность ЗЕМНОЙ коры ПОНИЗИТЬ уровень грунтовых вод ОТПЛАТИТЬ добром ОТГОРОДИТЬ участок от пустыря ДОВЕРЧИВЫЙ <…> ГОДИЧНЫЙ курс (правильно — ГОДОВОЙ) ОДЕТЬ шапку (правильно — НАДЕТЬ) ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ зрителями (правильно — ПРИЗНАННЫЙ)

вражеское — враждебное
сытая — сытная (еда)

Задание 6

Отдельные словосочетания, встретившиеся в задании:
первый лидер будущие перспективы
ОТВЕТ: исключить нужно слова «первый», «будущие»

Исключить лишнее слово:
верное правописание (убрать ВЕРНОЕ)
ведущий лидер (убрать ВЕДУЩИЙ)
заключительный финал (убрать ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)

Задание 7

пробуем
возрастЫ
МОЙ день рождения

Задание 9

Отдельные слова, встретившиеся в задании:

навАждение, кОсатка (кит), цИклон, аукцИон, цЫган, бАгровый, (смотреть) искОса, укрОщение, пристЕжной (ворот), полЕмический, сочЕтающийся, блИстать

Задание 10

Отдельные слова, встретившиеся в задании:

прИскорбный, прЕграда, прЕкословить, прЕамбула, взИмать, бЕспризорник, прЕзумпция, непрИступная (крепость), неСдержанный, блиЗстоящий, неЗдешний, трансЪевропейский, инЪекция, прОроссийский

камень преткновения

Задание 11

Отдельные слова, встретившиеся в задании:

обессилИли (врага), метелИца, холщОвый, трещОтка, не достоИн, юродИвый, кольцЕвой, по старшИнству, ослабЕвать, облицЕвать, парчОвый, кумачОвый

Задание 12

Отдельные слова, встретившиеся в задании:

брезжУщий рассвет, земля обезводЕла (от засухи), (кошки) мурлычУт, изгрызЕнный, стачАнные (клинья юбки), движИмое (имущество), объемлЕшь, выровнЕнный (слой земли), (знамена) реЮт, разгонИшь, выберИте (товар, пожалуйста), курлычУщий, слышАть

Задание 22

Метафора, гипербола, эпифора, литота

Задание 24

Фразеологизмы: падал с ног, со дня на день, что есть мочи

Сочинения:

— Был текст из сборника Дощинского про географа (11 вариант, автор Н. Н. Миклухо-Маклай), проблема «Какими качествами должен обладать настоящий учёный-географ» или «Каким должен быть настоящий учитель?»
— Текст С. Л. Львова про выбор профессии, проблема «Как родители должны относиться к увлечениям своих детей?»
— Текст Ф. А. Абрамова про учителя, проблема «Какую роль люди, окружающие человека, играют в становлении его личности?»
— Кому-то также попался военный текст

 

30.05.25

Задание 1

подчинительный союз со значением следствия - ТАК ЧТО
сочинительный противительный союз - НО / ОДНАКО
сочинительный разделительный союз - ИЛИ / ЛИБО
производный предлог - ВМЕСТО
непроизводный предлог - ПО
производный предлог причины - ВВИДУ / ВСЛЕДСТВИЕ
уточняющая частица - ИМЕННО / КАК РАЗ
притяжательное местоимение - СВОЕЙ жизни
притяжательное местоимение - ВАШИ
указательное местоимение - в ЭТИХ / ТАКИХ случаях
указательное местоимение - Если б ТАКОЙ была и жизнь!
определительное местоимение - ИНОЙ
вводное слово - НАПРИМЕР

Задание 2

...

Задание 3

Наравне с общеупотребительной лексикой, автор текста использует разговорные слова ("чужак") и книжные слова (“датируется”). - ВЕРНОЕ утверждение

Вместе с общеупотребительной лексикой автор использует термины (мотив, композиция, сюжетная линия) - ВЕРНОЕ утверждение

Текст был про архитектуру Владимира (Владимиро-Суздальского княжества):
В тексте содержится тематическая группа слов «Архитектура» (бойницы, возвышается церковь и др.) - ВЕРНОЕ утверждение

Задание 4

...

Задание 5

ЗВУЧНЫЙ барьер (заменить на ЗВУКОВОЙ)
ЦЕЛЬНЫЙ ряд (заменить на ЦЕЛЫЙ)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ класс (заменить на ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ)
КОННЫЕ гривы (заменить на КОНСКИЕ)
СЫТАЯ еда (заменить на СЫТНАЯ)
СЫТЫЙ салат (заменить на СЫТНЫЙ)
ОТРЫВОК газеты (заменить на ОБРЫВОК)

ЛЕДЯНАЯ разведка (заменить на ЛЕДОВАЯ)
ДЛИННОЕ время (заменить на ДЛИТЕЛЬНОЕ)
дедушка был ПАМЯТНЫМ (заменить на ПАМЯТЛИВЫМ)
ПОПОЛНИТЬ пробелы в знаниях (заменить на ВОСПОЛНИТЬ)
ХИЩНЫЕ методы (заменить на ХИЩНИЧЕСКИЕ)
АДРЕСАНТ  не мог получить письмо (заменить на АДРЕСАТ)
Если АДРЕСАНТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление (заменить на АДРЕСАТ)


Без ошибок:
ЦАРСТВЕННЫЕ ЛЕСА
КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ
СКРЫТНОЕ ЖИВОТНОЕ

Задание 6

ЗАМЕНА:


предвидеть заранее (убрать ПРЕДВИДЕТЬ)
памятные сувениры (убрать ПАМЯТНЫЕ)
свободная вакансия (убрать СВОБОДНАЯ)
заключительный финал (убрать ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
ведущий лейтмотив (убрать ВЕДУЩИЙ)
ведущий лидер (убрать ВЕДУЩИЙ)
удаленное захолустье (убрать УДАЛЁННОЕ)
необычный феномен (убрать НЕОБЫЧНЫЙ)
передовой авангард (убрать ПЕРЕДОВОЙ)
минуты времени (убрать ВРЕМЕНИ)
эгоистичный себялюбец (убрать ЭГОИСТИЧНЫЙ)
династия рода Романовых (убрать РОДА)
мировое человечество (убрать МИРОВОЕ)
большие мегаполисы (убрать БОЛЬШИЕ)
вернуться обратно (убрать ОБРАТНО)
народный фольклор  (убрать НАРОДНЫЙ)
впервые дебютировал (убрать ВПЕРВЫЕ)
по итогам результатов конкурса (убрать РЕЗУЛЬТАТОВ)

Задание 7

много АБРИКОС (заменить на АБРИКОСОВ)
наиболее СИЛЬНЕЙШИЙ (заменить на СИЛЬНЫЙ)
ПЛАТИЙ (заменить на ПЛАТЬЕВ)
ЕХАЙТЕ (заменить на ПОЕЗЖАЙТЕ)
я ЕЗДИЮ в метро (заменить на ЕЗЖУ)
ПОПРОБОВАЕМ (заменить на ПОПРОБУЕМ)
ШОФЕРА (заменить на ШОФЁРЫ)
биологические ВОЗРАСТА (заменить за ВОЗРАСТЫ)
в ОБЕИХ стёклах (заменить на ОБОИХ)
накрыть ТЮЛЬЮ (заменить на ТЮЛЕМ)
ПРОМОКНУЛ (заменить на ПРОМОК)
в ДВЕТЫСЯЧНОМ году (заменить на ДВУХТЫСЯЧНОМ)
благодаря НИМ (заменить на ИМ)
ПОЛУТОРАХ километров (заменить на ПОЛУТОРА)
городские АДРЕСЫ (заменить на АДРЕСА)
ПОВАРЫ (заменить на ПОВАРА)
ПРОМОКНУЛ (заменить на ПРОМОК)
наиболее ВЫСОЧАЙШИЕ (заменить на ВЫСОКИЙ)

Без ошибок:
мы ХОТИМ
ПОЛУТОРАСТА килограммами
говорить СТРОЖЕ всех

Задание 8

заведующий отделения (должно быть ОТДЕЛЕНИЕМ)

Задание 9

винегрет
вестибюль
возразить
возрождение
обаяние
ошеломлённый
сиреневый
хаотичный
равняться (на кого-то)
сатирический
вычитание

тростник
умножение
пловец
смягчить
разрядить обстановку
снаряжение
аккомпанемент
аналогия
шофёр
шерстяной
укрощать
желудь
шорты
прожорливый
дирижёр
обогащение

поросль

Задание 10

(не видно ни) зги
здание
взимать
дезинфекция
превозносить
отгремел
сызмала
изымать
безыдейный
межинститутский
чересчур
близсидящий (близ - корень, не приставка)
безграмотный
сверхинтересный
сверхизысканный,
спортинвентарь
пединститут
мединститут
праязык
праотец
контригра

ПРЕ - ПРИ
беспрепятственный, камень преткновения, премудрость, преломление (света), преследовать, непременный, преломленный (луч), пребываю (в городе), преследую

прикрытие, прибывать (куда-то), прибытие (в город), примитивные, приходящий (поезд), притвориться спящим, придел в храме, признание в любви, приседания

Ь - Ъ
суперъяхта, суперъядро, фельдъегерь, адъютант, предъюбилейный, трехъярусный, двухъязыковой

контратака,  сузил, оргединица, панамериканский, сверхэрудиция, пединститут (нет Ъ)

вьюга

Задание 11

О-Ё после шипяших
ночёвка, сгущённое молоко
крючок, ножовка, ежовый, парчовый

К-СК
французский, низкий, матросский, кавказский, немецкий

ОВА-ЕВА / ЫВА-ИВА
продлевать
разведывать, советовать
заведовать

Остальное:
заботливый, черкешенка
гонщик, резчик, автоматчик
река обезводела
горошек
нищета
платьице
милостивый

Задание 12

движимый
клевещущий
брызжущий
брезжущий
блещущий
ненавидящий
клеящий
ответят
обессилеть (от усталости)
неприемлемый
неотъемлемый
независимый
навеянный (сон)
кашлял
реять на ветру
настоянный напиток
топчут траву
невидимый
колет
зависевший
мелют зёрна
беспокоящаяся
выгорит земля

Задание 13

откуда НИ возьмись
за что НИ возьмись
НЕ спеша
НИ разу
НЕряшливый
НЕуклюжий
НЕпогода
НИкакими
НЕхватка
НЕнавидя
НЕнавидел
НЕоткуда
НИчего
НЕмало
НЕ РАЗ
НЕприметный мужчина
НЕдаром

Задание 14

ПО ХОРОШЕМУ снегу
В ПЕРВЫЕ часы
НАКАНУНЕ
СНАЧАЛА, ВДАЛИ - без зависимых слов
ВПОСЛЕДСТВИИ
ТАК ЖЕ, как и
В ВИДЕ краба
НАПОДОБИЕ
ВМЕСТО
ИТАК
ДРЕВНЕРУССКИЙ, СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
В РЕЗУЛЬТАТЕ
ВСЕРЬЁЗ
ВСЁ ЖЕ
КАК БУДТО
КОЕ О ЧЁМ
В КОНЦЕ КОНЦОВ
ИЗ-ЗА
ЕЛЕ-ЕЛЕ
ПО-ПРЕЖНЕМУ
ПО-МОЕМУ
МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ
НАУТРО
ИМЕТЬ В ВИДУ
ПОТОМУ ЧТО

НА РЕДКОСТЬ

Задание 15

Отымённые:
серебряный, деревянный, нравственный, отечественный кинематограф, пустынный, подлинный, старинный, письменный, глиняный, берестяная
Причастия:
утаённая любовь, написанный, связаны, зло наказано, выписаны, изысканные блюда, приготовленные в печи
Прилагательные отглагольные:
учёный, топлёное молоко, печёное яблоко, священные
Наречия:
ветрено, туманно, совершенно  (наречие), усиленно
Существительные:
воспитанник
Другое:
заранее, письмена

Задание 16

Он слыл человеком деловым, практичным.
Исполнитель из него плохой, да музыку знал основательно.

Задание 17

Настойчивая, властолюбивая, она и слышать не хотела о замужестве, думая остаться на всю жизнь в девках.
Доверчивая, добродушная и ещё какая-то, она , что-то делая…
Старушка, стоя перед ним, изредка и молча гладила его по волосам.

Задание 18

Ты же знаешь свою сестру, Родя.

Теперь же  обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?

Видно, влюбилась?

Задание 19

...

Задание 20

...

Задание 21

Грибники поняли (1) что зашли в самую чащу (2) и (3) что (4) если продолжать путь (5) то можно потеряться

Ответ: 15

Задание 22

Синтаксический параллелизм:
Осень наступила  - роща обнажилась.
Гипербола:
Никто из вас давно не любит!

Мело, мело по всей земле / во все пределы
Риторическое восклицание:
О как раздражает погода плохая!
Инверсия:
Кровью алой…
Антитеза:
Плачет - хохочет
Сравнение:
Он гоголем ходил
Метафора:
Огнище или огонь прибоя (Бальмонт)
Эпифора:
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Метонимия:
вся ДЕРЕВУШКА вышла на похороны
Многосоюзие:
Ни…., ни…, ни…
Бессоюзие:
Метели, бури, ураганы

Задание 23

...

Задание 24

...

Задание 25

Фразеологизмы:
не по годам / изо всех сил (в одном варианте, надо было взять что-то одно)
на произвол судьбы
со дня на день
во что бы то ни стало
засучив рукава
день за днём
душа в душу
в глубине души
не по годам
иметь дело
в свою очередь
падал с ног
свить гнездо

Антонимы:
учитель-ученик
сегодня-завтра
тихо-громко
лень - труд

Синонимы:
Сжимал - стиснул
ненужный - лишнее

Слово в переносном значении:
Подсахарено

Задание 18 ДВ

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однако (1) Дуня (2) даже с досадой (3) отвечала мне, что «слова ещё не дело». И это (4) конечно (5) справедливо.

Решение:

1 – запятая не ставится: «однако» является союзом.
2, 3 – запятые не ставятся: нет причин для обособления.
4, 5 – запятые ставятся: «конечно» — вводное слово, выделяется с двух сторон.

Ответ: 45

Обоснование:

  1. Цифры 1, 2, 3:

    • «Однако» (1) — союз в значении «но». Не требует обособления (сравните: «Однако она отказалась»).

    • «Дуня (2) даже с досадой (3)» — между подлежащим («Дуня») и сказуемым («отвечала») нет запятых. Обстоятельство «даже с досадой» не обособляется, так как выражено не деепричастным оборотом и не имеет дополнительных причин для выделения.

  2. Цифры 4, 5:

    • «конечно» (4, 5) — вводное слово, выражающее уверенность. Всегда выделяется запятыми с двух сторон (пунктуационное правило для вводных конструкций).

Задание 19 ДВ

Если вы преданный поклонник какой-либо спортивной команды (1) можете узнать новость о её жизни на тематическом сайте (2) который публикует актуальную информацию (3) и (4) который регулярно обновляет её.

Решение:
1, 2 – запятые ставятся в СПП при придаточном предложении.
3, 4 – запятые не ставятся, однородные придаточные предложения в СПП связаны одиночным соединительным союзом и.

Ответ: 12

Обоснование ответа:

  1. (1): Запятая ставится перед придаточным предложением, которое начинается с союзного слова "который". Это придаточное (который публикует актуальную информацию) относится к слову "сайте" в главной части.

    • Главная часть: можете узнать новость о её жизни на тематическом сайте

    • Придаточное №1: который публикует актуальную информацию

    • Перед союзным словом "который" (место (1)) нужна запятая.

  2. (2): Запятая ставится в конце первого придаточного предложения (который публикует актуальную информацию). Она закрывает это придаточное.

  3. (3): Запятая НЕ ставится. Здесь находится сочинительный союз "и", который связывает два однородных придаточных предложения:

    • Придаточное №1: который публикует актуальную информацию

    • Придаточное №2: который регулярно обновляет её
      Оба придаточных являются однородными определительными (относятся к одному и тому же слову "сайте" в главной части), отвечают на один вопрос (какой?), и соединены одиночным союзом "и". По правилу пунктуации в СПП с однородными придаточными, соединенными одиночным союзом "и", запятая между придаточными не ставится.

  4. (4): Запятая НЕ ставится. Эта позиция находится внутри второго придаточного предложения (который регулярно обновляет её). Никаких оснований для постановки запятой внутри этого придаточного (например, между подлежащим "который" и сказуемым "обновляет") нет. Предложение простое, без однородных членов или оборотов, требующих запятой в этом месте.

Запятые должны стоять только в позициях (1) (перед первым придаточным) и (2) (после первого придаточного). В позициях (3) (перед "и") и (4) (внутри второго придаточного) запятые не нужны. Поэтому правильный ответ — 12.

Задание 26 ДВ

Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Работа! Работа!
(2) Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница — это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца!
(3) Вы спросите, а любовь?
(4) Любить свою семью, свой дом, Родину — вот лучшая работа!

Ответ: 4

Обоснование:

  1. Связь через однокоренные слова:

    • В предложении (3) упоминается слово "любовь" (корень *-люб-*).

    • В предложении (4) используется однокоренное слово "Любить" (корень *-люб-*).
      Это прямо соответствует условию задания: связь с предыдущим предложением (т.е. (3) → (4)) при помощи однокоренных слов (любовь → любить).

  2. Почему другие предложения не подходят:

    • (1) → (2): Связь отсутствует. В (1) корень -работ-, в (2) — *-пис-* (написанная).

    • (2) → (3): Связи нет. (2) о работе и творчестве, (3) вводит новую тему (любовь) без однокоренных слов.

    • (3) → (4): Есть связь через однокоренные слова (любовь → любить), что и требуется.

  3. Уточнение по контексту:
    Хотя предложение (4) также перекликается с (1) через слово "работа" (корень -работ-), задание требует связи именно с предыдущим предложением. Для (4) предыдущим является (3), и связь через *-люб-* здесь доминирует.

 

Задание 18

Лужин (1) например (2) и мне показался сначала (3) как будто (4) резким. Но ведь (5) это (6) может (7) происходить (8) именно (9) оттого, что он прямодушный человек.

Правильный ответ: 12

Задание 20

Видно было (1) что кустик переехали колесом (2) и уже после он поднялся (3) и потому стоял боком (4) но всё-таки стоял.

Правильный ответ: 14

Грибники поняли (1) что зашли слишком далеко (2) и (3) что (4) если пойдут по тропинке (5) могут заблудиться.

Правильный ответ: 145

Резерв

Задание 1
* наречие: сначала
* производный предлог: БЛАГОДАРЯ
* уточняющая частица: именно

Задание 2
* организация, объем, предложение, вредители
* возводить, мир, материал

Задание 3
* Деловое письмо, официально-деловой стиль

Задание 4
* сосредоточение, сверлит, послала, сливовый
* мозаичный, еретик, откупорив, черпать, доверху

Задание 5
* конские экипажи — конные
* дипломат конкурса — дипломант
* зачинатель — зачинщик

Задание 6
* ведущий лейтмотив – исключить «ведущий»
* лишнее «глубокая»

Задание 7
* более СТРОЖЕ — строго
* недры — недра

Задание 9
* акварельные
* циничный
* шалунишка
* очарование
* сторожил (сад)
* поклониться

Задание 10
* неотъемлемый, объятия
* несгибаемый

Задание 11
* заночевавший

Задание 13
* недаром
* ни к кому
* ничьи
* неширокая, но

Задание 14
* дефис
* слитно – наутек

Задание 15
* нн

Задание 18
* Стояло «однако» в начале предложения, могли кого-то подловить на этом

Задание 21
* запятая: СПП, однородные

Задание 22
* метафора: осень-старость
* олицетворение: помолодел воздух
* литота: зайди на минуту
* эпитет: грязный подонок
* метонимия: город
* бессоюзие, похожее на градацию
* антитеза: Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избёнку да баню разобрали на дрова.

Задание 23
* явно хотели подловить: в утверждении было 3 эсэсовца из отряда Шенделя. Но в тексте их было не трое, а четверо.

Задание 25
* фразеологизм: скрепя сердце

Задание 26
* притяжательное местоимение и формы слова
* личное местоимение

Проблемы:
* Трифонов: какие качества присущи всесторонне развитой личности?
* Бирюков: как война влияет на судьбы людей?