Экзаменационная работа состоит из трёх частей, содержащих 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый, аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.

 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

     Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет, одни товарищи из класса врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
     Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
    Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно. Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
    (По Даниилу Александровичу Гра́нину)
     199 слов

Ответ:

Микротемы
1 каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно.
2 Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
3 Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

Сжатое изложение
     Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно знать, что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. И не всегда их можно объяснить степенью дружбы. Все более сложно.
     Есть учителя талантливые, а есть любимые. Можно заслужить любовь, но талантливым стать нельзя.
     Наша любовь к учителям рождалась по-разному.  Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
76 слов

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

Ответ: ___________________________.

Ответ:

45

  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным приложением.
2) В предложении 2 содержится составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова.
5) Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

345

 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1.

1 Источником языкового материала для задания 4 могут быть не только предложения из микротекста к заданиям 2, 3.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.
2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.
3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.
4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.
5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В

Ответ:

241

  Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые2.
Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал усадьбу- крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

2 В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

234568

  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.
2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованного от основы имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательным местоимением пишется раздельно.
5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

25

  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И3.

продолжени..(1) двух часов пут..(2)шественники проб..(3)рались к озеру, обходя тр..(4)сины и пытаясь от..(5)скать удобные проходы. Они пр..(6)одолели лесную ч..(7)щобу и оказались на берегу. Подним..(8)шь голову, а над тобой шумят сосны, упирающ..(9)еся в небо.

3 На месте буквы И в задании 7 может быть любая другая гласная буква русского языка.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

39

  Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

полутора

  Замените словосочетание «дар артиста», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ___________________________.

Ответ:

артистическийдар <или> дарартистический

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

        (1)После своего исторического полёта Юрий Гагарин стал нарасхват. (2)Его хотели видеть все страны и все народы, короли и президенты, люди военных и штатских профессий, самые прославленные и безвестные. (3)И Гагарин охотно встречался со всеми желающими. (4)Но охотнее всего шёл он к курсантам лётных училищ, как бы возвращался в собственную юность, в её лучшую, золотую пору.
       (5)Как-то раз, когда официальная встреча уже закончилась и дружеский разговор перекочевал из торжественного зала в чахлый садик лётной школы, один из курсантов спросил, заикаясь от волнения:
    ‒ Товарищ майор… о чём вы думали… тогда?
    ‒ (6)Когда «тогда»? ‒ спросил с улыбкой Гагарин и по тому, как дружно грохнули окружающие, понял, что задавшему вопрос курсанту в привычку вызывать смех.
    ‒ (7)Ну, в общем… я что хотел спросить… когда вы по дорожке шли?
       (8)Курсанты снова грохнули, но Гагарин остался подчёркнуто серьёзен, и смех сразу погас.
    ‒ (9)Вы имеете в виду Внуковский аэродром? (10)Рапорт Правительству?
    ‒ (11)Во… во!.. ‒ обрадовался курсант, достал из кармана мятый носовой платочек и вытер вспотевший лоб.
        (12)Теперь уже все были серьёзны, и не по добровольному принуждению, а потому, что наивный вопрос курсанта затронул что-то важное в молодых душах. (13)Гагарин шёл через аэродром на глазах всего мира, и это было для них кульминацией жизни героя, сказочным триумфом, так редко, увы, выпадающим на долю смертного. (14)О чём же думал герой в это высшее мгновение своей жизни?
         (15)И Гагарин с обычной чуткостью уловил настроение окружающих, значительность их ожидания. (16)Конечно же, ребята мечтают о подвигах, о невероятных полётах, о славе и ждут чего-то высокого и одухотворённого. (17)Герой должен был думать о планетарном, вселенском, вечном. (18)Они хотят получить сейчас и Небо, и Звёзды, и Человечество, и Эпоху, и все Высшие ценности…
        (19)Но Гагарин молчал, и пауза угрожающе затянулась. (20)Он был
сейчас очень далеко отсюда, от этого чахлого садика, тёплого вечера,
юношеских доверчивых лиц, в другом времени и пространстве.
         …(21)В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги – ватными. (22)Может, что-то там испортилось, нарушилась подача воздуха? (23)Но Королёв спрашивает испытуемых о самочувствии, и все как один молодцевато отвечают: «Отлично!» ‒ «(24)К выполнению задания готовы?» ‒ «(25)Так точно!» (26)Неужели одному ему так не повезло? «(27)Как самочувствие, товарищ Гагарин?» ‒ «(28)Отличное… ‒ (29)Нет, он не может врать Королёву и без запинки добавляет: Хотя и не очень». ‒ «(30)К выполнению задания готовы?» ‒ «(31)Сделаю, что могу, но лучше бы в другой раз». (32)И в результате ‒ высшая оценка. (33)То было, оказывается, испытание на честность. (34)Им специально создали тяжёлые условия в камерах. (35)Но ведь нельзя считать, что ты сдал испытания на честность раз и навсегда. (36)Всю жизнь человек сдаёт эти испытания и в большом, и в малом.
      ‒ (37)Видишь ли, дружок, ‒ сказал Гагарин курсанту, ‒ у меня тогда развязался шнурок на ботинке. (38)И я об одном думал, как бы на него не наступить. (39)Не то, представляешь, какой позор: в космос слетал, а тут на ровном месте растянулся…
       …(40)Ночью курсант никак не мог уснуть. (41)Он ворочался на койке, вздыхал, крякал, что-то бормотал, тысячи раз повторял в воображении подвиг Гагарина и твёрдо знал: если его пошлют в космос, он не оплошает. (42)Не дрогнет. (43)Разве что побледнеет. (44)И даже песню споёт в космосе, если надо, хотя ему медведь на ухо наступил. (45)Но когда он пытался представить себя в средоточии мирового внимания, душа в нём сворачивалась, как прокисшее молоко. (46)Он видел себя на космодроме, видел в космическом корабле, но не видел на красной тропочке славы, по которой легко, уверенно, сосредоточенно и радостно прошагал Гагарин. (47)Ведь чтобы идти так на глазах всего света, надо что-то большое нести в себе. (48)А он, курсант, постоянно думал о всякой чепухе: о девушках, футболе, кинофильмах, мелких происшествиях окружающей жизни, несданных зачётах… (49)Такому пустому, нулевому человеку нечего делать в скрещении мировых лучей. (50)И, следуя обратным ходом, он начинал сомневаться в своих возможностях совершить подвиг. (51)А если не будет подвига, то зачем тогда жить?
         (52)Гагарин вернул ему веру в себя. (53)Впервые за много дней курсант засыпа́л счастливым.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920‒1994) – советский и российский писатель, журналист, сценарист.

10   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) После своего исторического полёта Гагарин охотнее всего встречался с королями и президентами.
2) Курсантам лётного училища было интересно узнать, о чём думал Гагарин, когда шёл по красной дорожке аэродрома сдавать рапорт Правительству о выполненном задании – полёте в космос.
3) Думая, как ответить на вопрос курсанта, Гагарин вспомнил об испытании в сурдокамере.
4) Гагарин был верен важному жизненному принципу – быть честным.
5) Курсант никогда не сомневался, что сможет совершить подвиг.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

234

11   Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи
является метафора. Запишите номера ответов.
1) И Гагарин охотно встречался со всеми желающими.
2) Как-то раз, когда официальная встреча уже закончилась и дружеский разговор перекочевал из торжественного зала в чахлый садик лётной школы…
3) Курсанты снова грохнули, но Гагарин остался подчёркнуто серьёзен, и смех сразу погас.
4) И даже песню споёт в космосе, если надо, хотя ему медведь на ухо наступил…
5) Впервые за много дней курсант засыпа́л счастливым.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

23

12   В предложениях 3‒5 найдите синоним к словам «вянущий, плохо растущий».
Выпишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.

Ответ:

чахлый

Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каковы функции многоточия
в тексте?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл
предложений 35, 36 текста “Но ведь нельзя считать, что ты сдал
испытания на честность раз и навсегда. Всю жизнь человек сдаёт эти
испытания и в большом, и в малом”?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни важно быть
честным?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по русскому языку

Часть 1

№ абзаца / Микротема
1    У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно.
2    Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
3    Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1 Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице - 2 балла
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему - 1 балл
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы - 0 баллов

ИК2 Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста - 2 балла
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста - 1 балл
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста,
или
экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста - 0 баллов

ИК3 Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

 

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 6

Часть 2

Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.

Часть 3

Критерии оценивания выполнения задания 13

Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Внимание!
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С1К1 Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Ошибок в понимании лингвистического материала нет - 1 балл
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но допущена одна ошибка или более в понимании лингвистического материала,
или
ошибок в понимании лингвистического материала нет, но экзаменуемый дал рассуждение на бытовом уровне,
или
экзаменуемый дал рассуждение на бытовом уровне, допущена одна ошибка или более в понимании лингвистического материала,
или
обоснованный ответ на вопрос в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов

С1К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, верно указав их роль в тексте - 3
Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, но не указал их роль в тексте,
или
экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, указав роль в тексте одного из них,
или
экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, указав его роль в тексте - 2 балла
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, не указав его роль в тексте - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера
или
экзаменуемый привёл примеры не из прочитанного текста - 0 баллов

С1К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С1К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
в работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 - 7.

Критерии оценивания выполнения задания 13.2

Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет - 1 балл
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,
или
экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов

С2К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, 
или
экзаменуемый привёл в качестве примера данную в задании цитату или её часть - 0 баллов

С2К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С2К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
В работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 - 7.

Критерии оценивания выполнения задания 13.3

Внимание!
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С3К1 Определение понятия и его комментарий

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения - 1 балл
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения) - 0 баллов

С3К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера: один пример из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример- из прочитанного текста - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного опыта - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера - 0 баллов

С3К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С3К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
В работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 - 7.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Внимание!
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 слов или более.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 количество допустимых ошибок уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – орфографических ошибок нет;
ГК2 – пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – грамматических ошибок нет;
ГК4 – речевых ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – допущено не более двух ошибок;
ГК2 – допущено не более двух ошибок;
ГК3 – допущено не более двух ошибок;
ГК4 – допущено не более двух ошибок.
Высший балл по критериям ГК1–ГК4 за работу объёмом от 100 до 139 слов не ставится.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 слов или более, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 2 баллов (см. выше);
– если в работе 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1– ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

ГК1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок или более - 0 баллов

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов

ГК3 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок или более - 0 баллов

ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов

ФК1 Фактическая точность речи

Фактические ошибки отсутствуют - 1 балл
Допущена одна фактическая ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 - 13.

Баллы за весь ОГЭ по русскому языку

Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 37.