Запятая в сложном предложении с разными видами связи. Теория

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку проверяет ваши знания по теме: "Запятая в сложном предложении с разными видами связи"

В этом задании вам встретятся сложные предложения, состоящие из трех и более простых, в большей степени связанных сочинительной и подчинительной связью, бессоюзная связь встречается в заданиях редко.

 О сочинительной связи и сочинительных союзах мы говорили в задании 16.

Задание 16. ССП и предложения с однородными членами.

ВСПОМНИМ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Запятая в ССП ставится всегда, но есть 4 пункта, которые обязательно нужно проверять тогда, когда вы найдете границу ССП.

Запятая в ССП не ставится:

1. Когда есть общий второстепенный член предложения:

    В саду поселилась осень / и одиноко покачивалась осина.

2. Когда есть общая придаточная часть:

    Когда мы вышли из-за кустов, /лось уже ушел /и одиноко покачивалась осина.

3. Когда есть общее вводное слово:

    Безусловно, вспоминается хорошее /и забывается плохое.

4. Когда соединяются 2 вопросительных, 2 восклицательных, 2 побудительных и 2 назывных предложения:

    Что такое хорошо /и что такое плохо?

НО: если таких предложений больше двух, то это правило не работает:

Ночь, тишина, и звезды…

О подчинительной связи между предложениями  мы говорили в задании 19.

Задание 19. СПП.

СПП – это сложно предложение, построенное на основе подчинительной связи, то есть на границе между предложениями мы не можем поставить точку, можем задать вопрос от одного к другому, показав зависимость. Кроме того, придаточная часть обычно присоединяется к главной при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Вспомним, что надо было сделать в этом задании?

1. Обязательно выделяем грамматические основы.
2. Ищем границу между простыми предложениями.
3. Расставляем знаки препинания, помня о том, что придаточная часть всегда отделяется от главной запятыми.

Придаточная часть может находиться абсолютно в любой части предложения.

(Пока он говорил),я думал о погоде.

Человек, (который стоял на остановке), вдруг заговорил со мной.

Я помню, (как читал эту книгу в детстве).

Важно помнить, что нужно обязательно находить границу между предложениями, а не ставить запятую перед союзами.

Рудник,( в недрах которого работали люди), был огромен.

Человек, (который ко мне подошел), был мне незнаком.

ЕСЛИ в СПП несколько придаточных предложений, надо знать виды ПОДЧИНЕНИЯ придаточных.

Виды подчинения в СПП:

Ø Последовательное

[Людмила Афанасьевна непреклонно считала], (что всякий ущерб оправдан), (если спасается жизнь).

Ø Однородное соподчинение

[Он отвечал], (что земля теперь его) и (что прежде принадлежала она Дубровскому).

Ø Неоднородное соподчинение/параллельное/

(Когда я всматриваюсь), [мне даже чудится], (что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг).

Формулировка 20 задания ЕГЭ Русский язык

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

Ответ: ___________________________.

Решение:

[Читать было невозможно], (1) И, (2) (КОГДА  не спалось), (3)[я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить], (4)(ЧТО  скрывается за ними).

Ответ: 1234

20-е задание ЕГЭ по русскому похоже на запутанный клубок ниток: выглядит сложно, не хочется даже разбираться. Но потом мы начинаем дёргать ниточки по очереди, клубок распутывается, а задание становится простым и понятным. Всего таких ниточек четыре. Готовы разобраться во всём и получить свой заветный балл? Тогда мы начинаем!!!

КАК НАДО РАССУЖДАТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ!

СНАЧАЛА:

1) Внимательно читаем предложение.

Выделяем грамматические основы, находим границы предложений,  делим сложное предложение на простые (каждое простое предложение имеет грамматическую основу, выражает мысль);

2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.


3) Ищем придаточные предложения (место подчинительного союза – в начале придаточного предложения). Их может быть несколько! Смотрим, как они связаны между собой (однородное, неоднородное, последовательное подчинения).

 5) Стык союзов (два союза рядом).

ДАЛЕЕ ПЕРЕХОДИМ к 4 ШАГАМ АЛГОРИТМА!!!

 Договорились ПОТЯНУТЬ ЗА 4 НИТОЧКИ!!! 4 ШАГА РАССУЖДЕНИЯ ИЛИ СТУПЕНИ ПРОВЕРКИ!!!

 ШАГ ПЕРВЫЙ!!!

  1. Однородное подчинение придаточных — есть или нет?

Это ЛОВУШКА,  но вы о ней знаете.

  [Я вспомнил], (КАК сверкнули фары)  И  (КАК  она побежала через дорогу).

  [Я знала], (ЧТО  нужно готовиться к ЕГЭ)  И (ЧТО эта статья мне поможет).

  [Это дом], (где родился Иван) И  (прошло моё детство).

Казалось бы, разные грамматические основы – почему мы не поставили запятые?

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

  [Главная часть],  (что…) и (что…).

Это правило простое, но оно встречается довольно редко. Если вы прочитали предложение и видите, что однородных придаточных в нём нет, смело переходите к следующему шагу!

И помним про хитрости однородного подчинения:

}  [Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная], (что угодила ему)_ И (что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика).

}  [Слышно было], (как на улице скрипели полозья), (как проезжали к фабрике углевозы) _ И (как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди).

}  [Все красноармейцы вернулись уже неделю тому назад, а Сережка не вернулся и ни с кем не передал], (что с ним) _ И  (где он...)

ШАГ ВТОРОЙ!!!

  1. Найти СТЫК СОЮЗОВ  и «пожирателя запятых»

Напомню, что стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд.

См. ФОТО ЧТО ТАКОЕ СТЫК СОЮЗОВ

  • И хотя
  • И если
  • Что когда
  • Но если
  • И т.д.

Как это может выглядеть в предложении:

[Он сказал], (ЧТО (если мы опоздаем), ТО  он уедет без нас).

Главный вопрос – ставить ли запятую между двумя союзами?

 Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ?

Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – «пожиратель запятых» на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО, НО или ТАК, запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ  (он её съел!).

Сравним:

Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.

Он сказал, что, если мы опоздаем, он уедет без нас.

Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.

СЛОЖНОСТЬ ДАННОГО ЗАДАНИЯ!!!

Знаки препинания на стыке союзов

Наибольшее сомнение вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы!

и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.

Проверяем следующим образом: берем придаточную часть на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

Условие отсутствия запятой на стыке союзов

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза ТО,ТАК или союз НО.

Ø Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки

Ø Дело тяжёлое для всех было ещё и потому, что хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было, но не было и доказательств обратного.

Итак, запятая ставится, если нет второй части двойного союза то, так или союза но.

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать.

}  Запятая не ставится, если есть вторая часть двойного союза то, так  или союз но.

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать.

ШАГ ТРЕТИЙ

  1. Проверяем, что соединяет союз «И».

Особое внимание обращаем на стыки союзов, где «И» – первый союз:

  • И хотя…
  • И когда…
  • И если…

Разберём примеры:

[Я волнуюсь перед экзаменом и, (хотя я хорошо готовлюсь), всё равно паникую]. 

Мы не ставим запятую перед И, так как после придаточной части продолжается главная: «Я волнуюсь и паникую». Союз «И» соединяет однородные сказуемые.

[Я волнуюсь перед экзаменом], и, (хотя я хорошо готовлюсь), [всё равно плохие мысли лезут в голову].

Мы ставим запятую перед И, так как после грамматической основы

«Я волнуюсь» начинается другая основа: «мысли лезут». Союз «И» соединяет разные грамматические основы.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

  1. Ищем другие придаточные

Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми!

Например:

Учитель напомнил, что, если мы не сдадим работу вовремя, ему придётся снизить оценку, которая пойдёт в аттестат.

ОБРАТИМСЯ  к практическому примеру.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

Ответ: _________________________ .

Сейчас мы вместе с ним разберемся, используя наш алгоритм из четырех шагов.

  1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
  2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!
  3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
  4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!

Получаем такой ответ: 1234.

Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!

Вот и всё, вы великолепны. Удачи на ЕГЭ, да пребудет с вами ТОНОТАК!

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ!!!

КАК НАДО РАССУЖДАТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ по русскому языку!!!

СНАЧАЛА:

1) Внимательно читаем предложение.

Выделяем грамматические основы, находим границы предложений,  делим сложное предложение на простые (каждое простое предложение имеет грамматическую основу, выражает мысль);

2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.

3) Ищем придаточные предложения (место подчинительного союза – в начале придаточного предложения). Их может быть несколько! Смотрим, как связаны между собой (однородное, неоднородное, последовательное подчинения).

 5) Стык союзов (два союза рядом).

!!!Особое внимание следует уделить союзу «И».

 Что может соединять союз «И»?

1. ОЧ (но тогда перед ним не будет границы).

2. ССП (тогда граница будет, а мы сможем поставить точку между частями ССП. Знаки препинания будут ставиться, исходя из правила ССП).

3. Две или более однородные придаточные части (граница будет, а точку между частями мы поставить не сможем. Это и будет свидетельствовать о том, что это две придаточные части, соединенные союзом «и», запятая тогда ставится не будет).

3. Кроме того, обращаем внимание на стык союзов, сочинительного и подчинительного, что тоже свойственно для этого задания. Мы подчеркиваем ту часть предложения, которая следует за подчинительным союзом. Делаем это до следующей границы. Потом читаем предложение без подчеркнутой части. Если прочитать можем, то запятая на стыке союзов ставится. Если же смысл меняется, то запятая на стыке не ставится.

Он увидел меня издали и, когда я подошел ближе, обнял меня крепко.

Я читал книгу, и если дочитаю ее сегодня, то завтра смогу пойти погулять.

Потренируемся в решении задания 20 ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы тотчас поладили (1) и (2) хотя по контракту (3) обязан он был учить меня по всем наукам (4) но он предпочел наскоро выучиться (5) от меня кое-как болтать по-русски. 

РЕШЕНИЕ:

[Мы тотчас поладили], (1) (И (2) ХОТЯ по контракту (3) обязан он был учить меня по всем наукам), (4) НО [он предпочел наскоро выучиться (5) от меня кое-как болтать по-русски]. 

[Мы поладили], (и хотя  он был обязан), но [он предпочёл].

ОТВЕТ:14

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

      Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3)слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

РЕШЕНИЕ:

      [Туманные громады поднимались по ночному небу],(1) И, (2)(КОГДА поглощён был последний звёздный просвет), (3)[слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, (4) после чего взлетел на крыши домов].

[Громады поднимались], и, (когда  поглощён был просвет), [ветер пронёсся, взлетел].

Ответ: 1234.

ЗАДАНИЕ 3

Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу. 

РЕШЕНИЕ:

[Мне так было весело на сенокосе], (1)(ЧТО,(2) ХОТЯ  отец уже звал меня),(3) мне не хотелось даже ехать домой), (4) (ТАК ЧТО ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу). 

[было весело], (что, (хотя отец звал), не хотелось ехать), (так что пришлось взять и усадить).

Ответ: 1234

ЗАДАНИЕ 4

Оба моих проводника объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом раскатистое эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя. 

РЕШЕНИЕ:

[Оба моих проводника объяснили мне], (1)(ЧТО, (2) (ЕСЛИ во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху) (3) И (ЕСЛИ  при этом раскатистое эхо исчезает),(4) надо ждать весьма сильного дождя)

 [Оба проводника объяснили], (что, (если  туман перестаёт моросить и начинает подниматься)   и   (если эхо исчезает),  надо ждать).

Ответ: 124

ЗАДАНИЕ 5

Если y вас нет в виду ничего лучшего (1) и (2) если перспектива вечера у бедной больной (3) не слишком вас пугает (4) то(5) я буду очень рада видеть вас (6) нынче у себя. 

РЕШЕНИЕ:

(ЕСЛИ y вас нет в виду ничего лучшего) (1) И (2) ЕСЛИ  перспектива вечера у бедной больной (3) не слишком вас пугает),(4) ТО [(5)я буду очень рада видеть вас (6) нынче у себя]. 

(Если  нет) и (если перспектива пугает), то [я буду рада].

Ответ: 4

ЗАДАНИЕ 6

Я понимаю эти чувства у других(1) и (2) если (3) не могу одобрять их (4) то и не осуждаю их. 

РЕШЕНИЕ:

[Я понимаю эти чувства у других(1), (И (2) ЕСЛИ (3) не могу одобрять их), (4) ТО и не осуждаю их]. 

[Я понимаю, (и если  не могу одобрять), то и не осуждаю].                                                       

Ответ:14

ЗАДАНИЕ 7

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.

РЕШЕНИЕ:

1[Слепой знал], 2(что в комнату смотрит солнце) и 3(что 4,(если он протянет руку в окно), нет «то» с кустов посыплется роса.) 

Ответ:145

ЗАДАНИЕ 8

Ангелина Семеновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) то и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься. 

РЕШЕНИЕ:

[Ангелина Семеновна выяснила], (1)(ЧТО Вениамин уколов не делал) (2) И (3) (ЧТО сейчас их делать уже поздно), (4)(ПОТОМУ ЧТО (5) (ЕСЛИ собака была бешеная), (6)  ТО  и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься)

[Ангелина Семёновна выяснила], (что Вениамин не делал  и что делать поздно), (потому что (если собака была бешеная),  то и он должен взбеситься).

Ответ:146

 

ЗАДАНИЕ  9

Коля шёл и думал о том (1) что (2) когда кончится война (3) в доме будет много хлеба (4) и он целый день будет есть коржи.

РЕШЕНИЕ:

[Коля шёл и думал о том], (1) (ЧТО, (2) (КОГДА  кончится война), (3) в доме будет много хлеба)(4)  И (он целый день будет есть коржи).

[Коля шёл и думал], (что, (когда кончится война), будет) и (он будет есть).         

 Ответ:123