Внизу 300 примеров, на которых можно потренироваться в синтаксическом анализе в качестве подготовки к заданиям №2 и 3. Все примеры с ответами. Жмите на слово "Ответ", чтобы посмотреть, верно ли ваше предположение.

Список примеров с ответами типа верно/неверно

Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. [Предложение осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.]

Ответ:

верно

В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

неверно

Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. [Предложение осложнено вводным словом.]

Ответ:

верно

Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь. [натуралистов поражала (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? [может быть (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. [считают (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. [возможно (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. [установлено (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. [Предложение простое нераспространённое.]

Ответ:

неверно

Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. [В предложении составное именное сказуемое.]

Ответ:

верно

Суммарная мощность суточных приливно-отливных движений морских волн на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25-30 местах. [Предложение простое, осложнено вводным словом.]

Ответ:

неверно

Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. [Предложение осложнено однородными подлежащими.]

Ответ:

верно

В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. [Предложение простое двусоставное.]

Ответ:

верно

Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то - устным. [В предложении предложения грамматическая основа - "можно утверждать".]

Ответ:

верно

По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. [Предложение односоставное назывное.]

Ответ:

неверно

К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. [Предложение сложное.]

Ответ:

верно

Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. [В предложении содержится 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. [Первая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

верно

Диалог - живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог - искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. [Предложение содержит 4 (четыре) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. [В предложении первая грамматическая основа - "правда".]

Ответ:

неверно

Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. [Две части предложения осложнены вводными словами.]

Ответ:

верно

И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. [эмоции сформировались (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». [исследования были систематизированы (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. [учёным был приведён (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. [реакции рассматривал (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, - результат эволюционного процесса. [исследования - результат (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Путешественник - первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). [В предложении грамматическая основа - "первооткрыватель".]

Ответ:

неверно

Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. [Предложение осложнено однородными обособленными обстоятельствами.]

Ответ:

верно

Это внешняя сторона. [Предложение простое.]

Ответ:

верно

Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие - это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

верно

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Ответ:

верно

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. [Предложение простое с однородными сказуемыми.]

Ответ:

неверно

Этим он унижает не только собеседника, но и себя. [Предложение простое нераспространённое.]

Ответ:

неверно

Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью. [В сложном предложении все части - односоставные определённо-личные.]

Ответ:

верно

Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

верно

С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. [Предложение односоставное неопределённо-личное.]

Ответ:

неверно

В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. [В первой части предложения грамматическая основа - "возникло убеждение".]

Ответ:

верно

Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. [Вторая часть предложения осложнена однородными членами предложения.]

Ответ:

верно

Самое большое скопление воды на поверхности Земли - это Мировой океан. [это Мировой океан (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. [разделяют (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. [части есть (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. [выделяют (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

На некоторых картах отмечен ещё один океан - Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств. [учёные отказываются признавать (и) обосновывают (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. [Предложение простое.]

Ответ:

верно

Но могло быть и по-другому. [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

верно

В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» - серебро). [Одна из частей предложения содержит однородные сказуемые.]

Ответ:

верно

Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. [Грамматическая основа предложения - "произошло".]

Ответ:

неверно

Однако в начале XIXвека владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина». [Предложение содержит 5 (пять) грамматических основ.]

Ответ:

неверно

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. [среда постоянно меняется (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. [нарушения вызывают (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. [они способны адаптироваться (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. [понимается приспособление (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить. [изменение могло бы погубить (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

верно

В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. [Предложение сложное.]

Ответ:

верно

Как же современная школа относится к данной проблеме? [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

неверно

Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык - речь - коммуникация. [В предложении одна из грамматических основ - "позиции подходят".]

Ответ:

неверно

Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. [Предложение осложнено однородными членами.]

Ответ:

верно

Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

верно

Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. [В предложении грамматическая основа - "звуки можно разделить".]

Ответ:

неверно

Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие - тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы - из низких звуков. [Предложение содержит неполные предложения.]

Ответ:

верно

Этим свойством звука - вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления - издавна интуитивно пользовались поэты. [В предложении содержится составное именное сказуемое.]

Ответ:

неверно

В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. [Первая часть предложения осложнена однородными членами.]

Ответ:

верно

Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. [Предложение осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.]

Ответ:

верно

Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. [В предложении составное глагольное сказуемое.]

Ответ:

неверно

Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. [Предложение односоставное.]

Ответ:

неверно

Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. [В предложении есть однородные подлежащие: "бумага", "ткани", "хлорофилл".]

Ответ:

неверно

Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Ответ:

верно

В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. [В предложении подлежащее - "задачи".]

Ответ:

неверно

Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Ответ:

верно

Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. [В первой части предложения грамматическая основа - "закономерно".]

Ответ:

верно

Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. [В предложении содержится 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи. [Предложение сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.]

Ответ:

верно

Искусство читать - это искусство чувствовать и мыслить. [Предложение сложное.]

Ответ:

неверно

А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. [Первая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

неверно

«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», - говорил великий немецкий писатель И. Гёте. [Предложение содержит прямую речь.]

Ответ:

верно

Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

неверно

Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира. [Первая часть предложения - односоставное безличное предложение.]

Ответ:

верно

Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Ответ:

верно

Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Ответ:

неверно

Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

неверно

Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» - янтарь). [Предложение простое.]

Ответ:

верно

Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. [В предложении содержится 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

неверно

Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. [Вторая часть предложения осложнена обособленным нераспространённым приложением.]

Ответ:

верно

Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга - всё достигает высшего предела. [В первой части предложения простое глагольное сказуемое.]

Ответ:

неверно

Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

Ответ:

верно

Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством.]

Ответ:

верно

Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. [В предложении одна из грамматических основ - "которые применяются".]

Ответ:

верно

Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

неверно

Кинематограф возник в конце XIX века. [кинематограф возник (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. [он вырабатывал (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. [свидетельствует (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. [это находит подтверждение (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования. [сценарий есть (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

верно

Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. [В одной из частей предложения грамматическая основа - "которая соответствует".]

Ответ:

верно

Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. [предложение неполное.]

Ответ:

неверно

Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. [Предложение односоставное.]

Ответ:

верно

А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью. [Обе части сложного предложения - односоставные определённо-личные предложения.]

Ответ:

неверно

Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. [мы встречаем (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. [умели вглядываться (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. [пользоваться возможностями (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. [словесное богатство в разнообразии (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны... [они существовали (и) были известны (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.]

Ответ:

верно

Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны - цунами. [Предложение осложнено обособленным приложением.]

Ответ:

верно

Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. [Предложение сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.]

Ответ:

неверно

Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. [Предложение простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.]

Ответ:

верно

Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством.]

Ответ:

неверно

Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. [Вторая часть предложения осложнена обособленным приложением.]

Ответ:

верно

Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. [В предложении грамматическая основа - "проблема не решена".]

Ответ:

верно

Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. [Предложение содержит 4 (четыре) грамматические основы.]

Ответ:

верно

А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы - Меркурий, Венера и Марс, - хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Ртуть - уникальный химический элемент. [В предложении содержится составное именное сказуемое.]

Ответ:

верно

Это единственный жидкий металл. [Предложение нераспространённое.]

Ответ:

неверно

До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. [Вторая часть предложения осложнена обособленным приложением.]

Ответ:

верно

Плавясь при температуре 8°С, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Ответ:

неверно

Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! [Предложение простое двусоставное.]

Ответ:

верно

Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

неверно

Подлежащее - значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. [Вторая часть сложного предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

верно

Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». [Первая часть предложения осложнена вводной конструкцией.]

Ответ:

верно

И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи. [В последней части предложения грамматическая основа - сказуемое "выражено".]

Ответ:

неверно

Земля - третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. [Предложение сложное с придаточным определительным.]

Ответ:

верно

Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.]

Ответ:

неверно

21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября - день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. [Первая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

верно

А когда же начинаются астрономические зима и лето? [Предложение вопросительное.]

Ответ:

верно

Астрономическая зима начинается 22 декабря - самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня - самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой - на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой - на юго-западе. [Предложение простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.]

Ответ:

неверно

Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? [Первая часть предложения - односоставное определённо-личное предложение.]

Ответ:

неверно

Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

Ответ:

верно

Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. [Предложение осложнено вводным словом.]

Ответ:

верно

И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. [Предложение двусоставное.]

Ответ:

верно

По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. [Вторая часть предложения осложнена вводным словом - "однако".]

Ответ:

неверно

До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

верно

Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

верно

Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. [В предложении грамматическая основа - "способна воспринимать цвет".]

Ответ:

неверно

Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века - явление исключительное. [Предложение двусоставное.]

Ответ:

верно

Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». [В предложении грамматическая основа - "можно было бы сказать".]

Ответ:

верно

Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

неверно

Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». [Предложение содержит цитирование.]

Ответ:

верно

Каждая из великих книг - это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах - на несколько метров. [Вторая часть предложения - неполное предложение.]

Ответ:

верно

Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». [В предложении грамматическая основа - "названия носят".]

Ответ:

неверно

Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. [В предложении первая часть содержит однородные сказуемые.]

Ответ:

верно

Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. [Предложение простое, осложнённое однородными подлежащими.]

Ответ:

верно

В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска. [Вторая часть предложения - односоставное безличное предложение.]

Ответ:

неверно

Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

неверно

Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. [Предложение осложнено уточняющим обстоятельством.]

Ответ:

верно

А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. [Предложение осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.]

Ответ:

верно

Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей! [Одна из грамматических основ предложения - "кораблик потопил".]

Ответ:

верно

Рельеф Земли - это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

неверно

Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. [В предложении грамматическая основа - "роль играют".]

Ответ:

неверно

Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.]

Ответ:

верно

А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

верно

Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений. [В предложении содержится 6 (шесть) грамматических основ.]

Ответ:

верно

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. [Предложение содержит сравнительный оборот.]

Ответ:

неверно

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Ответ:

неверно

Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. [Предложение осложнено однородными членами.]

Ответ:

верно

Но в первую очередь это делали небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... [Предложение содержит 1 (одну) грамматическую основу.]

Ответ:

верно

Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид. [Предложение сложноподчинённое с придаточным времени.]

Ответ:

верно

Звуки - это то, что слышит ухо. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. [Предложение содержит однородные члены предложения.]

Ответ:

верно

Звучат работающие машины, движущийся транспорт. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Ответ:

неверно

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos - «звуковой»). [Предложение содержит вставную конструкцию.]

Ответ:

верно

При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон. [В предложении грамматическая основа - "применяют приборы".]

Ответ:

неверно

Коррозия - это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. [Предложение осложнено обособленным определением.]

Ответ:

верно

Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. [Вторая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

верно

Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. [В предложении грамматическая основа - "добавление значительно".]

Ответ:

неверно

А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). [Предложение простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.]

Ответ:

неверно

Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять. [Предложение сложноподчинённое с придаточным причины.]

Ответ:

верно

Язык - это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. [В предложении грамматическая основа - "язык - особенность".]

Ответ:

неверно

А зачем нужен язык? [Предложение односоставное.]

Ответ:

неверно

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. [Первая часть предложения осложнена вводным словом.]

Ответ:

верно

Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. [Во второй части предложении 4 грамматическая основа - "человек мог".]

Ответ:

неверно

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. [Предложение сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.]

Ответ:

верно

Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. [Предложение осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

Ответ:

неверно

Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить - такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. [Предложение нераспространённое.]

Ответ:

неверно

Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

верно

Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим - экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. [Предложение содержит 5 (пять) грамматических основ.]

Ответ:

верно

Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле. [В предложении грамматическая основа - "строится здание, служит".]

Ответ:

неверно

Шапка Мономаха - одна из древнейших русских корон. [В предложении грамматическая основа - "шапка Мономаха".]

Ответ:

неверно

Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. [Предложение простое двусоставное.]

Ответ:

верно

Шапка Мономаха стала короной не сразу. [В предложении содержится простое глагольное сказуемое.]

Ответ:

неверно

Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. [Предложение сложное.]

Ответ:

верно

Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону. [Предложение сложноподчинённое с придаточным времени.]

Ответ:

верно

Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

Ответ:

верно

Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Ответ:

верно

Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. [Предложение осложнено однородными сказуемыми.]

Ответ:

верно

Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

неверно

Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. [Предложение односоставное неопределённо-личное.]

Ответ:

верно

Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. [В одной из частей предложения грамматическая основа - "шарики делают".]

Ответ:

неверно

Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. [Первая часть предложения осложнена вставной конструкцией.]

Ответ:

верно

К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

неверно

Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется. [Предложение содержит 5 (пять) грамматических основ.]

Ответ:

неверно

Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. [Первая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

неверно

В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. [Первая часть предложения осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

Ответ:

верно

На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

верно

Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Ответ:

верно

Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. [предметы изображены (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. [компьютеру задать (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. [можно увидеть изображение (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. [они могут исследовать (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда. [проводят (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. [Предложение простое односоставное.]

Ответ:

неверно

Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

неверно

Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. [Предложение сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.]

Ответ:

верно

Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

верно

Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги. [Первая часть предложения - односоставное безличное предложение.]

Ответ:

верно

Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. [Предложение простое.]

Ответ:

верно

Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. [В предложении грамматическая основа - "наиболее активен".]

Ответ:

неверно

Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

неверно

В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

Ответ:

верно

При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек, здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама. [Предложение простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.]

Ответ:

неверно

Что изображают дымковские игрушки? [Предложение вопросительное, односоставное неопределённо-личное.]

Ответ:

неверно

Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. [Предложение неполное.]

Ответ:

верно

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. [В предложении грамматическая основа - "чужды полутона".]

Ответ:

неверно

Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. [В предложении составные именные сказуемые.]

Ответ:

верно

Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни. [Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми.]

Ответ:

неверно

Процесс горения - один из важнейших физико-химических процессов на Земле. [один на Земле (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Без него существование человека было бы невозможным. [существование было бы невозможным (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. [необходимо (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина - притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену. [есть причина (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче. [усложняет исследование (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

неверно

Самый известный из них - компас. [Предложение двусоставное.]

Ответ:

верно

Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. [В предложении грамматическая основа -" он был".]

Ответ:

неверно

Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». [Первая часть предложения осложнена вводным предложением и однородными членами.]

Ответ:

верно

В XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор. [Предложение сложноподчинённое.]

Ответ:

верно

В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. [В предложении содержится составное глагольное сказуемое.]

Ответ:

неверно

Сирень, как невеста, стояла вся в белом. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.]

Ответ:

верно

Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

верно

В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

верно

Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.]

Ответ:

неверно

Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. [Предложение осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.]

Ответ:

верно

Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. [Во второй части предложения грамматическая основа - "способствует".]

Ответ:

неверно

А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ответ:

верно

Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. [Предложение сложносочинённое.]

Ответ:

неверно

Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. [Предложение односоставное безличное.]

Ответ:

неверно

Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. [телефон позволяет просматривать и редактировать сообщения (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. [сообщения хранятся в памяти (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. [использовать функцию можно (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. [телефон поддерживает (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения. [следует иметь в виду (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Звук может распространяться не только в воздухе. [В предложении простое глагольное сказуемое.]

Ответ:

верно

Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

верно

Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. [В третьей части предложения грамматическая основа - "передаётся звук от удара".]

Ответ:

неверно

А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Ответ:

верно

Это потому, что скорости звука и света различны. [Предложение бессоюзное сложное.]

Ответ:

неверно

В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. [Предложение сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.]

Ответ:

верно

Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. [Предложение неполное.]

Ответ:

неверно

Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. [Предложение односоставное, распространённое.]

Ответ:

неверно

Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. [Предложение простое двусоставное.]

Ответ:

верно

Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. [Предложение сложное бессоюзное.]

Ответ:

неверно

Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. [является отрицание (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. [нельзя согласиться (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Новое - это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. [обобщение (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. [наука не смогла бы развиваться (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного. [возможен разгул (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. [В предложении грамматическая основа - "имеет значение".]

Ответ:

неверно

Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. [Предложение осложнено вводной конструкцией.]

Ответ:

верно

Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. [Предложение простое, осложнённое однородными сказуемыми.]

Ответ:

неверно

Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам - в Южном. [Вторая часть предложения - неполное предложение.]

Ответ:

верно

Получается, что нет ни одного месяца в году, в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Ответ:

неверно

Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. [воспринимая свет (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. [неудивительно (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. [чтобы выяснить (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. [были гипотезы (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Так в конце XIX - начале XX века была создана современная теория световых явлений. [была создана теория (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. [были пальцы (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. [природа предоставила (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. [помощи хватало (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. [ведёт начало (грамматическая основа)]

Ответ:

неверно

Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. [начать и закончить (грамматическая основа)]

Ответ:

верно

Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? [Предложение простое двусоставное.]

Ответ:

верно

Осенние ночные заморозки - это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. [В предложении содержатся однородные составные именные сказуемые.]

Ответ:

верно

Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Ответ:

неверно

Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. [Предложение осложнено однородными обстоятельствами.]

Ответ:

неверно

Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада. [Во второй части предложения грамматическая основа - "которое препятствует и отражает".]

Ответ:

верно

Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. [Предложение осложнено однородными членами предложения.]

Ответ:

верно

Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. [Предложение простое.]

Ответ:

верно

Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. [Первая часть предложения осложнена вводным словом.]

Ответ:

верно

Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6-8 г хлорида натрия. [Первая часть предложения - односоставное неопределённо-личное предложение.]

Ответ:

неверно

Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. [Предложение содержит 4 (четыре) грамматические основы.]

Ответ:

неверно