1. Оценка: зачёт / незачёт
2. Является допуском к ЕГЭ по русскому языку
3. Отличается от сочинения ЕГЭ

Разделы и подразделы закрытого банка тем

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
    1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
    1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
    1.3. Познание человеком самого себя.
    1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
   2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
   2.2. Человек и общество.
   2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека
   3.1. Природа и человек.
   3.2. Наука и человек.
   3.3. Искусство и человек.

В билете будет 6 тем, по две из каждого раздела, нужно выбрать 1.

Пример билета

1) Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
2) Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
3) Семейные ценности и их место в жизни человека.
4) В чём может проявляться любовь к Отечеству?
5) Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
6) Чему человек может научиться у природы?

Задание

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.

Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературных произведений. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём).

Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

1 раздел: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Темы этого раздела:

- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о
свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Примеры тем:

Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
Трудно или легко делать добро?
Чем опасна свобода без ограничений?
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? // Какие цели могут стать смыслом жизни?
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
Путь к самому себе: взлёты и падения.

Что почитать

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)
О. Генри «Дары волхвов» (любовь)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)
Фэнтези:
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
А. Сапковский «Ведьмак»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

2 раздел: Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Темы этого раздела:

- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностны отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Примеры тем:

Семейные ценности и их место в жизни человека // Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
В чём может проявляться любовь к Отечеству?
Что такое гражданский долг?
Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
Что такое репутация человека в обществе?
На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Может ли старшее поколение понять младшее?

Что почитать

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)

Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)

3-й раздел: Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.

Темы этого раздела:

- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Примеры тем:

Можно ли обойтись в жизни без творчества?
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
Человек науки – каким он должен быть?
Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
Чему человек может научиться у природы?
Что мешает человеку обрести гармонию с природой?

Что почитать

Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)

Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)

Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)

Антиутопии:
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)

Современные произведения:
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)
(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)
(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)

Порядок, которого стоит придерживаться при написании сочинения

Вступление 4/5
Тезис            3
Аргумент 1    1
Аргумент 2    2
Заключение 4/5

Пример сочинения: В чём может проявляться любовь к Отечеству?

Зеленым - клише, красным - основная мысль, курсивом - отношение к части.

Тезис     
    Как может проявляться любовь к Отечеству? Я считаю, что ответ очевиден: любовь к родной стране выражается в готовности защищать её в минуты опасности.
Аргумент 1   
     В справедливости такой точки зрения меня убеждают примеры из художественной литературы. Так, в рассказе «Судьба человека» М. Шолохов изобразил истинного патриота, которому небезразлична судьба его Родины. Герой рассказа до войны был рядовым гражданином, но как только Отчизна оказалась в беде, он отправился на фронт. Андрей Соколов вынужден был оставить семью в тылу и был готов рисковать жизнью, чтобы одолеть врага. Что подтолкнуло его к поступку, который совершали тысячи людей в 1941 году? Мне кажется, что любовь к Отечеству, к народу, желание защитить их любой ценой были причиной того, что множество мужчин покинули дома и отправились сражаться и погибать в боях.
Аргумент 2   
    Конечно, не только на страницах книг, но и в жизни мне встречались люди, которые поистине любят Отчизну и готовы доказать это не на словах, а на деле. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны. Он множество раз рассказывал нам, его внукам и правнукам, о том, какой ужас испытывали люди после начала войны. Под угрозой оказалось всё, что было им дорого: родственники и друзья, прекрасные города, культурное наследие и будущее страны. Конечно, желание сохранить всё это, любовь к тому, что так страшно было потерять, было причиной, по которой люди уходили на фронт, упорно работали в тылу. Без этой любви к стране и без этого страха потери великого наследия предков победа была бы невозможна.
Заключение
     Итак, любовь людей к Отечеству проявляется в том, в чем проявляется, как мне кажется, любая любовь, — в стремлении защитить объект этого светлого чувства.

(255 слов)

Пример полного сочинения: В чём может проявляться любовь к Отечеству?

Вступление
    Наверное, каждый человек задумывался о том, какие чувства он испытывает к родной стране. Думаю, большая часть людей гордится своим Отечеством, испытывает к нему теплые чувства. Сам я, как мне кажется, тоже люблю свою страну. И как и любое другое светлое чувство, любовь к родине ищет выражения, выхода.
Тезис
    Так как может проявляться любовь к Отечеству? Я считаю, что каждый человек по-своему выражает чувства, любовь к Отчизне не является исключением. Например, поэты и писатели, художники и музыканты способны выражать любовь в произведениях искусства, поэтому существует множество произведений, в которых воспевается наша страна. Изобретатели и новаторы, если они являются патриотами, силу своего таланта употребляют на благо родины, внося свой вклад в её процветание и развитие. Простые люди, чувствуя любовь к Отечеству, стремятся своим трудом приносить пользу своей стране, а в минуты опасности они готовы встать на её защиту.
Аргумент1
    Приведу несколько примеров того, как может выражаться любовь к Отчизне. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов изобразил истинного патриота, которому небезразлична судьба его Родины. Герой рассказа до войны был рядовым гражданином, но как только Отчизна оказалась в беде, он отправился на фронт. Ненависть к захватчику и любовь к стране, которую хотелось сохранить, уберечь, направляли Андрея Соколова, когда он оставил семью в тылу и отправился на передовую бить врага. Именно в боях проявили любовь к Отечеству представители народа во время Великой Отечественной войны.
Аргумент2
    Патриотизм людей мирных профессий проявляется иначе. Так, в сказе «Левша» Н.С. Лесков описывает тульского мастера, который по-настоящему предан своей стране. Когда наступает пора отстоять её честь, показав, что русские умельцы не уступают англичанам, Левша вместе с другими тульскими мастерами берется за дело и подковывает стальную блоху, привезённую из Англии. После Левша отправляется в Англию, где видит, как хорошо относятся к английским мастерам: обеспечивают им комфортные условия для труда, обучают их. Сам же Левша не получил образования и работал без инструментов, даже блоху он подковал на глаз. Англичане предлагают Левше остаться у них, обещают обучить его, женить, но тот отказывается, так как не может представить жизни вне России. На некоторое время он всё же остается в Англии, чтобы перенять опыт зарубежных мастеров. Например, он узнает, что ружья нельзя чистить кирпичом, так как они от этого портятся, эти сведения он хочет донести до императора. Однако после возвращения в Россию он заболевает и умирает, никому нет до него дела. Последними его словами оказывается просьба сообщить императору, что в Англии ружья не чистят кирпичом. Герой до последней минуты переживает за судьбу России, читатель понимает, что Левша по-настоящему любит свою страну. Этим сказом автор доносит до нас следующую мысль: для изобретателя и умельца любить Родину – значит трудиться на её благо, используя свои таланты.
Заключение
    Итак, люди по-разному могут проявлять любовь к Отечеству в зависимости от склада их характера и от времени, в которое им довелось жить. Однако в любом случае настоящая любовь к Отчизне бескорыстна и проявляется она на деле, а не на словах.

(465 слов)

Критерии оценивания итогового сочинения

Обязательно!:
Соответствие теме / Литературная аргументация / Минимум 250 слов + самостоятельность написания сочинения
+
Один на выбор:
Композиция / Качество речи / Грамотность
=
Зачёт

Соответствие теме

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.

Литературная аргументация

Участник доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики, произведений устного народного творчества (за исключением малых жанров), других источников отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Композиция

Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Качество речи

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Грамотность

«Зачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме менее шести ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Советы при написании сочинения

- Много тренируйтесь до ИС.
- Выберите тему, для которой у вас есть АРГУМЕНТ.
- Отталкивайтесь от аргумента, когда будете составлять тезис.
- Составьте план.
- Пишите проще.
- Не старайтесь учить чужие аргументы. В качестве тренировки лучше самостоятельно написать 1 аргумент, чем выучить 10 чужих.
- Не волнуйтесь, итоговое сочинение можно пересдать.
- Постарайтесь всё-таки сдать.

Удачи, держим за вас кулачки!