В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.
- Описание фотографии.
- Повествование на основе жизненного опыта.
- Рассуждение по поставленному вопросу.
Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. На подготовку к монологическому высказыванию даётся 1 минута. Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.
Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.
Если вы выбрали описание фотографии
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать…» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Используйте разные части речи:
- существительные — чтобы сказать, что и кто изображён на снимке;
- глаголы — чтобы рассказать о действиях персонажа(ей);
- прилагательные — чтобы описать, какие они.
Если фотография чёрно-белая, названия прилагательных, обозначающих цвета, употребить нельзя. Однако можно использовать такие слова, как тёмный, светлый, чёрный, ясный, яркий, тусклый, пасмурный, белый, солнечный.
В описании нужно рассказать, какие качества развивает та или иная деятельность. С ходу их сложно назвать, поэтому предварительно подготовьтесь, почитайте.
Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы, чтобы не сбиться). Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений, причём неважно, какие они по структуре, поэтому лучше составлять простые или небольшие сложные.
Как описывать фотографию?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог. Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
Синонимы для описания
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
Клише
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что...
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить (что?)…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
Примерный шаблон описания фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
Оценивание
За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Выполнение коммуникативной задачи. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок.
2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.
3. Речевое оформление. Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
Фотографии к заданию 3 из вариантов 2020-2021 года
Фотографии к заданию 3 из других вариантов, в том числе 2022 года
- На этой фотографии запечатлен кадр из школьного спектакля.
- На нём две девочки стоят на фоне замка.
- Замок по сравнению с девочками огромен.
- Его серые стены с нарисованными камнями очень высокие.
- Девочки приложили пальцы к губам, прося тишины.
- Они открывают замковые ворота.
- На девочках высокие колпаки, а значит спектакль этот про средневековье.
- Такие колпаки носили знатные горожанки, их и играют девочки.
- В театральном кружке ребята учатся быть раскованными, выражать свои эмоции.
- У школьников развивается воображение, память, дикция.
- Посещение музея — это всегда новые открытия, которые хочется запечатлеть, чтобы поделиться ими с родственниками и друзьями.
- Передо мной фотография, сделанная в картинной галерее.
- На ней изображена группа школьников с женщиной-экскурсоводом на фоне картин.
- Дети одеты в повседневную одежду.
- На стене висят портреты великих людей в красивых резных рамах.
- Обращают на себя внимание очень высокие стены картинной галереи.
- Ребята столпились вокруг экскурсовода и внимательно её слушают.
- Один школьник даже поднял руку, чтобы высказать свое мнение.
- Просмотр картин, сопровождаемый рассказами экскурсовода, позволяет прикоснуться к прекрасному и расширить кругозор.
- Глядя на фотографию, вспоминается посещение художественного музея с классом, яркие впечатления, оставшиеся после экскурсии.
- В жизни каждого человека есть радостные мгновения, которые хочется навсегда сохранить в памяти.
- Одно из них запечатлено на данной фотографии.
- Центральное место на снимке занимает девочка-первоклассница, которая возвращается из школы, весело подпрыгивая.
- На ней надета школьная форма тёмного цвета с кружевными манжетами и воротником, белоснежный фартук, гольфы и чёрные туфли.
- В правой руке школьница держит рюкзак золотистого цвета.
- Волосы девочки заплетены в косички, украшенные бантами.
- Искрящиеся счастьем глаза, улыбка, лёгкость движений – все это передаёт радость, которую испытывает первоклассница.
- Фотография сделана ранней осенью.
- Выложенная плиткой дорожка уже усыпана опавшими жёлтыми листьями.
- Но вдоль неё с обеих сторон стройными рядами стоят деревья, ещё сохранившие летний наряд.
- Снимок вызывает чувство радости и беззаботности, и навевает воспоминания о первых днях в школе: линейке, любимой учительнице, знакомстве с одноклассниками.
- Фотография — возможность запечатлеть момент жизни, вызвавший яркие эмоции.
- Перед нами один из таких снимков, сделанный в столице нашей Родины.
- В центре него находится комплекс величественных небоскрёбов.
- Одна из построек имеет необычную форму спирали.
- За высотными зданиями виднеется сооружение, похожее на башню, крыша которого увенчана звездой.
- Оно выделяется на фоне современных многоэтажек.
- На переднем плане фотографии мы видим людей, пересекающих автомобильную дорогу по пешеходному переходу.
- Юноша и девушка едут на велосипеде.
- Позади них идут подросток и женщина.
- От небоскрёбов людей отделяет огромный поток легковых автомобилей, с которым смешался общественный транспорт и двухэтажный автобус.
- Движение пешеходов, велосипедистов и машин, передающее динамику делового центра, высокие здания, широкие улицы — всё это позволяет зрителю почувствовать атмосферу современного города и насладиться его красотой.
- Приятное времяпрепровождение с друзьями, страшные истории вечером у костра — всё это знакомо каждому, кто хотя бы раз отправлялся в поход.
- Лучшие моменты весёлого приключения всегда хочется запечатлеть на фотоаппарат, чтобы сохранить надолго в памяти.
- Перед нами снимок, сделанный летом на поляне.
- На переднем плане фотографии мы видим четырёх подростков, которые собрались около костра, чтобы перекусить.
- Слева на большом бревне, обхватив ноги рукой, вполоборота сидит мальчик с тёмными волосами, в серой толстовке и джинсах.
- Его приподнятое настроение передаёт открытая улыбка.
- В руке у мальчика ветка с хлебом, которую он держит у огня.
- Рядом сидит девочка с распущенными светлыми волосами в расстёгнутой теплой кофте, свободных брюках и кроссовках.
- Рядом с девочкой, скрестив руки, скромно сидит ещё одна участница похода с короткими русыми волосами.
- На ней надета бежевая водолазка и светлые штаны с синим узором. Обращает на себя внимание её обувь — сандалии.
- Рядом с группой подростков, но на отдельном небольшом бревне расположился мальчик в полосатой футболке, брюках и кроссовках.
- Мальчик серьезен и задумчив.
- Он, как и его товарищ, жарит хлеб на костре.
- Позади ребят установлена палатка, за которой находится склон, заросший травой.
- Рассматривая снимок, погружаешься в атмосферу тёплых летних дней, проведённых с друзьями на природе, вспоминаешь запах костра и вкус печёного картофеля.