Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет, одни товарищи из класса врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно. Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
(По Даниилу Александровичу Гра́нину)
199 слов
Ответ:
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно знать, что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. И не всегда их можно объяснить степенью дружбы. Все более сложно.
Есть учителя талантливые, а есть любимые. Можно заслужить любовь, но талантливым стать нельзя.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
76 слов
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
2 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) язык – зеркало (предложение 1)
2) которые казались важными (предложение 2)
3) существует множество названий снега (предложение 3)
4) состояние, цвет важны (предложение 4)
5) язык отражает (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
Ответ:
125
3 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое.
2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением.
3) Предложение 3 простое двусоставное.
4) В предложении 4 содержится три грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
234
4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1.
1 Источником языкового материала для задания 4 могут быть не только предложения из микротекста к заданиям 2, 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.
2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега.
4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.
5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В
Ответ:
514
5 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире2.
2 В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.
По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
24
6 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ЗАРНИЦА – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
2) КИСЛО-СЛАДКИЙ (соус) – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис.
3) ЗАМЕЧЕННЫЕ (недостатки) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) ВСКАЧЬ (нёсся) – на конце наречия после шипящего пишется буква Ь.
5) ПОДРИСОВАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
134
7 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И3.
3 На месте буквы И в задании 7 может быть любая другая гласная буква русского языка.
Веч..(1)реет. Когда на неб..(2) догора..(3)т последн..(4)й луч, из пр..(5)брежных заросл..(6)й раздаются таинств..(7)нные шорохи. Мы проб..(8)раемся к дальн..(9)му лесу.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
458
8 Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Наши (тренер) – живые легенды российского фигурного катания.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
тренеры
9 Замените словосочетание «плов по-узбекски», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
узбекскийплов <или> пловузбекский
Прочитайте текст и выполните задания 10–13.
(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра» ‒ старые друзья, которым Журка обрадовался, он начал перелистывать страницы, разглядывая картинки…
(3)И вдруг увидел между страницами узкий белый конверт. (4)Видимо, дедушка решил, что, если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (5)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.
(6)Журка сперва сам не знал, чего испугался, хотя нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (7)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (8)Развернул большой тонкий лист…
(9)Дед писал чёткими, почти печатными буквами: «(10)Журавлик! (11)Книги на этих полках – тебе. (12)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (13)Я их очень любил. (14)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (15)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику, помнишь?
(16)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (18)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (20)Про то, как он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева…
(22)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (24)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.
(25)И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. (26)Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.
(27)Журка, вспоминай меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись летать высоко и смело! (30)Ты сумеешь. (31)Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что? (33)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что правы. (36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по- своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами.
(38)Прости меня, я, наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (41)Никогда не писал длинных писем. (42)Никому. (43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто рвётся нить… (45)Видишь, какое длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев».
(46)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (1938‒2020) – советский и российский детский писатель.
10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали.
2) Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у.
3) В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда.
4) Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка.
5) Дедушка подарил Журке воздушного змея.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
34
11 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.
2) Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.
3) Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.
4) Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.
5) Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
35
12 предложениях 3‒8 найдите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
Ответ:
сначала <или> вначале
Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания ОГЭ по русскому языку
Часть 1
№ абзаца / Микротема
1 У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно.
2 Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
3 Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Критерии оценивания сжатого изложения
ИК1 Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице 1 - 2 балла
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему - 1 балл
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы - 0 баллов
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста - 2 балла
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста - 1 балл
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста,
или
экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста - 0 баллов
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют;
– в работе нет нарушений абзацного членения - 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения - 1 балл
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется более одного нарушения абзацного членения - 0 баллов
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 6
Часть 2
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.
Номер | Правильный
задания| ответ
2 125
3 234
4 514
5 24
6 134
7 458
8 тренеры
9 узбекскийплов <или> пловузбекский
10 34
11 35
12 сначала <или> вначале
Часть 3
Критерии оценивания выполнения задания 13
Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Внимание!
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
С1К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет - 1 балл
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне - 0 баллов
С1К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте - 3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,
или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте - 2 балла
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста - 0 баллов
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют;
– в работе нет нарушений абзацного членения - 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения - 1 балл
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется более одного нарушения абзацного членения - 0 баллов
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 1 балл
В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 - 7.
Критерии оценивания выполнения задания 13.2
Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет - 1 балл
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,
или
экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов
С2К2 Наличие примеров-иллюстраций
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть - 0 баллов
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют;
– в работе нет нарушений абзацного членения - 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения - 1 балл
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется более одного нарушения абзацного членения - 0 баллов
С2К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 1 балл
В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 - 7.
Критерии оценивания выполнения задания 13.3
Внимание!
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
С3К1 Толкование значения слова (выражения)
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его - 1 балл
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,
или
экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0 баллов
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют;
– в работе нет нарушений абзацного членения - 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения - 1 балл
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется более одного нарушения абзацного членения - 0 баллов
С3К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 1 балл
В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 - 7.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Внимание!
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);
– если в работе 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка - 2 балла
Допущены две-три ошибки - 1 балл
Допущено четыре ошибки и более - 0 баллов
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка - 2 балла
Допущены две ошибки - 1 балл
Допущено три ошибки и более - 0 баллов
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет - 1 балл
В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более - 0 баллов
Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 - 9.
Баллы за весь ОГЭ по русскому языку
Итак, за изложение максимальный балл 6.
За задания с кратким ответом - 11 баллов.
За сочинение 7 баллов.
И 9 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи в изложении и сочинении.
Итого максимум 33 балла.