Все варианты заданий 2 и 3 из сборников ОГЭ по русскому языку на синтаксический анализ: найти верное утверждение, определить грамматическую основу. Нужно выбрать ответы из предложенных вариантов. Оба задания даются по одному тексту.

Последовательность цифр в ответе не имеет значения.

Это задания не с ФИПИ, просто для тренировки, их не будет на реальном ОГЭ.

Задания 2-3 на ОГЭ по русскому языку

1   Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Чтобы сберечь типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками — территориями земли или водного пространства, сохраняющими в естественном состоянии свой природный комплекс. (2)Заповедники — это прежде всего научные лаборатории, в которых учёные в естественных условиях исследуют сложные законы природы. (3)В каждом заповеднике есть наиболее ценные объекты, охране которых уделяют 0с0бое внимание. (4)В Кандалакшском заповеднике, например, охраняются птичьи базары и гнездовья гаги, а в Воронежском — многочисленные семьи бобров. (5)Олени, кабаны, косули — все эти копытные животные пасутся в заповеднике на склонах Кавказа, а в ущельях водятся редкие виды птиц.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) государство объявляет (предложение 1)
2) лаборатории исследуют (предложение 2) 
3) уделяют внимание (предложение 3)
4) охраняются базары (предложение 4)
5) животные водятся (предложение 5)

Ответ:

13

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое односоставное.
2) Сказуемые в обеих частях сложного предложения 2 составные именные.
3) Первая часть сложного предложения 3 представлена неопределённо-личным предложением.
4) В состав сложного предложения 4 входит неполное предложение.
5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:

45


2    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. (2)В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. (3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землёй, решили посмеяться над небом, зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, заражая людей злом, будто опасными микробами. (4)Два осколка попали в Кая, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни. (5)Меня всегда мучил вопрос: почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду?

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) ставит в тупик (предложение 1)
2) тролль создал (предложение 2)
3) ученики решили посмеяться (предложение 3)
4) два осколка попали (предложение 4)
5) осколки попали (предложение 5)

Ответ:

234

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, распространённое.
2) Сказуемые во всех частях сложного предложения 2 составные именные.
3) Первая часть сложного предложения 3 представлена односоставным неопределенно-личным предложением.
4) Предложение 4 содержит две грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.

Ответ:

14


3    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Звездчатку увидишь в наших дубравах, в лиственных и смешанных лесах. (2)Нежные ажурные листочки её хорошо заметны в тенистых лесных уголках, а белые лепестки и десять жёлтых тычинок очень яркие, броские. (3)Ранней весной узкие листья её становятся светло-зелёными — к концу лета растение уже отцветает. (4)На месте цветков видны плоды — шаровидные коробочки с тёмно-коричневыми семенами. (5)Ближе к осени растение отмирает: ложится на землю стебель, белеют листья, но в пазухах некоторых листьев видны зелёные почки, из которых весной поднимут свои головки молоденькие растения.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) звездчатку увидишь (предложение 1)
2) листочки заметны (предложение 2)
3) уже отцветает (предложение 3)
4) видны плоды (предложение 4)
5) растение отмирает, ложится (предложение 5)

Ответ:

24

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое односоставное.
2) Сказуемые в обеих частях сложного предложения 2 составные именные.
3) Первая часть сложного предложения 3 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
4) Предложение 4 осложнено обособленным согласованным приложением.
5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:

124


4    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Слово ‹ошеломить» древнее, оно означало «ударить противника так, чтобы он, потеряв сознание, упал и мог быть взят в плен». (2)«Я ошеломил его и полонил», — с гордостью говорил древний воин. (3)Слово произошло от названия русского защитного головного убора — шелома, то есть шлема. (4)Он был достаточно тяжёлым: если надеть шелом, человек непременно ощущал в области головы тяжесть, а если ударить его по шелому, то на ногах точно устоять было трудно. (5)В наше время слово «ошеломить» имеет значение «привести в состояние растерянности или даже потрясения».

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) слово означало «ударить противника» (предложение 1)
2) говорил воин (предложение 2) 
3) слово произошло (предложение 3)
4) он был (предложение 4)
5) слово имеет значение (предложение 5)

Ответ:

235

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 содержит составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 содержит прямую речь.
3) Предложение 3 простое односоставное безличное.
4) Предложение 4 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:

124


5    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Медведь — символ предусмотрительности и силы. (2)Как и другие могучие хищники — лев, орёл, волк, это животное красовалось на гербах как отдельных людей, так и целых городов и княжеств. (3)Например, медведя на гербе Ярославля легенда связывает с медведицей, убитой Ярославом Мудрым на месте будущего города. (4)Но большинство историков считают, что племена, жившие здесь, издревле поклонялись медведю как своему предку, а позже языческий медведь перешёл на герб христианского города. (5)Сила, храбрость, мудрость и даже богатство — все эти качества связаны с животным, изображённым на гербе города.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) медведь — символ (предложение 1)
2) это красовалось (предложение 2) 
3) медведя связывает (предложение 3) 
4) племена поклонялись (предложение 4) 
5) качества связаны (предложение 5)

Ответ:

14

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 простое.
4) Предложение 4 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.
5) Предложение 5 простое односоставное безличное.

Ответ:

134


6    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Никто не видел извержения вулканов, происходящие под землёй, но можно обнаружить следы этих извержений, встречающиеся на поверхности довольно часто. (2)Застывая, магма внедряется в слои горных пород. (3)Давно окаменевшие извержения напоминают невиданные по величине купола, нередко они бывают похожи на массивные столбы или немыслимых размеров подземные цветы и деревья. (4)Необходимо знать, что под влиянием высоких температур, а также паров газа и растворов, выходящих из магмы, происходят невероятные превращения горных пород. (5)В них, по мнению учёных, формируются драгоценные камни и самородки ценных металлов.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) можно обнаружить (предложение 1)
2) застывая (предложение 2)
3) они бывают похожи (предложение 3)
4) происходят невероятные превращения (предложение 4)
5) формируются камни (предложение 5)

Ответ:

13

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.
2) Предложение 2 содержит две грамматические основы.
3) Предложение 3 простое, распространённое.
4) Первая часть сложного предложения 4 представлена односоставным безличным, нераспространённым предложением.
5) Предложение 5 простое двусоставное.

Ответ:

45


7    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Курильские острова расположены на самом краю земли — в Тихом океане, между Японией и Камчатским полуостровом. (2)Большая Курильская гряда делится на три группы: южную, среднюю и северную. (3)Переходя от острова к острову, можно встретить различные природные зоны: и тундру, и хвойные леса, и субтропики. (4)По статистике, больше всего людей посещают термальные источники: они есть практически на каждом острове, температура воды в них обычно составляет 35-70 °С. (5)Важно помнить, что для питья эта вода часто непригодна, но зато она обладает целебными свойствами, способствующими здоровью кожи.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) расположены (на) краю земли (предложение 1)
2) делится (на) три группы (предложение 2) 
3) можно встретить (предложение 3) 
4) посещают термальные источники (предложение 4)
5) вода непригодна (предложение 5)

Ответ:

35

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит три грамматические основы.
2) Сказуемое в предложении 2 составное глагольное.
3) Предложение 3 простое, двусоставное.
4) Сложное предложение 4 состоит из трёх простых предложений.
5) В состав сложного предложения 5 входит простое односоставное предложение.

Ответ:

45


8    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Медведь, конечно, хорошо известен каждому ещё из детских сказок: большой, сильный, неуклюжий увалень с простовато-добродушным характером. (2)Мы привыкли давать ему фамильярные и даже ласковые имена: Потапыч, Мишка, Топтыгин. (3)Сказки сказками, но с Потапычем шутки плохи: медведь могуч, но он далеко не так неуклюж, как иные привыкли думать. (4)У него всё сильное: шея, спина, лапы, и потому при необходимости он может быстро и долго бежать, великолепно плавает, хорошо взбирается по деревьям. (5)Неуклюжим медведь кажется только лишь в мохнатой шерсти, особенно осенью, когда он очень жирен и нетороплив.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) медведь известен (предложение 1)
2) мы привыкли (предложение 2) 
3) медведь могуч (предложение 3) 
4) он может (предложение 4) 
5) он очень нетороплив (предложение 5)

Ответ:

13

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
2) Предложение 2 простое.
3) В предложении 3 содержится придаточное определительное.
4) В предложении 4 содержится две грамматические основы.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными определениями.

Ответ:

24


9    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Среди множества диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к её листьям, обжигающим кожу. (2)Мы считаем её сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год везде истреблять: в садах, у жилищ и заборов, вдоль дорог. (3)Между тем это растение издавна служило человеку: из длинных волокон крапивы когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти. (4)Крапива — ценное лекарство. (5)Кстати сказать, в народной медицине используют изготовленный из неё настой, который улучшает состав крови, отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить дёсны, люди его втирают в кожу головы от выпадения волос.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) крапиву запоминаем (предложение 1)
2) заросли приходится истреблять (предложение 2)
3) растение служило (предложение 3) 
4) крапива — лекарство (предложение 4) 
5) настой используют (предложение 5)

Ответ:

34

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Первая часть сложного предложения 3 — односоставное безличное предложение.
4) Предложение 4 простое, неосложнённое.
5) Сложное предложение 5 состоит из пяти простых предложений.

Ответ:

145


10    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Самые лучшие условия для корнеобразования растений — туман, когда земля в достаточном количестве получает и тепло, и влагу. (2)При этом воздух из почвы не вытесняется водой, а листья постоянно обволакиваются влагой. (3)Создать туман совсем несложно, это можно сделать мелким распылением воды с помощью опрыскивателя. (4)Температура воздуха, рекомендуемая для поддержания комфортного микроклимата, — плюс 20 °С. (5)Если температура повышается, то парник необходимо проветривать и притенять.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) земля получает (предложение 1)
2) не вытесняется водой (предложение 2) 
3) можно сделать (предложение 3) 
4) температура воздуха (предложение 4)
5) необходимо проветривать (предложение 5)

Ответ:

13

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Во второй части сложного предложения 3 содержится составное глагольное сказуемое.
4) Предложение 4 простое односоставное.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.

Ответ:

13


11    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Предположительная общая длина Великой Китайской стены, в том числе несохранившихся участков, составила бы сегодня более 20 тысяч километров. (2)Было время, когда она достигала десятиметровой высоты и семиметровой толщины. (3)Стена тянулась, защищая Китай от набегов кочевников, на шесть тысяч километров. (4)По мнению китайских историков, строили Великую стену два миллиона рабочих под присмотром трёхсот тысяч надзирателей. (5)Стена, хотя она давно уже утратила военное значение, была и остаётся удивительным памятником зодчества.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) длина составила (бы) более 20 тысяч километров (предложение 1)
2) было время (предложение 2)
3) шесть тысяч километров (предложение 3) 
4) строили Великую стену (предложение 4)
5) стена утратила значение (предложение 5)

Ответ:

12

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными определениями.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным,
3) Предложение 8 простое.
4) Предложение 4 содержит две грамматические основы.
5) Предложение 5 по цели высказывания побудительное.

Ответ:

23


12    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Ещё кое-где и снег не растаял, а уже на вырубках повсюду выскочили эти весенние грибы — сморчки. (2)Они очень некрасивы: шляпка отдалённо напоминает скомканные пчелиные соты, а у приземистой ножки цвет лежалого снега. (3)Зато возьмёшь такую находку в руки — а она как будто сама весенняя свежесть, даже чуть-чуть талой водой пахнет, настоящий гриб-подснежник! (4)Бывает, что эти ранние грибы внезапно пробивают снег: выступят наверх и лежат, как картошка. (5)В начале весны они растут потихоньку, но стоит только солнышку немного пригреть, как грибы-подснежники мгновенно полезут и на затенённых полянках, и на лесных дорожках, и в хвойниках.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) грибы сморчки (предложение 1)
2) они очень некрасивы (предложение 2)
3) возьмёшь (предложение 3)
4) бывает (предложение 4)
5) они растут (предложение 5)

Ответ:

345

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть сложного предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) Предложение 2 простое, осложнённое однородными сказуемыми с обобщающим словом.
3) Предложение 3 по эмоциональной окраске восклицательное.
4) Предложение 4 простое, осложнённое вводным словом.
5) Предложение 5 содержит три грамматические основы.

Ответ:

35


13    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Есть предположение, что выражение «отложить в долгий ящик», означающее «дать делу длительную отсрочку», возникло ещё в Московской Руси триста лет назад. (2)Царь Алексей, отец Петра Т, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог опустить свою жалобу. (3)Жалобы опускались, но дождаться результата было очень нелегко. (4)С течением времени слово «долгий» стало обозначать только время, а слово «длинный» — пространство. (5)Можно предположить, что выражение «отложить в долгий ящик» закрепилось в речи позднее в учреждениях ХХ века: чиновники, принимая разные прошения и жалобы, несомненно, сортировали их, раскладывая по разным ящикам, «долгим» мог называться тот, куда откладывались самые неспешные дела.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) возникло (предложение 1)
2) всякий мог опустить (предложение 2)
3) дождаться результата (предложение 3)
4) слово стало (предложение 4)
5) откладывались дела (предложение 5)

Ответ:

25

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит три грамматические основы.
2) Предложение 2 простое, осложнённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 простое, распространённое.
5) Первая часть предложения 5 содержит составное глагольное сказуемое.

Ответ:

35


14    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(Т)Археологи, изучая прошлое человечества, отмечают, что предки очень многих народов некогда жили по преимуществу рыболовством. (2)Несомненно, все рыбаки среди других способов ловли рыбы применяли и ловлю сетями в замутившейся воде, где рыба не может избежать опасности. (3)Вполне понятно, что не в одном, а во многих местах и в разное время могло возникнуть выражение «ловить рыбку в мутной воде», которое обозначает человека, извлекающего для себя пользу из чьих-либо затруднений, нечестным путём добивающегося собственного благополучия, действующего так же, как рыбак, ослепляющий рыбу водяной мутью. (4)Трудно представить, чтобы кто-то один был изобретателем этого выражения, но в литературе оно в первый раз встречается у греческого баснописца Эзопа. (5)В одной из его басен хитрый рыбак нарочно мутит воду, он хочет наловить побольше рыбы.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) археологи жили (предложение 1) 
2) (не) может избежать (предложение 2) 
3) понятно (предложение 3)
4) один был (предложение 4) 
5) он хочет наловить (предложение 5)

Ответ:

35

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Сложноподчинённое предложение 2 содержит придаточное места.
3) Вторая часть сложного предложения 3 представлена двусоставным предложением.
4) Первая часть сложного предложения 4 представлена односоставным безличным предложением.
5) Предложение 5 простое.

Ответ:

134


15    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Испокон веков был в русских сказках седой старик по имени Мороз, или Морозко, он жил в лесу и хранил его невредимым всю зиму. (2)Тогда он был ещё не добрым дедушкой, дарителем подарков, а суровым духом леса, который мог щедро наградить, но мог и заморозить нерадивого гостя. (3)Но со временем Мороз стал меняться и, наконец, превратился в того Деда Мороза, который стал приходить в гости к ребятам и оставлять подарки под ёлкой. (4)В ХХ веке драматург А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» — так у Дедушки Мороза появилась внучка. (5)А вскоре возникла традиция приглашать на новогоднюю ёлку Деда Мороза и Снегурочку.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) он жил (предложение 1)
2) мог наградить (предложение 2)
3) Мороз стал меняться (и) превратился (предложение 3)
4) появилась внучка (предложение 4)
5) традиция приглашать (предложение 5)

Ответ:

34

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В сложном предложении 1 первая часть представлена односоставным безличным предложением.
2) В сложном предложении 2 содержится придаточное определительное.
3) Предложение 3 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
4) В предложении 4 содержится две грамматические основы.
5) Предложение 5 простое, неосложнённое.

Ответ:

24


17    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Грани алмаза не только многократно отражают свет внутри него, но и создают изумительную игру этого света. (2)Вследствие большой прозрачности камня свет, почти не теряя своей энергии, разлагается на простые цвета, лучи которых затем вырываются наружу в самых неожиданных направлениях. (3)При повороте камня меняются цвета, исходящие из него, и кажется, что сам он, сверкая, является источником многих разноцветных лучей. (4)Когда смотришь на хорошо огранённый камень на свет, он кажется совершенно непрозрачным, потому что наблюдается явление полного внутреннего отражения света. (5)Если взглянуть на огранку со стороны света, можно увидеть, что кристалл сияет многими цветами, а местами блестит, как солнце.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) грани (не только) отражают, (но и) создают (предложение 1)
2) лучи которых затем вырываются (предложение 2)
3) кажется (предложение 3)
4) он кажется непрозрачным (предложение 4)
5) можно увидеть кристалл (предложение 5)

Ответ:

134

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена вводной конструкцией.
3) Предложение 3 содержит три грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных частей.
5) Главная часть сложноподчинённого предложения 5 представлена односоставным безличным предложением.

Ответ:

345


18    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)На северо-востоке и северо-западе Мадагаскара живёт удивительный зверёк — лемур. (2)Интересный факт: по мнению зоологов, как на территории Мадагаскара, так и на Африканском континенте некогда водились гигантские лемуры, которые имели вес под 200 кг. (3)К, сожалению, эти лемуры вымерли, не дожив до наших времён. (4)До 2008 года было известно всего о 31 виде лемуров, но уже сейчас насчитывается более 100 видов, объединённых в пять семейств. (5)Эти животные предпочитают вести ночной образ жизни, они достаточно осторожные и медлительные создания.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) живёт удивительный зверёк (предложение 1)
2) интересный факт (предложение 2)
3) лемуры вымерли (предложение 3)
4) было известно (предложение 4) 
5) они осторожные и медлительные (предложение 5)

Ответ:

34

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, неосложнённое.
2) Предложение 2 сложное, состоит из трёх простых предложений.
3) В предложении 3 сказуемое составное именное.
4) В состав сложноподчинённого предложения 4 входит придаточное определительное.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ:

25


19    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Авгуры в Риме были жрецами-гадателями: они предсказывали будущее по полёту и крику птиц, по тому, как клевали зёрна священные куры. (2)Предсказаниям авгуров полагалось верить, но даже в древности многие считали это чистейшим шарлатанством. (3)Понятно, что нелепость действий авгуров была яснее всего им самим. (4)Считается, что именно авгурам принадлежат слова: «Если авгур видит авгура, они не могут сдержать улыбки». (5)Вот почему усмешку, которой обмениваются между собой люди, по договору обманывающие других, называют улыбкой авгуров.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) клевали зёрна (предложение 1)
2) полагалось верить (предложение 2)
3) понятно (предложение 3)
4) считается (предложение 4) 
5) усмешку называют (предложение 5)

Ответ:

234

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть сложного предложения 1 осложнена однородными членами предложения.
2) Предложение 2 простое, двусоставное.
3) Первая часть предложения 3 представлена предложением.
4) Предложение 4 содержит одну грамматическую основу.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ:

13


20    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Можно бесконечно удивляться огромным небоскрёбам, искусственным островам, высокотехничным машинам и прочим рукотворным чудесам современного мира, но с возможностями природы соревноваться бесполезно: она всё равно будет в выигрыше. (2)Земля поражает нас своими красками, имеющими на географической карте различные цветовые обозначения. (3)Например, вода в Чёрном море синяя, но море получило своё название тогда, когда люди ещё не воспринимали синего цвета. (4)А вот в Красном море вода иногда действительно бывает красного оттенка, когда цветут мелкие водоросли, которые в обычное время бывают сине-зелёного цвета. (5)Белое море получило своё название из-за льдов, а Мёртвое море называют так за то, что в нём почти не обитают живые существа: уж очень солёная там вода.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бесконечно удивляться (предложение 1)
2) Земля поражает нас (предложение 2) 
3) люди (не) воспринимали цвета (предложение 3) 
4) которые бывают сине-зелёного цвета (предложение 4)
5) называют (предложение 5)

Ответ:

45

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, состоящее из трёх простых предложений.
2) Предложение 2 простое, нераспространённое.
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточных частей.
5) В первой части сложного предложения 5 сказуемое составное глагольное.

Ответ:

134


21    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Описание обстановки и внутреннего убранства дома — один из наиболее распространённых художественных приёмов, используемых в литературе. (2)С развитием реализма роль интерьера в произведении возрастает, и мир вещей, окружающих — литературных героев, становится важным — элементом художественного мира, созданного фантазией писателя. (8)Интерьер, без всякого сомнения, может выполнять различные функции, а именно: создавать иллюзию жизнеподобия, раскрывать характер героя и даже влиять на происходящие события. (4)Изображение внутреннего убранства дома может быть подробным и многословным, как у Н. В. Гоголя, или кратким, как у А. П. Чехова. (5)В любом случае такое описание в художественной литературе очень важно: оно создаёт впечатление о том, как живёт герой, и позволяет больше узнать о нём.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) описание — один из приёмов (предложение 1)
2) мир вещей становится (предложение 2) 
3) может выполнять функции (предложение 3) 
4) изображение может (предложение 4)
5) описание важно (предложение 5)

Ответ:

15

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит составное именное сказуемое.
2) Сложное предложение 2 состоит из четырёх простых предложений.
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.
4) Предложение 4 содержит однородные члены предложения.
5) Первая часть сложного предложения 5 — односоставное безличное предложение.

Ответ:

14


22    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)С незапамятных времён человек употребляет в пищу дикорастущие плоды и ягоды, обладающие неповторимым ароматом и вкусом. (2)Клюква, брусника, черника, малина, земляника, калина — настоящие кладовые витаминов. (3)Собирать плоды и ягоды следует в сухую прохладную погоду, потому что в жаркую погоду они быстро вянут, так как содержат меньше сока. (4)Нельзя собирать несозревшие плоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком; набрав больше витаминов. (5)При сборе будьте осторожны: старайтесь не топтать плодовые кустики.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) употребляет (предложение 1)
2) настоящие кладовые (предложение 2) 
3) они быстро вянут (предложение 3)
4) они налились (предложение 4)
5) будьте осторожны (предложение 5)

Ответ:

45

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, неосложнённое.
2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
4) В составе сложноподчинённого предложения 4 есть придаточное причины.
5) Все простые предложения, входящие в состав предложения 5, односоставные определённо-личные.

Ответ:

35


23    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Театр — это вид искусства, показывающий жизнь через драматическое действие. (2)Современный театр зародился ещё в эпоху античности, во время празднеств в честь бога Диониса. (3)Пьъесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми, также предусматривались совместные партии актёра и хора. (4)Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Еврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. (5)Наиболее известным стал театр, который был построен в Афинах и вмещал около 17 тысяч зрителей.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) театр — жизнь (предложение 1)
2) театр зародился (предложение 2)
3) предусматривались партии (предложение 3)
4) считаются трагедии (и) комедии (предложение 4)
5) был построен (и) вмещал (предложение 5)

Ответ:

23

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено вводной конструкцией.
2) Предложение 2 простое, распространённое.
3) Предложение 3 содержит две грамматические основы.
4) Предложение 4 простое двусоставное.
5) В предложении 5 есть составное глагольное сказуемое.

Ответ:

234


24    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Луна движется вокруг Земли не по кругу, а по эллипсу. (2)Точка лунной орбиты, расположенная ближе всего к Земле, называется по-гречески «перигей» («около Земли»); точка той же орбиты, наиболее удалённая от Земли, зовётся «апогёй» («вдали от Земли»). (3)«Пери» и «апо» означают «близко» и «далеко», а слово «ге» — «земля». (4)От слова «апогёй» — наименования самой высокой точки лунной орбиты — и происходит наше выражение «апогей славы». (5)Достигнуть апогея — достигнуть высшей меры власти, расцвета, могущества.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Луна движется (предложение 1)
2) точка ближе (предложение 2) 
3) означают (предложение 3) 
4) происходит выражение (предложение 4) 
5) достигнуть высшей меры (предложение 5)

Ответ:

14

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Первая и вторая части сложного предложения 2 осложнены обособленными определениями.
3) Предложение 3 содержит две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложное.
5) Предложение 5 простое односоставное.

Ответ:

23


25    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Заготовка леса — процесс сложный и трудоёмкий: сначала деревья валят при помощи мощных циркулярных пил, затем стволы освобождают от веток и свозят на места обработки для дальнейшей транспортировки. (2)При этом применяется самая разнообразная техника: краны, гусеничные тракторы, бульдозеры. (3)Лес, подлежащий перевозке по суше, кранами загружают в колёсный транспорт. (4)В некоторых регионах лес легче сплавлять по рекам: деревья укладывают в плоты и сталкивают на воду при помощи кранов, затем сотни таких плотов связывают вместе и буксируют до пунктов сортировки и маркировки. (5)В отдалённых районах, где на реках нет судоходства, брёвна просто сплавляют вниз по течению — вплоть до пункта назначения.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) свозят (на) места обработки (предложение 1)
2) применяется техника (предложение 2)
3) загружают (предложение 3)
4) легче (предложение 4) 
5) нет (предложение 5)

Ответ:

35

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Во всех частях сложного предложения 1 сказуемые составные именные.
2) Предложение 2 простое, осложнённое.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Первая часть сложного предложения 4 — односоставное определённо-личное предложение.
5) В предложении 5 две грамматические основы.

Ответ:

25


 26   Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Приливы на Земле вызывает в основном лунное притяжение: под действием Луны воды Мирового океана — основной части гидросферы — устремляются к участку, находящемуся прямо под нею и на противоположной стороне планеты. (2)Между двумя этими гребнями уровень воды опускается — происходит отлив. (3)Обычные приливы и отливы, которые случаются два раза в сутки, называются суточными, но есть полусуточные и смешанные. (4)Самые сильные приливы возникают дважды в месяц, в периоды полнолуния и новолуния, когда Земля, Луна и Солнце находятся на одной линии и их силы дополняют друг друга. (5)Самые слабые приливные течения повторяются также два раза в месяц, когда Луна расположена под прямым углом к Солнцу и их притяжения начинают мешать друг другу.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) приливы вызывает (предложение 1)
2) происходит отлив (предложение 2) 
3) приливы случаются (предложение 3) 
4) приливы возникают (предложение 4)
5) притяжения начинают мешать (предложение 5)

Ответ:

245

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится три грамматические основы.
2) Предложение 2 простое, односоставное.
3) Предложение 3 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.
4) В сложном предложении 4 вторая часть — двусоставное предложение.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

Ответ:

34


27    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете, к тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. (2)Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом: передняя стенка глаза действует, как линза объектива, которая преломляет проходящие через неё лучи света. (3)Зрачок похож на расположенную позади объектива диафрагму: он регулирует количество проникающего в глаз света. (4)Внутренняя оболочка глаза, или сетчатка, — это «фотоплёнка» и «экран», на котором фокусируется фотоснимок. (5)На самом деле глаз устроен гораздо сложнее: если фотоаппараты просто запечатлевают действие на плёнке, то люди и животные способны распознавать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) они способны двигаться (предложение 1)
2) можно (предложение 2) 
3) зрачок похож (предложение 3) 
4) фокусируется фотоснимок (предложение 4)
5) запечатлевают действие (предложение 5)

Ответ:

134

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит две грамматические основы.
2) Сложное предложение 2 состоит из трёх частей, представленных простыми двусоставными предложениями.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) В сложноподчинённом предложении 4 содержится придаточное определительное.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

Ответ:

34


28    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Живопись, графика, скульптура и архитектура называются изобразительными искусствами, потому что их образы существуют в реальных, зримых формах. (2)В отличие от музыки, кино, театра, литературы, пластические искусства не способны передавать мир в движении, в развитии. (3)Они ограничены только одним: мастер не может показать, что было раньше и что будет после. (4)Образы изобразительного искусства существуют не во времени, а в пространстве, поэтому их иногда называют пространственными. (5)Особенно полными и зримыми образы изобразительного искусства бывают тогда, когда живопись, графика, скульптура и архитектура выступают в единстве, передавая многообразие окружающего мира и чувства человека.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) называются искусствами (предложение 1)
2) (не) способны передавать (предложение 2)
3) они ограничены (предложение 3)
4) образы существуют, (предложение 4) 
5) образы бывают (предложение 5)

Ответ:

34

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным причины.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 сложное с однородным подчинением придаточных.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 содержит три грамматические основы.

Ответ:

123


29    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Город Эфес в греческой Малой Азии славился храмом богини Артемиды — сооружением, считавшимся венцом искусства и причислявшимся древними к одному из чудес света. (2)В 356 году до нашей эры этот храм, подожжённый неким пастухом по имени Герострат, погиб в огне. (3)На суде преступник объяснил свой поступок желанием во что бы то ни стало войти в историю, прославиться. (4)Принимая решение лишить Герострата жизни, суд запретил произносить имя преступника: судьи хотели, чтобы память о поджигателе исчезла навеки. (5) Запрет нарушил греческий историк Феопомп, и от него последующие поколения узнали о Герострате, чьё имя стало характеристикой крайне тщеславного человека, готового ради сомнительной известности совершить преступление.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) город Эфес славился сооружением (предложение 1)
2) храм погиб (предложение 2) 
3) преступник объяснил (предложение 3) 
4) запретил произносить (предложение 4)
5) имя стало (предложение 5)

Ответ:

23

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, двусоставное.
2) В предложении 2 сказуемое простое глагольное.
3) Предложение 3 простое односоставное безличное.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
5) В предложении 5 содержится две грамматические основы.

Ответ:

12


30    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Всё, что сохранилось от прошлой жизни в твёрдых породах земной коры, мы называем природными ископаемыми, потому что оно находится глубоко под землёй, образуя месторождения. (2)Обычно лучше всего сохраняются растения, разумеется, их прочные стволы. (3)Они могут пропитаться растворами разных минеральных солей, окаменеть и сохраниться под толстыми слоями других растений, горных пород, ила. (4)Со временем из этого получается каменный уголь, который называют солнечной энергией, заключённой в камень. (5)От животных чаще остаётся только скелет, потому что ткани их тел быстро гниют и полностью разлагаются, а то, что разлагается не полностью, превращается в нефть.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) называем (предложение 1)
2) сохраняются стволы (предложение 2) 
3) они могут пропитаться, окаменеть (и) сохраниться (предложение 3)
4) который называют (предложение 4)
5) остаётся скелет (предложение 5)

Ответ:

35

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
2) Предложение 2 простое, двусоставное.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения.
5) Предложение 5 содержит три грамматические основы.

Ответ:

12


31    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)В настоящее время с помощью компьютера один музыкант может создавать звуки, производимые целым оркестром, однако ничто так не завораживает, как оркестр из сотни музыкантов, слаженно исполняющих живую музыку. (2)Древние греки словом «орхестра» называли площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. (3)Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также на медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. (4)Часто одну тему играет не один музыкант, а несколько. (5)Например, современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников и, следовательно, во время концерта способен и исполнять сложнейшую из музыкальных форм — симфонию, и аккомпанировать солисту.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) один музыкант может создавать (предложение 1)
2) выступали музыканты (и) танцоры (предложение 2) 
3) сейчас называют (предложение 3) 
4) играет (предложение 4) 
5) оркестр может (предложение 5)

Ответ:

12

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) Предложение 3 простое односоставное определённо-личное.
4) Предложение 4 осложнено однородными подлежащими.
5) Предложение 5 содержит одну грамматическую основу.

Ответ:

45


 32   Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Радуга — необыкновенное явление, оно одновременно и оптическое, и атмосферное, и погодное. (2)Радуга возникает тогда, когда солнечные лучи проходят через очень маленькие капли воды, находящиеся в воздухе. (3)Знаменитый учёный Исаак Ньютон первый провёл практические опыты и пришёл к выводу: у радуги существует семь цветов. (4)Поставив на пути пучка солнечного света трёхгранную стеклянную призму, учёный обнаружил, что пучок отклоняется к основанию призмы и при этом белый свет разлагается на разные цвета. (5)По мнению учёных, для того чтобы на небе появилась радуга, необходимы два условия: солнечный свет и обильная влажность.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) радуга — явление (предложение 1)
2) лучи проходят (предложение 2)
3) учёный провёл (предложение 3)
4) пучок разлагается (предложение 4)
5) необходимы два условия (предложение 5)

Ответ:

12

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Предложение 3 содержит две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных частей.
5) Предложение 5 содержит четыре грамматические основы.

Ответ:

234


33    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Кровь — это жизнь, без неё организм не может функционировать: подгоняемая сердечным насосом, она бежит по разветвлённой сети артерий и вен, разнося в клетки кислород и питательные вещества и удаляя отходы. (2)Иногда можно услышать выражение «кровь играет» о необыкновенном приливе жизненных сил, а между тем кровь в буквальном смысле слова является носителем жизни. (3)Циркулируя по всему телу, она снабжает все живые клетки питательными веществами, необходимыми для выработки энергии, и сырьём для роста, жизнедеятельности и восстановления повреждённых тканей. (4)Кроме того, она вычищает из клеток все отходы, особенно углекислый газ, который образуется в процессе переработки пищи в энергию. (5)Есть у крови и третья функция — уничтожение и нейтрализация проникших в организм болезнетворных микробов.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) организм (не) может функционировать (предложение 1)
2) можно услышать выражение (предложение 2) 
3) она снабжает (предложение 3) 
4) углекислый газ образуется (предложение 4)
5) есть уничтожение (и) нейтрализация (предложение 5)

Ответ:

13

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Во второй части сложносочинённого предложения 2 сказуемое составное глагольное.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 4 представлена односоставным безличным предложением.
5) Предложение 5 простое.

Ответ:

15


34    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Радуга — это природное явление, основанное на подсвечивании солнечным светом большого количества водяных капель. (2)В солнечном свете есть оттенки всех цветов, однако мы не различаем их по отдельности: они смешиваются для нас в один — белый цвет. (3)А после дождя в воздухе остаётся множество мелких капелек, словно крошечных линз, и лучи разного цвета по-разному проходят через них. (4)Все они по-своему отклоняются от прямого направления, а лучи солнца, преломившиеся в миллионах капелек, складываются в одну яркую, красочную, многоцветную дугу, похожую на огромный мост. (5)Но радуга держится на небе недолго: налетит ветер, унесёт линзы-капельки, слегка сдвинется солнце — погас радужный мост.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) радуга (предложение 1)
2) мы (не) различаем (предложение 2) 
3) остаётся (предложение 3) 
4) отклоняются направления (предложение 4) 
5) налетит ветер, унесёт (предложение 5)

Ответ:

25

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, неосложнённое.
2) Предложение 2 сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями.
3) Предложение 3 содержит две грамматические основы,
4) В первой части сложного предложения 4 составное глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ:

35


35    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)В глубокой древности, когда миф был способом объяснения и познания окружающей действительности, сформировались особые представления о времени и пространстве, оказавшие впоследствии заметное влияние на литературу и искусство. (2)Мир в сознании древнего человека разделялся на две части — обычную и священную. (3)Они наделялись разными свойствами: первая считалась будничной, а вторая — непредсказуемо чудесной. (4)Поскольку действия мифических героев заключались в их перемещении из одного вида пространства- времени в другой — из обыденного в чудесное и обратно, с ними случались в их путешествиях невероятные приключения, так как в сказочном мире чудеса могут происходить. (5)Явные несообразности, невероятные события никого не смутят: в сказке так и должно быть.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  был способом (предложение 1)
2) мир разделялся (предложение 2) 
3) наделялись свойствами (предложение 3) 
4) чудеса могут происходить (предложение 4)
5) никого (не) смутят (предложение 5)

Ответ:

24

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит две грамматические основы.
2) Предложение 2 простое, распространённое.
3) Предложение 3 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных частей.
5) В сложном предложении 5 первая часть — односоставное безличное предложение.

Ответ:

12


36    Прочитайте текст и выполните задания 2 и 3.

(1)Люди с давних пор задумывались о происхождении музыки, поэтому уже в древности было сложено немало легенд о её «изобретении»: древние греки, например, считали её великим даром богов, а бога солнца Аполлона — покровителем искусств, изображая его с кифарой в руках. (2)В древнегреческом мифе о певце Орфее, в русской былине о певце-гусляре Садко и в других народных легендах нашли выражение как любовь человека к музыке, так и восхищение её красотой. (3)Но изобретение музыки нельзя приписать никому, как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. (4)С древнейших времён человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне, хотя известно, что в определённой мере эта потребность присуща некоторым животным, прежде всего птицам. (5)Но все соловьи мира только поют песню, и лишь человек умеет выразить в пении свои чувства, мысли, своё отношение к окружающей жизни.

Задание 2.   Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) люди задумывались (предложение 1)
2) нашли выражение (предложение 2) 
3) изобретение речи (предложение 3) 
4) известно (предложение 4) 
5) человек умеет выразить (предложение 5)

Ответ:

145

Задание 3.   Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В первой части сложного предложения 1 сказуемое составное глагольное.
2) Предложение 2 простое, неосложнённое.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных частей.
5) Во второй части сложного предложения 5 содержится составное глагольное сказуемое.

Ответ:

45