Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития? Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления. Мышления смелого, масштабного, нестандартного.

Включитесь в игру! Доверьтесь ей! И только тогда, наблюдая за поведением малоинициативных на уроках ребят, вы невольно зададитесь вопросом-укором: почему же на уроках с таким трудом и часто безуспешно они одолевают не столь уж сложные премудрости математики, физики или родного языка? "...В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития",- писал В. А. Сухомлинский. Так, может быть, следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на уроках и, не превращая всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру, использовать непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игровых элементов и на этом пути искать ответы на вековые вопросы многострадальной педагогики?

2 минуты урока

- Внимание! Возьмите чистые листочки и напишите на них свои фамилии. В вашем распоряжении одна минута. Кто сможет написать больше слов – имен существительных, содержащих три буквы о? Не больше и не меньше. "Обороноспособность" - не годится: в нем 7 букв о. Только три буквы о! Например, молоко, потолок, но их писать уже не нужно. Включаю секундомер. Кто больше?

Пока отсчитываются секунды, задумаемся над тем, как быстро и четко вывести ребят из игры? Как закончить ее? Вот сейчас истечет минута. Как собрать листочки? Как проверить их без больших затрат времени? Это ведь не воскресное развлечение, когда торопиться никуда не нужно,- идет один из школьных уроков, и скоротечная игра - всего только частный методический прием, помогающий мобилизовать внимание и создать обстановку непринужденности. Всякой игре, разумеется, присущ шутливый оттенок, но игра ни в коем случае не должна обращать в шутку большое и серьезное дело. Тем более стать источником конфликтов. А конфликты- вот они, рядом, и концовка игры представляет в этом отношении большую опасность. Победитель может опередить товарищей всего на одно-два слова. Но ведь эти слова он может дописать после истечения контрольного срока за какие-нибудь 3-4 секунды. Каково тогда будет победителю? Сможет ли он сам отказаться от этих слов, зная, что написал их после истечения контрольного времени? А если не сможет и затаится? Будет ли его мучить совесть, или он как должное примет такую "победу"? Все это обязан предвидеть учитель. Без умения учитывать возможные издержки игры лучше и не браться за нее.

Игра - дело серьезное. И наверное, пришла пора включить изучение психологических аспектов игровых ситуаций в программы педагогических вузов, так же как и специальный курс по методике организации познавательных, подвижных и спортивных игр. Вдумаемся: организатору игры необходимы достаточно обширные знания из анатомии, возрастной физиологии, гигиены и врачебного контроля, не говоря уже о том, что он должен быть отличным педагогом и тонким психологом.

Но вернемся на наш урок. Учителю не нужно собирать листочки и тем более проверять их. Просто в классе давно уже всем известно, что после слов учителя: "Первые проверяют вторых" - каждый ученик поворачивается назад и берет листок своего товарища, а те, кто сидит "на Камчатке", идут вперед и берут листочки учеников, сидящих за первыми столами. Вот и все. На это уходит не более 10 секунд.

- У кого записано более 10 слов? Тишина.

- Десять? Девять? Восемь?

Первая рука. Учителю теперь остается только собрать 4-5 листочков с наибольшим количеством слов и назвать имена победителей. Вся игра продолжается около 2 минут. Причин для обид нет. Плутовство исключено. Конфликтные узлы нейтрализованы.

Новый класс - новая игра

На перемене ребята будут горячо обсуждать неиспользованные варианты что конечно же, не ускользнет от внимания учеников из соседних классов. По этой причине провести такую же игру не только на следующем уроке, но через 3-4 недели у соседей нельзя. В победителях окажутся те, кто заранее продумает варианты ответов и поэтому окажется недосягаемым для остальных. Причина такой блестящей победы ни для кого не будет секретом, и победитель тотчас же станет предметом оскорблений и насмешек. Этого не произойдет, если в распоряжении учителя будут десятки разнообразных игр, варьировать которые можно на протяжении всего учебного года, не повторяясь.

Вот, например, вариант игры в слова. Снова на первых столах четвертушки чистой бумаги, и многим кажется, что сейчас будет проведена та же игра, которая только что прошла в соседнем классе. Но... Учитель раскрывает плакат с новым заданием.

Столичный город.
Река.
Растение.
Животное (млекопитающее).
Рыба.
Птица.
Съестной продукт.
Предмет домашнего обихода.
Имя (мужское или женское).
Профессия.

- Условия игры: необходимо записать 10 слов, каждое из которых должно начинаться с буквы «к». Время выполнения - 1 минута 15 секунд. Начали!

Строго говоря, если все слова должны начинаться с буквы «к», то достаточно и одной минуты. Такие слова, как Казань, Кубань, каштан, кулан, карп, канарейка, колбаса, кровать, Константин и кочегар, вполне можно написать за 40-50 секунд, но если первой буквой назвать, к примеру, «д» или «т», то, для того чтобы успешно справиться с заданием, и 5 минут будет мало.

Это лишь примеры возможных игр. С них можно начать. Главное – пробудить любознательность, активность. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, журналы, сборники занимательных игр. Тут важно найти новые стимулы, чтобы поддержать желание "рыться в книгах", обращаться к первоисточникам. Так идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний.

В школе можно создать целый банк игр. Для этого подойдет обычный книжный шкаф в учительской. В нем - 30 ячеек с выдвижными ящиками (по количеству классов в школе). В каждом ящике - два отделения. В первом расположены плотные листы бумаги с краткими описаниями разнообразных игр. На первых порах таких листов может быть от 50 до 100, но со временем их количество будет расти. Новые игры можно обсуждать на заседаниях методических секций или педагогических советов.

Вторые отделения в ящиках сначала пустые. После проведения игры учитель переложит в это отделение карточку с ее описанием. Вот и все. Это гарантия, что одна и та же игра не будет проведена в одном классе дважды.

Главное правило

На волейбольной или баскетбольной площадке, на футбольном ли поле, во всякой коллективной игре не должно быть места ни оскорблениям, ни негодованию, ни упрекам. Шутки - пожалуйста, улыбки - сколько угодно! Но гневу, окрику, грубости - нет, нет и еще раз нет! Об этом нужно напоминать многократно, не уставая. И не во время игры, а еще до ее начала, когда нет причин применять санкции. За нарушение этого правила во время игры следует немедленное предупреждение, а в случае повторения - безапелляционное удаление. Вне зависимости от того, кто совершил проступки - лучший или худший игрок команды. Игра забудется, результат ее - тоже, оскорбление словом может ранить надолго.

Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести! Эти слова поэта должен знать каждый ученик. А играть хорошо только тогда, когда игра в радость.

Текст нуждается в корректировке. Какие предложения лишние?