(1)Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы.

(2)С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей. (З)Неужели Мария Петровна?.. (4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! (5)Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее...

(б)Сафонов зашагал по аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями, тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался. (7)Сколько лет они не виделись! (8)3десь ли она теперь? (9)Живали? (10)Что с ней?

(11)— Мария Петровна, — тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте?

(12)— Входите, — сказала она тем вежливым, строгим голосом, каким, очевидно, обращалась к родителям своих учеников, когда те приходили «поговорить».

(13)Она несколько секунд всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость, отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой, только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены.

(14)— Паша Сафонов... (15)Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. — (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша... (17)Ты приехал?

(18)— Да, да, я сейчас, я сейчас! — обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны. — (19)Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? (20)Гришу Самойлова видели? (21)Артист. (22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (23)Неужели не приезжал?

(24)Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с какой-то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую, слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что-то больно, тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди. (25)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. (26)И не знали бы другие...

(27)— Мария Петровна, а интересно, кто-нибудь пишет вам?

(28)— Нет, Паша, — сказала она.

...(29)Сафонов хорошо помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением вины поклонился.

(30)Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. (32)Но он не знал их адресов. (33)Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера её дома.

(34)На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. (35)Он зашёл на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. (36)В телеграмме этой было два слова: (37)«Простите нас».

(По Ю. Бондареву*)

***Бондарев Юрий Васильевич (род. в 1924 г.), русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».

Сочинение на максимальный балл с реального ЕГЭ 2024

    Важно ли помнить своих учителей? На этот проблемный вопрос можно найти ответ в предложенном для анализа тексте Юрия Васильевича Бондарева.
    У Коли Сибирцева неудачно сложилась жизнь. Он часто навещал свою учительницу по математике (предложения 32-35). Сибирцев не добился большого жизненного успеха, не стал известным. Однако ему было важно навещать своего педагога. Этот пример свидетельствует о том, что, когда у человека неудачно складывается жизнь, он начинает осознавать значимость памяти учителя и ищет в нем поддержку.
   Павел Георгиевич Сафонов был известным конструктором. Автор писал: "Когда он возвращался из санатория, его непреодолимо потянуло побывать в родном городке, непременно встретить знакомых прошлых лет". До этого момента Сафонов ни разу не навещал свою учительницу. Встретив ее, герой осознал, что Мария Петровна оказала большое влияние на его жизненный успех (предложения 45-48). Данный пример демонстрирует, что человек, достигающий намеченных целей, совсем забывает о педагогах, которые сыграли важную роль на пути к "славе".
    Сопоставленные примеры доказывают, что важно помнить своих учителей, несмотря на то, смог человек достичь успеха в жизни, или нет.
    Автор считает, что людям важно помнить о своих педагогах. Именно учителя прививают человеку духовные ценности, которые сопровождают его на всем жизненном пути.
    Я согласен с мнением автора. Действительно, учителя формируют мировоззрение человека, воспитывают достойную личность. Следовательно, важно не забывать о своих наставниках. Моя мама рассказала мне историю о том, как у нее не получалось занять первое место на олимпиаде по литературе. Педагог всегда учил ее не сдаваться и идти к намеченной цели. После долгих занятий мама смогла победить. Слова учителя запомнились ей навсегда. Каждый год мама навещает педагога и благодарит его.
   В заключение стоит отметить, что важно сохранить память о своих наставниках. Именно учителя формируют в нас личность и прививают духовные ценности.