Задание 4 ОГЭ по русскому языку - пунктуационный анализ.  Мы выбрали все предложения из банка ФИПИ, содержащие  являющиеся ответом на каждое  пунктуационное правило.

Тире

В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой   бежала маленькая речка.

2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом крышей.

5) Писателю необходима смелость в обращении со словами, скульптору   с глиной и мрамором, художнику   – с красками и линиями.

1) Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце    за спиной.

5) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие появиться.

5) Существует мнение, что состояние здоровья человека на 90 % зависит от условий жизни и лишь на 10 процентов от медицины.

3) Дерево познаётся по плодам, а человек по делам.

2) Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

Всего 3 правильных предложения:

5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.
3) Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
3) Хотел рисовать – кисти выпадали их рук; пробовал читать – глаза не видели строк.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Так же 3:

5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.
5) Вода, камыши, прибрежный кустарниквсё было скрыто в густом рассветном тумане.
1) Пыль так и осталась с лета и лежала толстым слоем на солнечных часах, статуях, мраморных скамеечкахвезде.

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

Тоже всего 3:

4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.
4) В сторожке жил лесник – одинокий старик, у которого мы иногда оставались на ночлег.
1) Большой Императорский дворец в Царском селе имел уникальную достопримечательность – Янтарную комнату.

НЕ путайте с подлежащим и сказуемым:

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.
2) Языковая норма – это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.
4) Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедрдерево светолюбивое и нежное.
1) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.
5) Кремльжемчужина русского зодчества, творение многих мастеров, живая летопись многовековой истории.
1) Мечта – питательная почва для жизненной программы, путеводная звезда, которая указывает нам нужное направление, делает слышимым голос наших желаний.
1) А.П. Чехов считал, что искусство писать – это искусство сокращать.
5) Анютины глазки – популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.
3) Память – это способность человека запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.
2) Умение держать слово – главное достоинство человека, которое заключается в способности сделать всё, что он пообещал.
5) Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.
2) «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», ‒ писал К.Г. Паустовский.

Запятые

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.

3) В усадьбе «Ясная Поляна», родовом имении Л.Н. Толстого, восстановлен уникальный сад из старинных российских сортов яблонь, многие из которых считались утраченными.

4) Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.

2) Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.

2) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.

2) Где-то далеко поёт, замирая на мгновение, колокольчик проезжей тройки, вестник русской зимы.

3) Опустив глаза, Ольга Петровна, серьёзная сорокалетняя женщина, сидела у окна в кресле и быстро вязала крючком.

Уточняющее обстоятельство обособляется.

5) В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада (где именно?), между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей.

3) Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко (как именно?), вплоть до горизонта, по лугам были разбросаны серебряные пятна. 

2) На улице, (где именно?) перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.

3) А.С. Пушкин, как известно, родился в Москве (где именно?)в Немецкой слободе, там, где теперь пролегает Басманная улица.

4) Внизу (где именно?)у беспорядочно нагромождённых серых камней, и плещутся, и дышат горько-солёным воздухом волны прилива.

2) На мысе (где именно?)над морем, белел посёлок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

2) Хруст сучков под конскими копытами слышится в той стороне (где именно?)в высоком лесу, темнеющем в отдалении.

Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.

4) Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.

5) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.

3) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

2) Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.

5) Ася сломала длинную ветку, положила её себе на плечо, как ружьё, повязала себе голову шарфом.

3) Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

2) Каштанка (как?), вскочив, присела на все четыре лапы и (как? что делая?), протягивая к коту морду, залилась громким лаем.

4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате (как? что делая?), браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.

2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан (как? что сделав?), вцепившись в поручни.

4) Пожилой человек плёлся (как? что делая?), прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.

5) Листья деревьев (как? что делая?), падая на холодную землю, шепчутся, прощаясь навек.

3) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м (что делая?), являясь самым высоким сооружением России.

1) Пёс сидел напротив дверей булочной (как? что делая?), изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.

5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска (как? что сделав?), сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.

2) Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила», созданной А.С. Пушкиным, напомнил мне лучшие бабушкины сказки (как? что сделав?), чудесно сжав их в одну.

3) В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел (как? что делая?), удаляясь от земли.

3) В сумерках дорога казалась пустынной и скучной, я развлекал себя (как? что делая?), напевая любимые песни.

5) В доме медвежата согрелись и сразу уснули (как? что сделав?), а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.

1) Перед окном пламенела рябина, в ней копошились суетливые воробьи (как? что делая?), выклёвывая ягоды.

2) (как? что делая?) Опираясь на разработанную им систему химических элементов, Д.И. Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов, описал их важнейшие свойства.

Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

4) Высокое, почти безоблачное летнее небо (какое? что сделанное?), наполненное солнечным блеском, было восхитительно.

5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество (какое? что делающее?), сидящее за столом.

1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди (какие? что делающие?), едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.

3) Контуры деревьев (каких? что сделанных?), обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

3) Тонкая верба (какая? что сделанная?), посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны.

2) Из иноземных памятников Санкт-Петербурга самыми древними являются, без сомнения, египетские сфинксы (какие? что сделанные?), поставленные напротив Академии художеств у набережной Невы.

5) Листья (какие?)пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.

4) Мы пошли взглянуть на лесистый холм – возвышение (какое?)насыпанное несколько веков назад для постройки замка.

1) При свете северного сияния (какого?)отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.

1) Вся комната была тесно и уютно загромождена старинной мебелью (какой?)имевшейся в доме: шкафами, комодами и большой кроватью.

5) Ледник, огибая утёсы (какие?)стоящие отдельно, начинался сразу за отвесными скалами (какими?)упирающимися вершинами в бездонное небо.

2) Право, нет се́рдца у охотников (каких? что делающих?)уничтожающих птицу во время трудного пути, когда она стремится туда, где проклюнулась из яйца и впервые увидела зелень.

Обращение выделяется запятыми.

5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.

Обращение отделяется запятой.

4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич.
4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.
1) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» – писал А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».

Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.

2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.

4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5) Чтобы стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте.

5) Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих.

1) Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск.

5) Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы Яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам.

3) И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.

3) Дома отец бывал редко, разговаривал мало и неохотно, посматривал исподлобья не то угрюмо, не то равнодушно и, кроме путешествий и географии, не читал ничего.

1) Дорога шла на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева.

Вводная конструкция выделяется запятыми.

5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.

2) Математика, по мнению Пифагора, лежит в основе законов, которые управляют мировым порядком.

1) Автор известных романов И.А. Гончаров, по мнению критика Н.А. Добролюбова, является прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни.

1) На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»

Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань.

1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

5) На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.

2) Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

1) Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

3) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.

2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.

5) Родная земля – самое дорогое, что нам дано для жизни.

4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.

3) Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.

3) Как ни напрягаешь память, добраться до раннего детства почти невозможно.

Двоеточие

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

3) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба.

4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.

2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.

4) К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский.

5) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.

5) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.

5) На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.

4) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.

5) В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

1) Старинные кареты, повозки, представленные в качестве экспонатов в Оружейной палате, особым языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении её авторитета на международной арене.

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.

1) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: (как именно?) тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.

1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.

4) Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей (каким образом он это делал?): он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.

3) Обычно мы помогаем друг другу (каким образом?): один чистит картошку, другой растапливает печь.

4) Выражение лица Елены немного изменилось со дня её отъезда из Москвы (каким образом?): оно стало обдуманнее и строже, глаза глядели смелее.

4) Княжеская усадьба старая, давно всеми позабытая (а именно): дом её необитаем, сад заброшен.

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

4) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.

4) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.

3) На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.

2) Я смотрел на небо (и увидел там что?): Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

5) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: (по какой причине?) уж очень напряжённым был минувший день.

2) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: (по какой причине?)  они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.

5) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском (по какой причине?): оленихи с оленёнком не попадалось.

 Если какой-то тип упустили, пишите в комментариях, добавим.