В старом учебнике это §24-25.

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

Как повлияли события в Восточной и Южной Европе XIV—XV веков на средневековый мир?

В XIV-XV веках в Восточной и Южной Европе происходили события, которые существенно повлияли на все дальнейшее развитие Средневековой Европы.

В Чехии появилось учение Яна Гуса, которое воодушевило и сплотило все чешские сословия на борьбу с римской церковью и императором. Ян Гус обличал католических священнослужителей в том, что они отошли от священного писания, и церкви требуется реформирование. Сторонники Яна Гуса пошли еще дальше и дополнили религиозные утверждения Гуса политическими требованиями изменения устройства общества. Естественно, гуситское движение было признано католической церковью еретическим, и против него стали организовываться Крестовые походы. Разразились Гуситские войны, продлившиеся 15 лет и разорившие страну. Эти войны закончились разгромом радикального крыла гуситов и договором между умеренным гуситским крылом и католической церковью. Римской курии пришлось пойти на некоторые уступки в религиозных правилах для Чехии. Несмотря на поражение, Гуситские войны сплотили народ Чехии и в этих войнах родилась чешская нация, готовая отстаивать свое право на самостоятельную жизнь. Кроме того, учение Яна Гуса легло в основу идеологии Реформации, которая охватила всю Европу в последующие столетия.

На юге Европы в XV веке под натиском турок-османов пал Константинополь — город, который на протяжении тысячелетия был центром христианской религии, европейской культуры и знаний. С его падением Европа из двухполярного христианского мира стала однополярной. Единственной значимой христианской силой в Европе стало католичество во главе с римскими папами. Тем не менее с падением Константинополя, эстафету православия приняло Русское государство, оставшееся единственным последним оплотом православия. Самой же Европе с падением Константинополя пришлось серьезно задуматься о противостоянии продвижению Османской империи в Центральную Европу. Таким образом Византия, как идеологический противник Рима, сменилась реальным и не только религиозным противником в виде Османской империи.