Подведем итоги (страница 126)
Задание №1
Определи с помощью физической карты России, какие из перечисленных объектов находятся в европейской части нашей страны, а какие − в азиатской.
Кольский полуостров, горы Саяны, река Индигирка, Онежское озеро, река Ока, остров Сахалин.
Ответ:
В европейской части России находятся: Кольский полуостров (1), река Ока (5), Онежское озеро (4).
В азиатской части находятся: горы Саяны (2), река Индигирка (3), остров Сахалин (6).
Задание №2
Перечисли формы земной поверхности нашей страны. Какие из них можно наблюдать в твоём родном крае?
Ответ:
Формы земной поверхности нашей страны:
• равнины;
• горы;
• низменности;
• возвышенности;
• холмы;
• балки;
• овраги.
Поверхность земли в Нижегородской области преимущественно равнинная. Низменности в нашем краю не встречаются, но можно наблюдать возвышенности и овраги.
Задание №3
Сравни холм и гору. В чём их сходство и различие?
Ответ:
Сходство холмов и гор: имеют одинаковые части − подошву, склоны, вершину.
Различие между холмами и горами: холмы имеют высоту до 200 м, горы более 200 м.
Задание №4
Приведи примеры полезных ископаемых России.
Ответ:
Полезные ископаемые России:
• нефть;
• природный газ;
• железная руда;
• медная руда;
• алюминиевая руда;
• бурый уголь;
• торф;
• калийная соль;
• каменный уголь;
• золото;
• алмазы.
Задание №5
Распредели перечисленные природные объекты по группам:
1) реки;
2) озёра.
Дон, Байкал, Амур, Селигер.
Ответ:
Реки Озёра
Дон Байкал
Амур Селигер
Задание №6
Определи по карте в учебнике, в каких природных зонах находятся города Норильск, Сыктывкар, Курск, Ростов−на−Дону. Какой картой ты воспользуешься?
Ответ:
Норильск (1) находится в природной зоне − лесотундра; Сыктывкар (2) в зоне − тайга; Курск (3) в зоне − лесостепи; Ростов−на−Дону (4) в зоне − степи.
Для определения, в каких природных зонах находятся города, я воспользуюсь картой природных зон.
Задание №7
Назови перечисленные природные зоны России в порядке их смены (с севера на юг): тайга, тундра, смешанные и широколиственные леса, арктические пустыни, степи.
Ответ:
Природные зоны России в порядке их смены (с севера на юг):
1) арктические пустыни (север);
2) тундра;
3) тайга;
4) смешанные и широколиственные леса;
5) степи (юг).
Задание №8
Подготовь вопросы одноклассникам об экологических проблемах России.
Ответ:
Мои вопросы одноклассникам:
1. Какая главная экологическая проблема существует в зоне арктических пустынь?
2. Что делается для охраны лесных зон от вырубки?
3. Кто ответственен за главные экологические проблемы в субтропической зоне? Как эта проблема решается?
Ответы на вопросы об экологических проблемах:
1. В зоне арктических пустынь серьёзной экологической проблемой стало загрязнение северных морей и островов. С проплывающих судов в воду и на берега попадают вредные вещества (например, мазут), различный мусор. Особенно опасны разливы нефти при авариях нефтеналивных танкеров. Животные арктических островов кормятся в море. Для них опасно загрязнение не только самих берегов, но и воды и морского дна.
2. В лесных зонах экологические проблемы связаны в первую очередь с вырубкой леса. Нужно бережно относиться к лесам, по−хозяйски их использовать. На месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в лесных питомниках. Чтобы вырубать меньше деревьев, надо шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев!
3. В субтропической зоне главные экологические проблемы − загрязнение моря и берегов, незаконная вырубка горных лесов и отрицательное влияние на природу со стороны отдыхающих. За всё это, ответственность лежит на человеке.
Каждый год санитарные службы проверяют чистоту воды и определяют, пригодна ли она для купания. Для охраны чистоты морской воды строятся современные очистные сооружения.
Вырубка горных лесов запрещена. Местные власти должны строго следить за соблюдением закона.
Каждый, кто приезжает отдыхать на Черноморское побережье Кавказа и Южный берег Крыма, обязан беречь природу этих замечательных мест.
Задание №9
Расскажи, что делается в России для спасения растений и животных из Красной книги.
Ответ:
Для спасения растений и животных из Красной книги организуют заповедники, заказники. Животных расселяют в районы былого распространения, подкармливают, создают укрытия и гнездовья.
В заповедниках исчезающие виды разводят, увеличивая численность. Затем их расселяют в места привычного обитания.
Проводятся различные мероприятия для просвещения жителей, о важности бережного и заботливого отношения к природе.
Задание №10
Объясни, зачем в России создана сеть заповедников и национальных парков.
Ответ:
Создание национальных парков, как и заповедников, позволяет сохранить животных и растения. Человек спасает видовое разнообразие и чистоту воздуха и воды.
Творческое задание (страница 126)
Задание №1
Оформите вместе с одноклассниками выставку "Удивительная природа России". Подготовьте для неё рисунки или фотографии, а также короткие рассказы о природе родной страны.
Ответ:
Я решил написать рассказ об удивительном месте в России − Чарские пески, одно из семи чудес Забайкалья. Это песчаный массив, который расположен в Каларском районе, Забайкальского края.
10−километровый песчаный массив недаром называют "наши Каракумы", а в жаркое время даже − "наша Сахара". Это настоящая пустыня в миниатюре со всеми составляющими − струящийся песочек, цепи высоких двурогих барханов, песчаные плавники на гребнях. Если повезет, можно встретить даже караван. Только не из верблюдов, конечно, а из оленей. Незабываемое зрелище.
Но в этой пустыне есть свои, забайкальские, особенности: это резкий переход от зеленого леса к желтому песку, соседство теплых барханов с холодными наледями, а в редких оазисах царствуют не пальмы, а ели и лиственницы. На окраине пустыни есть озерцо с чистейшей и вкуснейшей водой.
На одном из барханов можно осмотреть стоянку древнего человека времен неолита, но в хорошую погоду хочется просто сидеть на бархане, любоваться на пустыню и на удивительно прекрасные пики Кодарского хребта.