§8. Виды корней и типы корневых систем
Вопросы перед параграфом
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
В жизни растения корень необходим для выполнения жизненно важных функций: корень удерживает растение в почве и с помощью корня растение получает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами.
Кроме того, у некоторых растений корни выполняют ещё и дополнительные функции: вегетативное размножение, дополнительный запас питательных веществ, дополнительная опора и и.д.
2. У всех ли растений имеются корни?
Корни имеют далеко не все растения, а только большинство высших растений. Остальные растения либо не имеют корней вообще, например водоросли, либо роль корней у них выполняют ризоиды, например у мхов, лишайников, папоротников и грибов.
Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».
1. Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.
2. Стержневыми корневыми системами называют корневые системы, в которых сильно развит главный корень.
Мочковатыми корневыми системами называют корневые системы, в которой сильно развиты придаточные и боковые корни, а главный корень либо менее развит, либо быстро отмирает.
3. Растения со стержневой корневой системой: морковь, свекла, репа.
4. С мочковатой: лук, пшеница.
5. Двудольные: морковь, репа и свекла.
Однодольные: лук и пшеница.
6.
Название растения |
Тип корневой системы |
Особенности строения корневой системы |
Свекла |
Стержневая | Сильно развит главные корень |
Морковь |
Стержневая | Сильно развит главные корень |
Лук |
Мочковатая |
Хорошо развиты боковые и придаточные корни |
Пшеница | Мочковатая |
Хорошо развиты боковые и придаточные корни |
Репа | Стержневая |
Сильно развит главные корень |
Вывод: Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.
Вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Кроме того, через корни растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. У некоторых растений в корнях накапливаются запасные питательные вещества.
2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?
Главный корень — это корень, который развивается первым ищ зародышевого корешка семени.
Придаточными корнями называют корни, образующиеся на стеблях или (у некоторых растений) на листьях.
Боковые корни — корни, отходящие от главного и придаточных корней.
3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?
Корневую систему, в которой сильнее развит похожий на стержень главный корень называют стержневой.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней, у которой главный корень недостаточно развит или быстро отмирает.
Подумайте
1. При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля. Зачем это делают?
На рисунке 6 в учебнике изображено окучивание томатов.
Окучивание помогает растениям развить более мощную корневую систему. Чем более развита у растения корневая система, тем больше питательных веществ оно получает. То есть окучивание позволяет вырастить более мощное растение и собрать больший урожай, чем у неокученных растений.
Задания
1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
Через 3 дня после помещения в воду у колеуса начали образовываться придаточные корни. Через 5 дней их длина достигла 1 см. После пересадки в почву растения хорошо укоренились.