Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся (страницы 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112)
Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?
Способы присоединения различных народов к России были разными. Кто-то был завоеван, а кто-то по собственному желанию вошел в состав Российского государства. Так или иначе все народы России стали жить «под одной крышей». Следует отдать должное всем Российским правителям, которые, следуя традициям национальной и религиозной терпимости, унаследованным от Монгольской империи, не стремились полностью и насильно подавить чужую культуру, насадить свою религию и язык. В умении жить в едином государстве представителям различных народов и заключается особенность России. Гармоничное сочетание культурных традиций различных народов, нередкое их взаимопроникновение обогатило культуру всех народов России и создало уникальную русскую культуру и быт.
Назовите известных вам деятелей русской культуры XIV-XV вв.
Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это — Андрей Рублев, Черный Даниил, Дионисий и Феофан Грек, архитекторы — Фиораванти Аристотель, Алевиз, Марко.
Вспомните, чему учили в мектебе, а чему – в медресе.
В мектебе, мусульманской начальной школе в основном обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу. А в медресе, выполнявшем функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии, изучали Коран, хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммеда), калам (рассуждения на религиозно-философские темы), шариат (свод мусульманских предписаний), историю ислама и некоторые прикладные дисциплины. В средние века медресе были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение за счет своей архитектуры.
Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?
Родоначальником книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. В 1450 году Гутенбергом была создана первая подтвержденная печатная книга. В дальнейшем этот способ книгопечатания широко разошелся по всем странам Европы, а к середине XVI века добрался и до России.
С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните имена героев нартского эпоса. Чем они прославились?
Нартский эпос — эпос ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует у осетин, абхазо-адыгских народов, балкарцев, карачаевцев и вайнахов. Сегодня исследователи не сомневаются, что материальным ядром эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа.
При всём разнообразии содержания нартского эпоса, одно из его центральных мест занимает тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в её защите. Но вместе с тем, не только воины-защитники Родины воспеваются и прославляются в песнях, но и хлебопашцы, пастухи и труженики, которые одинаково почётны в Стране Нартов. Поэтому в нартских преданиях в полном объёме представлена материальная основа жизни. Кроме того, в эпосе достаточно полно представлены и такие темы, как уважительное отношение к женщине, забота о старшем и младшем поколении и его воспитание. В сказаниях нарты своё свободное от работ и защиты Родины — время, проводят на сходках, где они устраивают не только соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и т.д, но и по пляскам, пению, красноречию и смекалке.
Ахсар и Ахсартаг – близнецы, сыновья Уархага. Ахсартаг женится на Дзерассе, дочери правителя водного царства Донбеттыра. Впоследствии Ахсартаг убивает своего брата Ахсара, от раскаянья кончает с собой. Дзерасса возвращается в подводное царство и там производит на свет двух близнецов, Урызмага и Хамыца, которые, возмужав, возвращаются на родину отца и выдают свою мать Дзерассу замуж за деда Уархага. Это сказание весьма напоминает латинскую легенду о вскормленных волчицей близнецах Ромуле и Реме, причем не только в том, что один брат-близнец убивает другого, но и в том, что, по-видимому, в первоначальных тотемических вариантах мифа матерью Ромула и Рема была волчица, и только позднее ей была отведена роль кормилицы. В нартском сказании встречается не мать-волчица, а волк-прародитель, о чем свидетельствует имя Уархага. Возможно, сюжетное сходство этого сказания с легендой о Ромуле и Реме является отражением имевших некогда место контактов скифских племен с древними италийцами.
Урызмаг и Сатáна. Небожитель Уастырджи домогался любви красавицы Дзерассы. Не добившись ее, пока Дзерасса была жива, Уастырджи проник в склеп, где лежало ее тело, затем пустил туда своего коня и пса. Так родилась Сатáна, а также конь, первый в конях, и пес, первый во псах. Когда Сатáна подросла, она обманом женила на себе своего брата Урызмага. Сказание, как отмечают ученые, несет отпечаток древних мифов, повествующих о происхождении людей, именно в таких мифах прародителями человечества являются брат и сестра (Кронос и Рея, Зевс и Гера). Эта гипотеза подтверждает и то, что герои происходят от сверхъестественных существ. Высокое положение, занимаемое Сатáной в нартском сообществе, роль хозяйки и советчицы во всех делах, предпринимаемых ее мужем, спасительницы нартского племени, которая избавила нартов от голода (предвидя трудный год, она сделала большие запасы в своих кладовых), позволяют сделать вывод, что связанные с нею сюжеты зародились еще во времена матриархата. Сатáна – и волшебница, которая может принять иной облик, и вещунья, которая способна увидеть все, что происходит на свете. Она первая сварила любимый напиток нартов – ронг, она же дала им пиво. Сатáна стала приемной матерью двух самых известных героев нартского эпоса – Сослана и Батрадза. Под стать супруге ее муж Урызмаг: во многих сказаниях он предстает полным чувства собственного достоинства, сдержанным и рассудительным седобородым старцем. Сатáна и Урызмаг присутствуют в том или ином виде во всех циклах.
Сослан (Созрыко, Сосруко) – герой-богатырь, появившийся из оплодотворенного пастухом камня. Небесный кузнец Курдалагон закалил Сослана в волчьем молоке. Но корыто из-за происков хитреца Сырдона оказалось короче, чем следовало, и хотя все тело героя стало булатным, колени остались незакаленными. Сослан – один из любимейших героев нартского эпоса. Существует много сказаний, связанных с его именем. Помимо сюжетов о рождении и закаливании, к основным относятся сказание о сватовстве к красавице Бедоху, ставшей его женой; сказание о путешествии Сослана в страну мертвых в поисках выкупа за вторую жену, дочь Солнца; сказание о битве Сослана с великаном Мукарой, которого он победил хитростью – попросил неделю просидеть на морозе в яме, а когда великан вмерз в лед, Сослан отрубил ему голову; сказание о шубе, сшитой для Сослана из скальпов, бород и усов убитых им врагов; сказание о поединке Сослана с Тотрадзом, сыном Албега, с которым герой смог справиться, только надев шубу из волчьих шкур, испугавшую коня Тотрадза; сказание о смерти Сослана от колеса Балсага, которое, подученное Сырдоном, проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает.
Батрадз — родился из нарыва на спине своего отца Хамыца, куда его перенесла мать, женщина из рода волшебников-бценов. Батрадз родился железным, но, закалившись в семи котлах с водой (либо в море), стал стальным. Живет герой в основном на небе, среди небожителей, на землю раскаленной стрелой спускается по зову нуждающихся в его поддержке нартов. С именем Батрадза, помимо рассказов о рождении и закаливании, связаны сказания о мести Батрадза за смерть его отца Хамыца; о спасении Батрадзем Урызмага, которого хотели погубить из-за того, что он стар; о победа в нартской пляске над великаном Алафом, искалечившим в пляске много нартов; о битве за крепость Хыз, которую Батрадз сокрушает, попросив нартов выстрелить им вместо стрелы (в позднейший вариантах – вместо пушечного ядра); о победе в споре, кто лучший среди нартов; о битве Батрадза с небожителями и его захоронении в склепе Софии (стального Батрадза невозможно было взять никаким оружием, тогда бог сделал так, что от нестерпимой жары высохли все родники и море, и докрасна раскаленный Батрадз умер от жажды).
Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого начинают таять ледники, выходят из укрытий животные, расцветают цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда. Однако, не желая это показывать, девушка насмехается над Ацамазом, и тот разбивает свою свирель. Агунда собирает обломки, по которым ее отец ударяет волшебной плеткой, и обломки срастаются. Небожители, узнав о неудаче Ацамаза, берутся выступить в качестве сватов. На свадьбе Агунда возвращает Ацамазу свирель. Как отмечает В.И.Абаев, эта женитьба – вариация весеннего мифа, а сам Ацамаз выступает воплощением солярного божества.
Сырдон – ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же – злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или в предмет, в эпосе его неоднократно называют «погибелью нартов». Сырдон – сын Гатага, водного божества, и Дзерассы. Жил Сырдон под землей, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по сыновьям, Сырдон из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его сыновей, изготавливает арфу (фандыр). Игра фандыра так понравилась нартам, что они разрешили Сырдону стать нартом. Благодаря необычному происхождению, Сырдон наделен даром провидения. О проделках Сырдона существует множество анекдотических историй. Но его проделки зачастую имеют роковые последствия: из-за него покинула Хамыца мать Батрадза, колени Сослана остались незакаленными, а затем погиб сам Сослан. В некоторых вариантах сказаний Сырдон является виновником гибели нартов. Именно он подстрекает нартов вступить в борьбу с богом.
Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Каковы были особенности развития российской культуры в XVI в.?
В XVI веке продолжился культурный подъем в России. В это время начинается формирование единой русской культуры, основанной на культурных достижениях всех русских земель и входящих в состав России народов. Как и в XV веке основными темами произведений культуры остаются исторические события, идеи патриотизма и крепкой единой государственной власти, а также вопросы веры. Однако, все больший интерес авторы стали проявлять к человеку и его внутреннему миру, проблемам человеческих и сословных взаимоотношений.
2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами?
Культурные контакты России с другими странами позволили обогатить русскую культуру мировыми достижениями, идеями и технологиями. В XVI веке особенно успешно развивались культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские архитекторы, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.
3. Что объединяло героев былин и эпоса различных народов?
Героев былин и эпосов различных народов объединяет любовь к своей Родине, бесстрашие и отвага героев в её защите, стремление борьбы со злом и желание помочь простым людям. Герой эпосов стойко преодолевают все трудности, проявляют чудеса стойкости и героизма ради достижения желаемой цели.
4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.
В летописных исторических произведениях XVI века доминирует тема необходимости самодержавной власти. К официальным летописным сочинениям того времени относится «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича». Попыткой изложить русскую историю для широкого круга читателей можно считать летописное произведение «Степенная книга». В ней русские князья представлены читателям как идеальные и мудрые правители, отважные воины и примерные христиане. Еще одно произведение – «Казанская история» — представляет читателям историю завоевания Казани и борьбу Ивана IV с боярами. В произведении автор так же воспевает самодержавное правление.
Больших успехов в XVI веке достигла татарская литература. Она представляет исторические события в форме нравоучительных притч, в этих произведениях даются советы, как сохранить самобытность и духовные ценности татарского народа в условиях военного поражения. Яркими произведениями татарской литературы XVI века являются «Светоч сердец» Аднаша Хафиза и произведения Мухаммедьяра.
Главной темой светской литературы XVI века по-прежнему является проблема царской власти. В произведениях обосновывается право московских князей на самодержавную власть. Также в период правления Ивана IV появляется новый жанр – публицистика. Публицисты того времени размышляют о преобразованиях в стране и выстраивают идеалы государственного устройства – самодержавная власть, опирающаяся на дворянство («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмете-салтане»). Вопросы характера царской власти также стали главной темы переписки Ивана IV и Андрея Курбского.
В XVI веке существенно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место в русской литературе занимает «Хронограф» — сборник нравоучительных сочинений по всемирной истории и роли России в ней, и «Домострой» — сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье различных норм и обрядов. В конце XVI века была создана церковно-литературная энциклопедия «Четьи минеи» («чтения ежемесячные»), которые вобрали в себя все жития, поучения и произведения, стоявшие вне круга официальной церковной литературы.
5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришёл в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?
С привлечением к строительным проектам итальянских архитекторов на Руси возрождается производство и использование кирпичей. В 1475 году был построен первый в России кирпичный завод. До сих пор самым ярким образцом кирпичного строительства в России остается Московский Кремль, строительством которого при Иване III заведовали итальянские мастера. Технология изготовления красного кирпича стала популярна в России. Так в 1500 году из кирпича был построен Кремль в Нижнем Новгороде, в 1520 году — Кремль в Туле, а в 1524 году Новодевичий монастырь.
Считается, что технологию керамического кирпича на Русь привезли византийцы в конце Х века. Тогда, после крещения Руси, с Византии начали прибывать кирпичных дел мастера. Изготавливаемый в этот период кирпич имел форму бруска. Однако этот материал не использовался для строительства масштабных объектов – основным направлением его применения были ремонтные работы. Единственной значимой постройкой того времени, в которой использовался этот строительный материал, был Софийский собор в Киеве. Нужно сказать, что Софийский собор, построенный в 1037 году и другие кирпичные строения вплоть до начала XV века возводились из плинфы – глиняных пластин размерами 40 на 40 см и толщиной около 4 см. По трудоемкости изготовления, сушки и обжига такие кирпичные «пластины» были самым простым решением. Особенностью кладки из плинфы были толстые швы, в которых через несколько рядов клали слой природного камня.
Сооружения России средних веков возводились из керамического материала другого формата – так называемого «аристотелева» кирпича. По своим размерам и толщине он был намного ближе к современному стандарту кирпича. Эта технология красного обожженного кирпича была привезена из Италии после того, как Иван III Васильевич взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог, которая выросла в Риме. Она убедила Ивана III, что негоже ему, государю всея Руси, жить в деревянном дворце и в деревянном городе. Тогда в столице началась великая стройка. Строить новый Кремль и новые храмы на Соборной площади пригласили итальянцев. Вместе с традициями эпохи Возрождения итальянцы привезли в Москву технологию производства обожжённого кирпича для строительства домов.
Работаем с картой
Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.
Сейчас на этой территории расположены республики Северного Кавказа (обведены зелёной линией): Чеченская республика, республика Северная Осетия — Аланья, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, республика Абхазия и республика Адыгея.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как было организовано обучение в школах в XVI в.?
Подавляющее большинство школ было открыто при церквях и монастырях. Священники и дьяконы в них обучали детей грамоте, письму, богословию и иногда арифметике. Стали появляться и частные светские мастера, которые за плату обучали детей наукам на дому. На землях бывшего Казанского ханства обучением занимались традиционные мусульманские учебные заведения – мектеб (начальная школа) и медресе (средняя и высшая школа). С развитием связей с другими странами востребованными стали специалисты, владеющие иностранными языками. Со второй половины XVI века в России зарождается традиция обучения молодых людей за границей. А при Посольском приказе даже была открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков.
2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?
Печатная книга была дешевле в производстве, чем рукописная, а следовательно, доступнее для большего числа людей. Поэтому начало книгопечатания в России имело огромное просветительское значение.
3. Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гутенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Фёдоровым первой печатной книги в России.
Считается, что Иоганн Гутенберг сделал свое открытие процесса книгопечатания в 1440 году. Отсутствие сохранившихся изданий того периода может свидетельствовать о том, что большей частью выпускалась лубочная продукция, всегда имевшая наименьшие шансы сохраниться и уцелеть. Первое же подтвержденное издание, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов, является Библия Гутенберга. Она традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. В России первая датированная печатная книга появилась в 1564 году. Таким образом, между первой подтвержденной печатной книгой в Европе и первой подтвержденной книгой в Росси прошло 114 лет.
4. Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?
«Степенная книга» была создана для изложения событий российской истории для широкого круга читателей. В ней история представляется как процесс восхождения русского народа по ступеням исторической лестницы к Богу. Каждая ступень этой лестницы является определенным периодом русской истории, связанной с деятельностью конкретного государя. Исследователи определяют стиль книги как идеализирующий биографизм – сочетание исторических фактов и вымысла, обосновывающего и оправдывающего даже самые нелепые, жестокие и кровавые решения правителей как необходимые для мудрого правления, «чтобы установить к добру и пользе царскую власть в Русской земле». Таким образом, произведение призвано доказать читателям необходимость самодержавной власти, а также обязанность каждого подчиняться царской власти.
5. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?
Русская история рассматривается как часть всемирной в сборнике нравоучительных сочинений «Хронографе».
6. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?
«Домострой» — сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье различных норм и обрядов. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье – её главе.
7. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?
Укрепление центральной власти и придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Появились специальные приказы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы. В Москве, как центре русского зодчества, появляются новые архитектурные стили и направления. Изменяется облик Московского Кремля. С его территории выносятся боярские усадьбы, появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также представительства государственных учреждений.
Особенно ярко художественные достоинства проявились в церковных постройках. Появляется шатровый стиль, как проявление традиций русского деревянного зодчества в каменных постройках. Яркими представителями этого стиля являются Церковь Вознесения в селе Коломенском и Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Широко развернулось крепостное строительство. Так в XVI веке были возведены крепостные укрепления в Смоленске, Казани (Кремль), Астрахани, построены новые крепости Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень, Воронеж, Курск, Белгород, Царицын, Архангельск.
Живопись XVI века, как и в предыдущие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Возрос интерес живописцев к реальным историческим лицам и событиям – церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей и исторические сюжеты. Крупнейшим представителем московской школы живописи XVI века был Дионисий. Его работы отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом, были пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.
8. В повседневной жизни народов России в XVI в. выделите общие и особенные черты. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура?
Повседневная жизнь и самобытная культура народов России сохраняла традиционные национальные черты прежних времен. Естественно, после вхождения в состав России культура и быт народов обогатились традициями соседей, однако в основном сохранили самобытность.
Так, народы России отмечали разные религиозные праздники: русские праздновали христианские и традиционные языческие праздники Пасху, Рождество, Крещение, Святки; мусульманские народы отмечали праздники разговения (ураза-байрам), жертвоприношения (курбан-байрам), день рождения пророка Мухаммеда.
Были различия и в особенностях проживания, и питания, обусловленных климатическими условиями места проживания и привычками. Так, карелы жили в беспорядочно расположенных домах северорусского стиля, а питались в основном рыбой, кашами и пирогами. Мордовцы жили в поселениях с уличной планировкой, а ели кислый хлеб, каши, пироги, блины из гречихи и пшена. Поселения татар отличались узкими улицами с тупиками и поворотами, а питались они мясо-молочной и растительной пищей. Деревни удмуртов располагались по берегам рек, а дома их строились беспорядочно, без улиц. Многое в своем быте удмурты переняли у русских и татар. Чуваши жили в крупных поселениях, а питались продуктами растительного происхождения.
Способы присоединения различных народов к России были разными. Кто-то был завоеван, а кто-то по собственному желанию вошел в состав Российского государства. Так или иначе все народы России стали жить «под одной крышей». Следует отдать должное всем Российским правителям, которые, следуя традициям национальной и религиозной терпимости, унаследованным от Монгольской империи, не стремились полностью и насильно подавить чужую культуру, насадить свою религию и язык. В умении жить в едином государстве представителям различных народов и заключается особенность России. Гармоничное сочетание культурных традиций различных народов, нередкое их взаимопроникновение обогатило культуру всех народов России и создало уникальную русскую культуру и быт.
9. Опираясь на текст материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности, подтвердите существование культурных связей России со странами Европы.
Россия в XVI веке имела обширные связи с западными державами. В период правления Ивана IV некоторые из этих взаимоотношений были приостановлены, но в остальное время они динамично развивались. Так, в тексте параграфа мы можем найти упоминания об итальянских архитекторах, участвующих в создании нового облика Москвы. Приглашенный из Италии Петрок Малой возвел стены и башни Китай-города, построил ряд церквей. Ему приписывают авторство церкви Вознесения в селе Коломенском. Итальянец Алевиз Фрязин (Новый) построил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Вообще, в конце XV – начале XVI века в Москве очень часто можно было встретить итальянских мастеров с фамилией Фрязин. Так в Москве называли всех выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев. Фрязин – это искаженное «франк», «фряги» и «фрягове» во множественном числе (а всех остальных выходцев из Западной Европы называли немцами). Под фамилией Фрязин работали Алоизио да Карезано — архитектор, завершивший постройку стен Московского кремля; Алоиз Ламберти да Монтиньяна — архитектор, известный постройкой Архангельского собора; Антонио Джиларди — архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля; Бон Фрязин — архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого; Джан Баттиста делла Вольпе — дипломат, монетный мастер; Марко Руффо — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты; Павлин Фрязин Деббосис — пушкарь; Пьетро Франческо — архитектор, строитель Нижегородского Кремля; Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале) — архитектор, строитель стен Китай-города.
Повторяем и делаем выводы
1. Какие реформы были проведены в России в XVI в.? Как было организовано государственное управление?
Укрепление централизованной власти:
Учрежден Земский собор как собрание представителей всех русских земель.
Утвержден новый Судебник.
Усилено закрепощение крестьян, отменен Юрьев день и введены урочные лета.
Сформирована система центральных органов управления – приказов, ведавших определенными направлениями государственных дел.
Военная реформа:
Принято уложение о службе, определявшее нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев.
На время военных действий отменялось местничество.
Сформированы стрелецкие полки, как прообраз регулярной армии. Широкое распространение получило огнестрельное оружие. Появился новый вид войск – артиллерия.
Реформы местного управления и налогообложения:
Упразднено кормление и наместническое правление.
Учреждены должности губных старост, избираемых из числа землевладельцев.
В городах и территориях черносошенных крестьян местное самоуправление, суд, сбор податей поручалось избранным земским старостам и городовым приказчикам.
Права самоуправления получило духовенство.
Изменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с неё повинностей (тягло).
Изменено положение посадских людей: торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах, ранее освобожденных от уплаты государственных податей, были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству).
Церковная реформа:
Стоглавый собор 1551 года — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жёсткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
Учреждено патриаршество.
Схема управления Российским государством в XVI веке
2. Что такое опричнина? В чём состоял её смысл? Каковы были последствия опричнины для истории России?
Опричнина — система внутриполитических мер Ивана IV в 1565— 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя. Опричнина предусматривала разделение русских земель на опричнину (земли, взятые в особое царское управление) и земщину (земли, которыми ведали бояре). Боярские дворы из земель опричнины были изгнаны. В состав опричнины вошли самые богатые области государства: часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома, Великий Устюг, Архангельск и Холмогоры, Пинега и Олема, Белоозеро, Череповец, Новгород, Соль-Камская и Кергедан.
Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя и ослаблению влияния титулованного боярства. Были ликвидированы последние элементы удельной системы. Также опричнина обеспечила верховенство государства над церковью. Однако цена этому была огромной и вряд ли оправданной. Опричнина разорила русские земли, разрушила экономику целых регионов, самые богатые и процветающие земли страны пришли в запустение. Закрепощение крестьян получило новый виток с принятием указа о «заповедных летах». Однако все это было напрасно. Опричники, как воинская сила, оказались несостоятельными в борьбе с реальным врагом. Кроме того, разорение страны породило причины для гражданской войны и падения самой централизованной государственной власти.
Итоги опричнины
|
|
Политические |
Социально-экономические |
1. Утверждение режима личной власти царя:
|
1. Ухудшение экономического и социального развития страны (бегство населения, запустение многих территорий). 3. Складывание предпосылок гражданской войны начала XVII в. |
3. Как расширялась территория России в XVI в.? Какие задачи внешней политики России были решены в тот период? Какие задачи внешней политики остались нерешёнными?
В XVI веке территория Российского государства существенно увеличилась за счет присоединения земель государств-наследников Золотой Орды – Казанского ханства, Астраханского ханства, Сибирского ханства. По всей Волге были построены крепости-города (Самара, Саратов, Царицин). Торговый путь по Волге теперь полностью контролировался Россией. Южные направления были существенно укреплены, что позволило отражать набеги Крымского ханства. Существенно увеличилось влияние России на Кавказе. Войны с Литвой закончились присоединением к Москве черниговских и новгород-северских земель. Для отражения угрозы со стороны Речи Посполитой были сооружены укрепления в Смоленске. В результате российско-шведской войны 1590-1593 года Россией были возвращены утраченные во время Ливонской войны территории. Россия частично восстановила потерянные позиции на Балтике. Однако задача выхода к судоходным регионам и портам Балтики не была решена. Установлены торговый морской путь со странами Западной Европы через Архангельск. Россия постепенно начала восстанавливать свой международный авторитет.
4. Каковы результаты правления Ивана IV для России? Как повлияла личность этого правителя на судьбы России?
Результаты правления Ивана IV сказались негативно на развитии России. Действия Ивана IV, направленные на утверждение личной власти царя (ослабление влияния титулованного московского боярства, ликвидация удельной системы, установление верховенства государства над церковью) оказались бессмысленными. По мнению историков, результаты усиления царской власти, которых добился Иван IV, могли быть достигнуты другими путями и без подобных потрясений. Тем не менее, цена этому была слишком высока – целые регионы России были опустошены и разорены, тысячи людей были жестоко убиты, создана система, поощряющая самые низменные человеческие пороки (доносы, предательство).
Многие историки четко разделяют правление Ивана IV на два этапа. На первом этапе главными задачами его правления являются укрепление государственности и забота об общенациональных интересах, проводятся реформы, формируются приказы, как органы государственного управления. На втором этапе все эти интересы уходят на второй план. Принципом правления становится деспотизм, а инструментом – опричнина и террор.
На мой взгляд, террор и массовые убийства никоим образом нельзя оправдывать государственными интересами и задачами централизации власти. Нельзя искать социальные причины явлению опричнины, которое по своей природе антисоциально. Нельзя также говорить, что Иван IV создал опричнину для борьбы с сословно-родовыми отношениями и перехода к государственным отношениям – в составе опричных войск были представители всех сословий. Опричнина была создана в припадке сумасшествия Ивана Грозного, а её природа – это антисистемное и антисоциальное мышление людей, получивших право совершать абсолютно все без какой-либо ответственности. Таким образом, личность Ивана IV существенно повлияла на судьбу России. Его деятельность привела к экономическому упадку государства, прерыванию правящей династии Рюриковичей и создала предпосылки для гражданской войны и Смутного времени.
5. Можно ли называть Россию конца XVI в. многонациональным государством? Как проходил процесс включения различных народов в его состав? Что изменилось в жизни этих народов после их вхождения в состав России?
Конечно, Россию конца XVI века можно с уверенностью называть многонациональным государством. К этому времени в состав России уже входили десятки народов и народностей: русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, мари, мещера, югра, коми, печоры, карелы, саами, ненцы, ханты, манси, пермяки и т.д.
Способы присоединения различных народов к России были разными. Кто-то был завоеван, а кто-то по собственному желанию вошел в состав Российского государства. Так или иначе все народы России стали жить «под одной крышей». Следует отдать должное всем Российским правителям, которые, следуя традициям национальной и религиозной терпимости, унаследованным от Монгольской империи, не стремились полностью и насильно подавить чужую культуру, насадить свою религию и язык. В умении жить в едином государстве представителям различных народов и заключается особенность России. Гармоничное сочетание культурных традиций различных народов, нередкое их взаимопроникновение обогатило культуру всех народов России и создало уникальную русскую культуру и быт.
6. Укажите важнейшие достижения и особенности культуры России XVI в. Чем культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV— XV вв.?
В XVI веке продолжился культурный подъем в России. В это время начинается формирование единой русской культуры, основанной на культурных достижениях всех русских земель и входящих в состав России народов. Как и в XV веке основными темами произведений культуры остаются исторические события, идеи патриотизма и крепкой единой государственной власти, а также вопросы веры. Однако, все больший интерес авторы стали проявлять к человеку и его внутреннему миру, проблемам человеческих и сословных взаимоотношений.
Повседневная жизнь и самобытная культура народов России сохраняла традиционные национальные черты прежних времен. Естественно, после вхождения в состав России культура и быт народов обогатились традициями соседей, однако в основном сохранили самобытность.
По всей стране открывались школы. Подавляющее большинство школ было открыто при церквях и монастырях. Священники и дьяконы в них обучали детей грамоте, письму, богословию и иногда арифметике. Стали появляться и частные светские мастера, которые за плату обучали детей наукам на дому. На землях бывшего Казанского ханства обучением занимались традиционные мусульманские учебные заведения – мектеб (начальная школа) и медресе (средняя и высшая школа). С развитием связей с другими странами востребованными стали специалисты, владеющие иностранными языками. Со второй половины XVI века в России зарождается традиция обучения молодых людей за границей. А при Посольском приказе даже была открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков.
В летописных исторических произведениях XVI века доминирует тема необходимости самодержавной власти. Больших успехов в XVI веке достигла татарская литература. Она представляет исторические события в форме нравоучительных притч, в этих произведениях даются советы, как сохранить самобытность и духовные ценности татарского народа в условиях военного поражения. Главной темой светской литературы XVI века по-прежнему является проблема царской власти. В произведениях обосновывается право московских князей на самодержавную власть. Также в период правления Ивана IV появляется новый жанр – публицистика. Публицисты того времени размышляют о преобразованиях в стране и выстраивают идеалы государственного устройства – самодержавная власть, опирающаяся на боярство.
Укрепление центральной власти и придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Появились специальные приказы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы. В Москве, как центре русского зодчества, появляются новые архитектурные стили и направления. Изменяется облик Московского Кремля. С его территории выносятся боярские усадьбы, появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также представительства государственных учреждений. Особенно ярко художественные достоинства проявились в церковных постройках. Появляется шатровый стиль, как проявление традиций русского деревянного зодчества в каменных постройках. Широко развернулось крепостное строительство. Так в XVI веке были возведены крепостные укрепления в Смоленске, Казани (Кремль), Астрахани, построены новые крепости Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень, Воронеж, Курск, Белгород, Царицын, Архангельск.
Живопись XVI века, как и в предыдущие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Возрос интерес живописцев к реальным историческим лицам и событиям – церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей и исторические сюжеты. Крупнейшим представителем московской школы живописи XVI века был Дионисий. Его работы отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом, были пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.
Запоминаем новые слова
Публицистика — литературные произведения, посвящённые актуальным общественно-политическим вопросам.
Регалии — предметы, являющиеся символами власти.
Шатровый стиль — тип храмовой постройки, который завершается высокой многогранной пирамидой — шатром.
Энциклопедия — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.
Эпос — фольклорное героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях.
Юродивый — странствующий монах, религиозный подвижник.