Рассмотрим вопросы второй части ЕГЭ с развернутыми ответами Рохлова про представителей царства животные от кишечнополостных до моллюсков (кишечнополостные, 3 типа червей, моллюски).

Кишечнополостные во второй части ЕГЭ

Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?

Ответ:

1) многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии);
2) стрекательные клетки парализуют добычу;
3) коралловые полипы - это колониальные организмы;
4) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.

Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните.

Ответ:

1) обладают лучевой симметрией, обеспечивающей возможность ловить добычу с помощью щупалец и чувствовать опасность с любой стороны её появления;
2) имеют единую кишечную полость, которая обеспечивает питательными веществами всю колонию;
3) имеют стрекательные клетки, которые парализуют добычу и выполняют защитную функцию

К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1, 2, 3? Назовите других представителей этого типа.

Ответ:

1) к типу Кишечнополостные
2) 1 – щупальце, 2 – рот, 3 – кишечная полость
3) актинии, медузы, коралловые полипы

Укажите особенности строения тела животного, изображённого на рисунке. Что обозначено цифрами 1 и 2 и какую функцию выполняют эти органы? Назовите тип этого животного и приведите примеры других представителей этого типа.

Ответ:

1) наличие кишечной полости;
2) наличие двух слоев клеток - эктодермы и энтодермы, между которыми расположена мезоглея;
3) наличие стрекательных клеток (в эктодерме купола/зонтика);
4) 1 - ротовые лопасти для захвата пищи;
5) 2 - щупальца со стрекательными клетками для защиты и охоты;
6) к типу кишечнополостных относят гидру, коралловые полипы, гидроидных и сцифоидных медуз.

Рассмотрите рисунок с изображением жизненного цикла организма, взрослая колониальная стадия которого обозначена на рисунке буквой А. К какому типу можно отнести изображенное животное? Аргументируйте ответ, указав не менее трех признаков.

Ответ:

1) тип Кишечнополостные (Стрекающие);
2) жизненная форма - полип и медуза;
3) радиальная (лучевая) симметрия;
4) наличие щупалец.

 

Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви в ЕГЭ

На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.

Ответ:

1) во время (или после) сильного дождя;
2) ходы дождевых червей заполняются водой;
3) содержание кислорода (воздуха) в почве уменьшается;
4) черви выползают на поверхность, чтобы осуществлять дыхание.

Какой объект изображен на рисунке? Какова его функция? В состав какой системы органов плоских червей он входит? Почему клетки, входящие в состав этой структуры, называют «пламенными»? Каково значение ресничек, свисающих в просвет указанной структуры? Какой процесс в этой структуре происходит? Ответ поясните.

Ответ:

1) протонефридий;
2) выделительная система;
3) биение ресничек протонефридия напоминает мерцание пламени;
4) движения ресничек вызывают постоянный ток жидкости;
5) фильтрация (задерживает крупные молекулы, белки).

Укажите не менее трех отличий в строении животных типа Круглые черви от свободноживущих животных типа Плоские черви.

Ответ:

1) У круглых червей первичная полость тела, заполненная жидкостью, у плоских червей полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой.
2) У круглых червей только продольные мышцы (черви могут только изгибаться), у плоских червей – продольные, кольцевые, косые мышцы.
3) У круглых червей сквозная пищеварительная система, у плоских червей – слепозамкнутая пищеварительная система.
4) Круглые черви имеют спинной и брюшной нервные стволы, плоские черви – боковые нервные стволы.

При пересадке дождевых червей на поля, где их до этого было мало, удается повысить урожайность некоторых культур. Объясните данный факт.

Ответ:

1) дождевые черви рыхлят почву;
2) это обеспечивает сохрание в почве влаги;
3) улучшается аэрация почвы (проникновение кислорода, необходимого для роста и развития растения);
4) дождевые черви обогащают почву перегноем, что повышает урожайность.

Экспериментатор исследовал влияние раздражителей на поведение молочных планарий. На край первой чашки он поместил кристаллик поваренной соли, на край второй – кусок нежирного мяса. В первой чашке планарии начали двигаться от раздражителя, во второй – к раздражителю. Какой тип ответной реакции планарии демонстрирует данный эксперимент? Дайте определение этого типа реакции. Объясните результаты эксперимента.

Ответ:

1) рефлекс;
2) ответная реакция на раздражитель с участием нервной системы;
3) в первой чашке наблюдался защитный рефлекс ИЛИ проявилась реакция на действие неблагоприятного химического фактора ИЛИ соль неблагоприятно действует на планарию (нарушает водно-солевой обмен ИЛИ приводит к потере воды за счет осмоса);
4) во второй чашке наблюдался пищевой рефлекс ИЛИ проявилась реакция на действие пищевого фактора ИЛИ мясо является пищей для планарии.

 

Паразитические черви

Многие плоские черви – внутренние паразиты других животных и человека. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести такой образ жизни? Укажите не менее четырёх особенностей. Ответ поясните.

Ответ:

1) прочное удержание в организме хозяина при помощи присосок, крючочков;
2) высокая плодовитость: каждый отрывающийся и выходящий наружу членик содержит множество оплодотворённых яиц;
3) развитие со сменой хозяев позволяет червям эффективно попадать в хозяина и пережидать падение численности одного из хозяев;
4) наличие кутикулы, препятствующей перевариванию червей в тонкой кишке;
5) всасывание питательных веществ всей поверхностью тела позволяет потреблять больше питательных веществ

Большинство плоских червей - внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни? Назовите не менее пяти пунктов.

Ответ:

1) покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина;
2) органы прикрепления (присоски, крючья), позволяющие закрепиться в органах хозяина;
3) анаэробное (бескислородное) дыхание;
4) высокая плодовитость;
5) сложные жизненные циклы (со сменой хозяев и сред обитания);
6) редукция не повышающих приспособленность систем органов (пищеварительной, органов чувств).

Для большинства животных характерен способ питания, при котором пища переваривается в пищеварительном тракте. Однако у некоторых животных, например у широкого лентеца и взрослой особи бабочки павлиноглазки, отсутствует рот и кишечник. Рот отсутствует также у личинок рыб в первую неделю после выхода из икринки. Каким образом эти организмы получают питательные вещества? Укажите два процесса, в которых клетки этих животных используют мономеры органических соединений (питательных веществ).

Ответ:

1) широкий лентец всасывает питательные вещества через покровы (поверхность тела);
2) бабочка павлиноглазка использует питательные вещества, накопленные ее личинкой;
3) личинки рыб используют питательные вещества, запасенные в икринке (в желточном мешке, в желтке);
4) синтез собственных (полимерных) веществ;
5) получение энергии.

Чем опасен эхинококк для человека? Как им заражаются?

Ответ:

1) человек – промежуточный хозяин эхинококка;
2) в теле человека живут личинки — финны эхинококка;
3) они поражают внутренние органы человека — печень, лёгкие и другие;
4) причиной заражения является попадание яиц эхинококка в организм человека при контакте с животными (собаками) или употребление грязных овощей и фруктов.

Бычий и свиной цепни, несмотря на использование различных способов борьбы с ними, остаются опасными для здоровья человека. Укажите не менее четырёх приспособлений к паразитизму, способствующих их выживанию. Ответ поясните.

Ответ:

1) прочное удержание в организме хозяина при помощи присосок, крючочков;
2) высокая плодовитость: каждый отрывающийся и выходящий наружу членик содержит множество оплодотворённых яиц;
3) развитие со сменой хозяев;
4) наличие кутикулы, препятствующей перевариванию червей в тонкой кишке;
5) всасывание питательных веществ всей поверхностью тела

Свиной цепень может вызывать у человека два различных заболевания: при тениозе в теле человека живет взрослая форма паразита, при цистицеркозе — личиночная стадия (финна). Какими путями человек может заразиться тениозом, а каким — цистицеркозом? Ответ поясните. Окончательным или промежуточным хозяином свиного цепня будет являться человек при этих заболеваниях?

Ответ:

1) тениозом человек заражается при поедании сырого мяса (плохо проваренного или прожаренного);
2) такое мясо содержит финны свиного цепня (которые в организме человека развиваются во взрослого червя);
3) цистицеркозом человек заражается при попадании в организм зрелых яиц свиного цепня (через загрязненные пищу, руки);
4) при тениозе человек — окончательный хозяин свиного цепня;
5) при цистицеркозе человек — промежуточный хозяин свиного цепня.

Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?

Ответ:

1) бычий цепень питается полупереваренной пищей в кишечнике человека и лишает его питательных веществ;
2) бычий цепень выделяет ядовитые продукты обмена веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм человека;
3) бычий цепень может вызвать непроходимость кишечника (перекрыть просвет кишечника).

При употреблении некипяченой воды из пресноводных водоемов можно заразиться паразитическими червями. Укажите два гельминта, заражение человека которыми происходит таким образом. Какая стадия развития червя проникает в человека с водой? Укажите промежуточных хозяев этих паразитов.

Ответ:

1) печеночный сосальщик;
2) проглатывается циста ИЛИ хвостатая личинка;
3) промежуточный хозяин – малый прудовик;
4) ришта;
5) проглатывается личинка в промежуточном хозяине – циклопе.

При употреблении сырого, плохо проваренного и плохо прожаренного мяса можно заразиться паразитическими червями. Укажите два гельминта из типа Плоские черви, заражение человека которыми происходит таким образом. Какая стадия развития червя проникает в человека с мясом? Укажите промежуточных хозяев этих паразитов. Для какого из этих видов человек может являться промежуточным хозяином? В каком случае это происходит?

Ответ:

1) бычий цепень и свиной цепень;
2) человек употребляет с мясом финны цепней;
3) промежуточный хозяин бычьего цепня - крупный рогатый скот;
4) промежуточный хозяин свиного цепня - свинья;
5) человек может стать промежуточным хозяином свиного цепня;
6) при заглатывании яиц свиного цепня.

Аскаридоз – заболевание, вызванное человеческой аскаридой. Опишите её жизненный цикл с момента попадания её в организм человека. Объясните, почему у человека через некоторое время после заражения начинается кашель.

Ответ:

1) заражение происходит яйцами;
2) в кишечнике человека из яиц аскариды выходят личинки;
3) личинки через кровеносную систему мигрируют в лёгкие;
4) из лёгких по дыхательным путям личинки попадают в гортань (глотку);
5) происходит повторное заглатывание личинки, и она снова попадает в кишечник;
6) в кишечнике из личинки развивается взрослый организм;
7) личинки раздражают дыхательные пути человека и вызывают кашель.

У пациента после употребления говяжьего бифштекса с кровью через некоторое время начал болеть живот. При проведении анализа кала в нем были обнаружены белые членики. Укажите, какой диагноз поставит врач? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) белые членики в анализах кала свидетельствуют о заражении пациента бычьим цепнем (диагноз - финноз);
2) человек заразился финнами, содержащими личинку червя, при употреблении недожаренного говяжьего бифштекса;
3) бычий цепень, обитая в тонком кишечнике человека, вызывал болевые ощущения;
4) паразит имеет сегментированное тело и последние сегменты (членики белого цвета), заполненные яйцами паразитического червя, выделяются с калом человека.

Представители какого типа и класса животных представлены на рисунках, обозначенных цифрами 1, 2, 3? Где они обитают, и какой образ жизни ведут данные животные?

Ответ:

1) 1 - Тип Плоские черви, класс Сосальщики;
2) половозрелые особи обитают в организме основного хозяина - в протоках печени крупного рогатого скота или человека, личинки – в организме промежуточного хозяина - малого прудовика;
3) ведут паразитический образ жизни;
4) 2 - Тип Плоские черви, класс Ресничные черви;
5) обитают в пресных водоемах;
6) ведут свободноживущий образ жизни, являются хищниками;
7) 3 - Тип Плоские черви, класс Ленточные черви;
8) половозрелые особи обитают в организме основного хозяина - в тонком кишечнике человека, личинки – в организме промежуточного хозяина (крупного рогатого скота);
9) ведут паразитический образ жизни.

На рисунке показан передний конец тела паразитического червя. Укажите тип и класс, к которому относится данное животное. Каким образом человек становится окончательным хозяином данного паразита? Какие особенности строения развились у данного организма как приспособления к паразитическому образу жизни? Укажите не менее трех признаков.

Ответ:

1) тип Плоские черви;
2) класс Ленточные черви;
3) поедание плохо термически обработанного мяса с финнами;
4) наличие органов прикрепления (крючьев, присосок);
5) редукция пищеварительной системы;
6) редукция органов чувств;
7) хорошо развитая половая система.

 

Моллюски в заданиях второй части ЕГЭ

Каковы особенности питания представителей разных классов моллюсков? Опишите не менее трёх особенностей.

Ответ:

1) двустворчатые моллюски активно фильтруют воду, питаясь планктоном и мелкими органическими остатками;
2) брюхоногие моллюски соскабливают ткани растений с помощью тёрки (радулы);
3) головоногие моллюски – хищники, питаются морскими животными

Какие признаки характерны для моллюсков?

Ответ:

Тело мягкое, не сегментированное, имеется мантия, мантийная полость, раковина. Кровеносная система незамкнутая.

В аквариуме обитают различные группы организмов: водоросли, высшие растения, рыбы, одноклеточные животные, моллюски, бактерии и грибы. Какую роль выполняют моллюски в аквариуме? Почему без них вода в аквариуме мутнеет?

Ответ:

1) моллюски очищают стенки аквариума от водорослей и различных органических остатков;
2) без моллюсков усиленно размножаются бактерии, накапливаются продукты обмена, остатки пищи, выделения рыб

Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пищевых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

Ответ:

1) Вредители сельского хозяйства – слизни, виноградные улитки.
2) Являются промежуточными хозяевами паразитических червей – малый прудовик.
3) Моллюск корабельный червь протачивает ходы в подводных частях деревянных хозяйственных сооружений, разрушая их.
4) Поселяются на днищах кораблей, снижая из судоходность.

В результате интенсивного вылова рыб в реке резко сократилась численность популяции двустворчатого моллюска беззубки. Используя знания о жизненном цикле беззубки, объясните это явление.

Ответ:

1) личинка беззубки паразитирует на теле рыбы;
2) при сокращении численности рыб большинство личинок беззубок погибало, не найдя для себя хозяина

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Моллюски». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Моллюски – группа беспозвоночных животных. (2) Моллюски имеют складку кожи – мантию. (3) Мягкое тело моллюсков у большинства представителей заключено в раковину. (4) Водные моллюски дышат только с помощью жабр. (5) Наземные моллюски дышат всей поверхностью тела. (6) Среди моллюсков различают растительноядных, хищников, фильтраторов, паразитов. (7) Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки и кальмары фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды.

Ответ:

4 - водные моллюски дышат легкими или жабрами;
5 - наземные моллюски дышат легкими (особый карман мантии);
7 - кальмары - хищники

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Моллюски». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Моллюски – тип беспозвоночных животных, имеющих несегментированное тело.
(2) Моллюски имеют складку кожи – мантию. (3) Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой располагаются жабры, сердце, в нее открываются анальное и половое отверстия. (4) У большинства моллюсков есть раковина. (5) Кальмары, виноградные улитки, большой и малый прудовики, слизни – брюхоногие моллюски. (6) Все моллюски, обитающие в воде, дышат с помощью жабр. (7) У моллюсков нервная система узлового типа, наибольшего развития она достигает у головоногих моллюсков.

Ответ:

3 – сердце располагается в теле моллюска;
5 – кальмары – головоногие моллюски;
6 – некоторые водные моллюски дышат легкими (например, большой прудовик)

Рассмотрите рисунок с изображением личинки беспозвоночного животного. Укажите, к какому типу и классу относится это животное. Какая черта внешнего строения сближает эту личинку со взрослыми особями? Какое значение для развития и расселения личинки имеет клейкая биссусная нить и острые зубцы? Ответ поясните.

Ответ:

1) тип — Моллюски;
2) класс — Двустворчатые;
3) наличие раковины из двух створок;
4) личинка (глохидий) паразитирует на жабрах (коже) рыбы;
5) клейкая нить и острые зубцы позволяют личинке закрепляться на теле хозяина.

Двустворчатые пресноводные моллюски - перловицы, беззубки - являются фильтраторами. Какие особенности строения жизнедеятельности обеспечивают такой способ питания? Как при таком образе жизни эти моллюски защищаются от опасности? Как они расселяются в природе несмотря на малоподвижный образ жизни?

Ответ:

1) наличие вводного и выводного сифонов обеспечивают циркуляцию воды в мантийной полости и фильтрацию из неё пищи (органических взвесей);
2) тело снаружи защищено прочной двустворчатой раковиной;
3) расселение осуществляется личинками, которые прикрепляются к коже и жабрам рыб и паразитируют, а после развития отрываются и опускаются на дно.

В аквариуме обитают различные группы организмов: водоросли, высшие растения, рыбы, одноклеточные животные, моллюски, бактерии и грибы. Какую роль выполняют моллюски в аквариуме? Почему без них вода в аквариуме мутнеет?

Ответ:

1) брюхоногие моллюски очищают стенки аквариума от водорослей и различных органических остатков;
2) двустворчатые моллюски фильтруют воду, очищая ее от взвешенных частиц;
3) без моллюсков усиленно размножаются бактерии, накапливаются продукты обмена, остатки пищи, выделения рыб.

Важным признаком типа Моллюски является наличие раковины. Какие функции она выполняет? Назовите не менее трех пунктов. У ряда моллюсков отмечается редукция раковины. Для какого класса моллюсков это наиболее характерно? С какими изменениями образа жизни по сравнению с предками может быть связана утрата раковины? Ответ поясните.

Ответ:

1) защита мягкого тела моллюсков;
2) опорная функция (прикрепление структур тела);
3) участие в движении (всплывание или погружении при наполнении камер раковины газами или водой);
4) класс Головоногие;
5) перешли к активному плаванию (реактивному движению);
6) утрата раковины позволяет облегчить массу тела (повысить подвижность).

Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг, моллюски являются важными звеньями в пищевых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

Ответ:

1) Вредители сельского хозяйства – слизни, виноградные улитки.
2) Являются промежуточными хозяевами паразитических червей – малый прудовик.
3) Моллюск корабельный червь протачивает ходы в подводных частях деревянных хозяйственных сооружений, разрушая их.
4) Поселяются на днищах кораблей, снижая из судоходность.

В результате интенсивного вылова рыб в реке резко сократилась численность популяции двустворчатого моллюска беззубки. Используя знания о жизненном цикле беззубки, объясните это явление. Какую функцию выполняет беззубка в экосистеме реки? Ответ поясните.

Ответ:

1) личинка беззубки паразитирует на теле рыбы;
2) при сокращении численности рыб большинство личинок беззубок погибало, не найдя для себя хозяина;
3) беззубка участвует в самоочищении экосистемы реки;
4) беззубка является фильтратором (очищает воду от органических взвесей и микроорганизмов).

Какие особенности строения отличают моллюсков от кольчатых червей? Назовите не менее пяти признаков.

Ответ:

1) несегментированное тело;
2) отделы тела (голова, туловище, нога)
2) наличие мантии и мантийной полости;
3) наличие раковины (может редуцироваться);
4) кровеносная система незамкнутая ИЛИ имеется сердце;
5) наличие жабр или легкого для дыхания;
6) разбросанно-узловая нервная система;
7) вторичная полость тела редуцирована.

Объясните, почему животные, ведущие сидячий или малоподвижный образ жизни, обитают в основном в водной среде. Приведите не менее двух примеров таких животных.

Ответ:

1) они получают пищу с током воды путем фильтрации;
2) они имеют в постоянном доступе воду, необходимую для обеспечения обмена веществ в организме (для обеспечения физиологических процессов);
3) водная среда способствует оплодотворению (переносу гамет) и расселению организмов;
4) примеры животных: кишечнополостные (полипы), двустворчатые моллюски (мидии, беззубки, устрицы), хордовые (асцидии)