Задания 2 части ЕГЭ по биологии развернутыми с ответами Рохлова по теме голосеменные и покрытосеменные растения.

Классы и семейства цветковых растений

Укажите шесть таксонов, к которым можно отнести яблоню домашнюю, начиная от царства и заканчивая видом.

Ответ:

1) царство Растения
2) отдел Цветковые (Покрытосеменные)
3) класс Двудольные
4) порядок Розоцветные ИЛИ семейство Розовые
5) род Яблоня
6) вид Яблоня домашняя

Чем растения класса двудольных отличаются от растений класса однодольных? Приведите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) у двудольных в зародыше семени две семядоли, у однодольных – одна;
2) корневая система двудольных, как правило, стержневая, а однодольных – мочковатая;
3) у двудольных листья простые и сложные, жилкование – сетчатое, у однодольных листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;
4) как правило, у двудольных цветки с двойным околоцветником, четырех- или пятичленные, у однодольных – цветки с простым околоцветником, трехчленные

Определите класс цветкового растения. Ответ поясните. Назовите орган, обозначенный на рисунке цифрой 1, объясните его роль в жизни растения.

Ответ:

1) Класс Однодольные: дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система.
2) Цифрой 1 обозначено корневище.
3) Функция корневища – запасание веществ, расселение и вегетативное размножение.

Определите по рисунку, к какому отделу и какому классу относят изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу? Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.

Ответ:

1) отдел Покрытосеменные (цветковые) – наличие соцветия (цветка) и плода;
2) класс Двудольные – сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система;
3) соцветие – корзинка;
4) плод семянка, сухой, односемянный

Какой орган растения на рисунке обозначен вопросительным знаком? Укажите его основные функции в жизни растения. Какому классу покрытосеменных можно отнести это растение? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) вопросительным знаком обозначен лист;
2) основные функции листа – фотосинтез (воздушное питание) и транспирация (испарение воды);
3) лист имеет перистое жилкование, корневая система стержневая – следовательно, растение относится к классу Двудольные

Определите, к какому отделу и классу относят изображенное растение. Приведите признаки отдела и класса.

Ответ:

1) отдел Покрытосеменные (Цветковые);
2) признаки – наличие цветка и плода;
3) класс Двудольные;
4) признаки – стержневая корневая система, перистое жилкование листьев, две семядоли в семени.

Определите по рисунку, к каким отделу и классу относят изображённое растение. Приведите признаки этих отдела и класса, определяемые по рисунку.

Ответ:

1) Класс Однодольные, отдел Цветковые.
2) Признаки однодольных, определяемые по рисунку: одна семядоля в семени, параллельное жилкование листа, мочковатая корневая система, количество тычинок кратно трем.
3) Признаки цветковых, определяемые по рисунку: наличие цветка, плода.

Определите, к какому отделу и какому классу относят изображённое на рисунке растение. Укажите признаки соответствующих отдела и класса.

Ответ:

1) отдел растений — Покрытосеменные; класс растений — Однодольные;
2) признаки покрытосеменных растений: имеют цветки, плоды с семенами;
3) признаки однодольных растений: одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев.

К какому классу цветковых относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

Ответ:

1) класс Двудольные, так как цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;
2) А — кочан — видоизменённый побег (почка); накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;
3) Б — плод; обеспечивает распространение и защиту семян.

На рисунке показаны типы расположения проводящих пучков в стебле у разных классов цветковых растений. Какой рисунок соответствует двудольным растениям? Ответ поясните. Какие отличия в строении стебля отмечаются у растений класса Однодольные?

Ответ:

1) стеблю двудольных соответствует рисунок Б;
2) проводящие пучки расположены упорядоченно (кольцом);
3) имеется вторичное утолщение (камбий);
4) у однодольных растений (А) вторичного утолщения (камбия) нет;
5) у однодольных растений проводящие пучки расположены неупорядоченно (разбросаны).

Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

Ответ:

1) плод – зерновка;
2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;
3) 2 – семядоля – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 – зародыш – дает начало новому растению

В руководстве для садоводов-любителей были написаны следующие фразы: “Семянка представляет собой семя сложноцветных растений”, “Использование словосочетания “стручки фасоли” верно с биологической точки зрения”, “Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой”. Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.

Ответ:

1) семянка представляет собой плод;
2) фасоль имеет плод боб (стручок - это плод крестоцветных);
3) корневище представляет собой видоизмененный побег;
4) при рубке корневища на части из почек вырастают боковые побеги;
5) в этом случае активизируется вегетативное размножение пырея.

Перевыпас скота приводит к смене доминирующих видов растений на пастбище: доля злаков снижается, а разнотравья (полыней, тысячелистника, чертополоха и т. п.) - возрастает. По мнению ряда исследователей, это может быть связано не только с выеданием злаков скотом, но и с деградацией почвы и особенностями строения корневых систем растений. Объясните, почему на сбитых пастбищах двудольные травянистые растения вытесняют злаки."

Ответ:

1) перевыпас вызывает уплотнение верхних слоев почвы;
2) злаки имеют мочковатую корневую систему;
3) большая часть корней злаков располагается в верхних слоях почвы (с неблагоприятными условиями для роста);
4) двудольные травянистые растения имеют стержневую корневую систему;
5) большая часть корней разнотравья располагается в более глубоких (неуплотненных) слоях почвы.

В журнале для садоводов-любителей юный биолог обнаружил следующие утверждения: «У астры сорта Фламинго цветки достигают в диаметре 15 см», «Плоды кедровой сосны (кедровые орешки) имеют высокое содержание масел и витаминов», «Гетерозисные формы томатов имеют высокую урожайность, поэтому рекомендуем сохранить семена от полученных плодов для высадки на следующий год». Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти положения.

Ответ:

1) у астры (сложноцветных) цветки мелкие;
2) крупные размеры имеет соцветие (корзинка);
3) у сосны (голосеменных) не формируются плоды (плоды формируются у цветковых растений);
4) кедровые орешки – это семена;
5) при использовании семян от гетерозисных томатов урожай снизится (эффект гетерозиса работает только в первом поколении);
6) при формировании семян у гетерозисных томатов произойдет расщепление признаков (гетерозис утратится, проявятся рецессивные гены).

Выращивание растений

Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

Ответ:

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

Ответ:

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.

Ответ:

1) на корнях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии;
2) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот;
3) соединения азота при накоплении повышают плодородие почвы.

Известно, что гектар 20-летнего сосняка поглощает в год до 9 тонн углекислого газа, гектар 60-летнего – 13 тонн, 80-летнего – 11 тонн. По правилам санитарной рубки можно вырубать только старые деревья, оставляя средневозрастные. Объясните, какова экологическая основа этого правила. Укажите не менее трёх положений. Почему особенно важно сохранять деревья среднего возраста в промышленных районах и городах?

Ответ:

1) старые деревья с большей вероятностью могут быть подвержены заболеваниям и поражены вредителями;
2) старые деревья в первую очередь падают от ветра и ломают окружающие;
3) вырубка старых деревьев позволяет быстрее расти более молодым деревьям (уменьшение внутривидовой конкуренции);
4) средневозрастные деревья имеют наибольшую площадь поверхности листьев (наибольшую крону);
5) в промышленных регионах и городах высокий уровень содержания углекислого газа;
6) они потребляют максимальное количество углекислого газа.

По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

Ответ:

1) годичные кольца - прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются из образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды) (больше водопроводящих элементов);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды) (больше опорных элементов);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года;
6) клетки сосудов (древесины) образуются одинакового размера в течении всего года.

Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

Ответ:

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

Ответ:

1) происходит уничтожение сорняков (снижается конкуренция за воду, свет и минеральные вещества).
2) происходит перемешивание почвы и распределение перегноя, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже;
3) происходит рыхление почвы, повышается ее проницаемость для воздуха и воды.

При выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом. Какие преимущества такой агротехнический прием дает овсу и гороху?

Ответ:

1) у гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань;
2) видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли овса и тем самым выносит листья к свету;
3) на корнях гороха формируются клубеньки с азотфиксирующими бактериями;
4) обогащение почвы азотом обеспечивает более высокий урожай овса.

Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

Ответ:

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.

Ответ:

1) На корнях бобовых растений образуются клубеньки, представленные скоплением азотфиксирующих (клубеньковых) бактерий;
2) Эти бактерии способны фиксировать атмосферный азот и переводить его в формы, которые доступны для усвоения растениями (нитраты), обеспечивая таким образом растения азотным питанием.

К каким последствиям для растений и для смежных экосистем может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

Ответ:

1) при увеличении концентрации почвенного раствора корням растений будет тяжелее поглощать воду;
2) произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) избыток удобрений смоется в водоемы, это приведет к их цветению (эвтрофикации).

Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

Ответ:

1) в жаркий день транспирация усиливается;
2) чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
3) ветер усиливает транспирацию;
4) ветер препятствует скоплению паров воды у поверхности листа.

Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

Ответ:

1) при долгом хранении разрушается межклеточное вещество;
2) связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми;.
3) сахара (углеводы) окисляются при дыхании;
4) поэтому сладость плодов уменьшается.

Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

Ответ:

1) улучшается поступление воздуха к корням;
2) уменьшается испарение воды из почвы (разрушаются капилляры в верхнем слое почвы, по которым испаряется вода);
3) происходит уничтожение сорняков.

Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

Ответ:

1) семена мака и моркови мелкие;
2) если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
3) семена кукурузы и бобов крупные;
4) содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы.

Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот. Примером какого типа реакции является такое движение корзинки подсолнечника?

Ответ:

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу;
3) фототропизм (гелиотропизм).

Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

Ответ:

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек – накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мертвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором листопада?

Ответ:

1) образуется отделительный слой;
2) в основании листа (черешка, в месте прикрепления листа к стеблю);
3) опробковевшие клетки прерывают связь листа и стебля (транспорт, обмен веществ);
4) лист, как следствие, отпадает (образуется рубец);
5) уменьшается испаряющая поверхность;
6) предотвращается поломка ветвей под тяжестью снега;
7) удаляются конечные продукты распада;
8) сигнальный фактор – изменение (сокращение) длины светового дня

Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

Ответ:

1) эти растения образуют корнеплоды;
2) формирование корнеплодов требует значительного объема почвы;
3) прореживание растений ослабляет конкуренцию;
4) это приводит к повышению урожая.

Белокочанная капуста – двулетнее растение. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

Ответ:

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) растение капусты цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан, кочерыга)

При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

Ответ:

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период

При проращивании растения резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) в условиях полной темноты у него активно развивается корневая система, а стебель достигает большей длины, чем при проращивании на свету. Какой тип питания преобладает у растений на стадии прорастания семян? Ответ поясните. Как связан размер семян с глубиной их заделки в почву? Ответ поясните. Укажите еще два фактора, которые необходимо учитывать при посадке семян в почву.

Ответ:

1) гетеротрофный тип питания;
2) в отсутствии света автотрофный тип питания невозможен (питание запасными веществами);
3) чем крупнее семена, тем на бОльшую глубину их заделывают;
4) крупные семена имеют большой запас питательных веществ, достаточный, чтобы обеспечить рост побега и вынести листья на поверхность
ИЛИ мелкие семена имеют небольшой запас питательных веществ, которых не хватает для вынесения листьев на поверхность;
5) температура, влажность почвы, содержание кислорода в почве, целостность семян (необходимо указать любые два фактора).

Почему водные цветковые растения могут испытывать дефицит кислорода для осуществления дыхания? Каким образом они восполняют этот дефицит? При увеличении глубины растения испытывают дефицит особо остро, почему? Назовите две причины.

Ответ:

1) в водной среде ниже концентрация кислорода из-за его низкой растворимости в воде;
2) кислород образуется при фотосинтезе;
3) запас кислорода хранится в аэренхиме (воздухоносной ткани, полом стебле);
4) с ухудшением освещённости на глубине снижается выработка кислорода при фотосинтезе:
5) с увеличением глубины хуже происходит перемешивание верхнего слоя воды с нижним (снижается концентрация растворённого кислорода).

Какие функция выполняет транспирация в жизни растений? Укажите две функции. Какое из двух растений клевера будет испарять воду интенсивнее: одиночно растущее или произрастающее в густом окружении других растений? Ответ поясните.

Ответ:

1) транспирация защищает от перегрева (понижает температуру растения);
2) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (обеспечивает движение воды и минеральных веществ по сосудам);
3) интенсивность транспирации у отдельно растущего растения выше;
4) одиночное растение сильнее нагревается (освещается);
5) в отсутствии других растений ниже влажность воздуха (меньше защищено от ветра).

У большинства сортов декоративных растений с махровыми цветками (розы, гвоздики, хризантемы) отсутствуют тычинки и пестики. Каким способом их размножают? Какой современный метод биотехнологии позволяет быстро получить многочисленное потомство?

Ответ:

1) вегетативное размножение (черенками, делением куста, отводками);
2) метод культуры тканей (микроклональное размножение)