На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Экзаменационная работа включает в себя 25 заданий.

Ответы к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16, 18 и 19 записываются в виде  последовательности цифр. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 5–10 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби с учётом указанных в ответе единиц. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

К заданиям 17, 20–25 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Задание 17 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Задания ОГЭ по физике

Ответы внизу

Ответом к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16, 18 и 19 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 5–10 является число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Ответы на задания 17, 20–25 запишите на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

  Установите соответствие между физическими понятиями и их определениями или характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 
А) радиоволна
Б) электрический ток
В) электромагнитное поле

ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени
2) процесс распространения механических колебаний в твёрдой, жидкой и газообразной средах
3) длинноволновая часть спектра электромагнитного излучения
4) вид материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами
5) упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц

Ответ: А Б В

 Первоначально покоящееся тело начинает двигаться равноускоренно.
Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m – масса тела; a – ускорение тела; t – время движения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФОРМУЛЫ 
А) at2/2
Б) ma

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
1) равнодействующая сил, действующих на тело
2) средняя скорость
3) скорость тела в момент времени t
4) путь, пройденный телом за время t

Ответ: А Б

 Вода в газообразном состоянии имеет во много раз меньшую плотность, чем вода в жидком состоянии при той же температуре. Чем объясняется этот факт?

1) Молекулы жидкости расположены друг к другу ближе, чем в газе.
2) Молекулы жидкости имеют бóльшую массу, чем молекулы газа.
3) Молекулы жидкости имеют бóльшие размеры, чем молекулы газа.
4) Молекулы жидкости имеют меньшие размеры, чем молекулы газа.

Ответ:

 Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведённого списка.

Свинцовый шар подняли на некоторую высоту над свинцовой плитой и отпустили (рис. а). После того как шар ударился о свинцовую плиту, он остановился (рис. б).
При ударе шар и плита немного (А)_______________.
При этом изменилось взаимное расположение частиц шара, а значит, изменилась и их (Б)_______________ энергия.
Если измерить температуру шара и плиты сразу после удара, то обнаружится, что они нагрелись. При нагревании тела увеличивается средняя (В)________________ энергия частиц. Следовательно, механическая энергия, которой обладал шар в начале опыта, перешла в (Г)_______________энергию.

Список слов:
1) внутренняя
2) кинетическая
3) потенциальная
4) механическая
5) электромагнитная
6) деформировались
7) наэлектризовались
8) увеличились
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:  А Б В Г

 Мальчик и девочка тянут верёвку за противоположные концы. Девочка может тянуть с силой не более 50 Н, а мальчик – с силой 150 Н. С какой силой они могут натянуть верёвку, не сдвигаясь с места?

Ответ: ___________________________ Н.

 На рисунке представлен график зависимости скорости тела от времени. Во сколько раз увеличится модуль импульса тела за первую секунду?

Ответ: в ___________________________ раз(а).

 В печь поместили некоторое количество алюминия. Диаграмма изменения температуры алюминия с течением времени показана на рисунке. Печь при постоянном нагреве передаёт алюминию каждую минуту количество теплоты, равное в среднем 1 кДж. Какое количество теплоты потребовалось для плавления алюминия?

 

Ответ: ___________________________ кДж.

 Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке,
если R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 10 Ом?

 

Ответ: ___________________________ Ом.

 На рисунке изображён ход луча, падающего на тонкую линзу с фокусным расстоянием F.

 

Какая из линий – 1, 2, 3 или 4 – соответствует ходу прошедшего через линзу луча?

Ответ: ___________________________.

10  Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, представленный на рисунке, определите, сколько нейтронов содержит ядро бора с массовым числом 11.

 

Ответ: ___________________________.

11  Пружинный маятник совершает незатухающие гармонические колебания между точками А и В (см. рисунок). Точка О соответствует положению равновесия маятника. Как изменяются скорость бруска и потенциальная энергия пружины маятника при переходе из точки В в точку О?

 

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость бруска   Потенциальная энергия пружины

12  В процессе трения о шёлк стеклянная палочка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на палочке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество электронов на шёлке Количество протонов в материале палочки

13  На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости υx от времени t для четырёх тел, движущихся вдоль оси Ох.

 

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Тело 2 движется равноускоренно.
2) Тело 4 находится в состоянии покоя.
3) От начала отсчёта до момента времени, соответствующего точке А на графике, тело 3 по сравнению с телом 1 прошло больший путь.
4) Точка В на графике соответствует встрече тел 2 и 3.
5) Тело 1 начало своё движение из начала координат.

Ответ: __ __

14  На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.

 

Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Электромагнитные волны частотой 3·103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Электромагнитные волны частотой 5·104 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.
3) Ультрафиолетовые лучи имеют бо́льшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.
4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.
5) В вакууме рентгеновские лучи имеют бо́льшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.

Ответ: __ __

15  Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.

 

1) (2,4 ± 0,2) В
2) (2,4 ± 0,1) В
3) (4,4 ± 0,1) В
4) (4,8 ± 0,2) В

Ответ: __

16  Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рис. 1 представлена схема эксперимента, а на рис. 2 – показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1 (2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (3).

 

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.
1) В моменты размыкания и замыкания цепи в катушке 2 возникает индукционный ток.
2) Сила индукционного тока зависит от величины магнитного потока, пронизывающего катушку.
3) В постоянном магнитном поле сила индукционного тока в катушке 2 принимает максимальное значение.
4) Экспериментальная установка позволяет наблюдать возникновение индукционного тока в катушке 2.
5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды.

Ответ: __ __

Для ответа на задание 17 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

17  Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 5 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочерёдно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
Абсолютную погрешность измерения растяжения пружины с помощью линейки принять равной ±2 мм, абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1 Н.

В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) с учётом абсолютной погрешности укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

18  Установите соответствие между техническими устройствами и физическими  закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА  
А) U-образный манометр
Б) пружинный динамометр

ФИЗИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1) зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости
2) условие равновесия рычага
3) зависимость силы упругости от степени деформации тела
4) изменение атмосферного давления при подъёме в горы

Ответ:  А Б

Ответы внизу

Прочитайте текст и выполните задания 19 и 20.

Открытие звукозаписи
    Люди издавна стремились если не сохранить звук, то хотя бы как-то его зафиксировать. И когда 12 августа 1877 года Томас Эдисон пропел «Mary Had A Little Lamb…» («Был у Мэри маленький барашек…»), мир изменился: песня про барашка стала первой в мировой истории фонограммой – записанным и воспроизведённым звуком. Благодаря возможности записывать и воспроизводить звуки появилось звуковое кино. Запись музыкальных произведений, рассказов и даже целых пьес на граммофонные или патефонные пластинки стала массовой формой звукозаписи.
    На рис. 1 дана упрощённая схема механического звукозаписывающего устройства. Звуковые волны от источника звука (певца, оркестра и т.д.) попадали в рупор 1, в котором была закреплена тонкая упругая пластинка 2, называемая мембраной. Под действием звуковой волны мембрана начинала колебаться. Колебания мембраны передавались связанному с ней резцу 3, остриё которого оставляло при этом на вращающемся диске 4 звуковую бороздку. Звуковая бороздка закручивалась по спирали от края диска к его центру. На рис. 2 показан вид звуковых бороздок на пластинке, рассматриваемых через лупу при большом увеличении.
    Диск, на котором производилась звукозапись, изготавливался из специального мягкого воскового материала. С этого воскового диска гальванопластическим способом снимали медную копию (клише): использовалось осаждение на электроде чистой меди при прохождении электрического тока через раствор её солей. Затем с медной копии делали оттиски на дисках из пластмассы. Так получали граммофонные пластинки.
    При воспроизведении звука граммофонную пластинку ставят под иглу, связанную с мембраной граммофона, и приводят пластинку во вращение. Двигаясь по волнистой бороздке пластинки, конец иглы колеблется, вместе с ним колеблется и мембрана, причём эти колебания довольно точно воспроизводят записанный звук.

19  Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Укажите их номера.

1) Мембрана рупора под действием звуковой волны совершает вынужденные колебания.
2) При получении клише с воскового диска используется химическое действие электрического тока.
3) Звуковая бороздка на вращающемся диске закручивается по спирали от центра диска к его краю.
4) Запись звука впервые проводилась на медных пластинах.
5) В звукозаписывающем устройстве Эдисона механическая энергия колеблющейся мембраны переходила в энергию звуковой волны.

Ответ: __ __

Для ответов на задания 20–25 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем ответ на него. Полный ответ на задания 20, 21 и 22 должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

20  В исторически первом приборе Эдисона для записи и воспроизведения звука (см. рисунок) звуковая дорожка размещалась по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане (полом цилиндре). Звук записывался в форме дорожки, глубина которой была пропорциональна громкости звука.
А что меняется в профиле звуковой дорожки в случае увеличения громкости звука при использовании дискового фонографа, рассмотренного в тексте? Ответ поясните.

 

Фонограф Эдисона

21  В ванну с водой в первом случае помещают полено из сосны (плотность сосны – 400 кг/м3), а во втором случае – полено из дуба такой же массы (плотность дуба – 700 кг/м3). Сравните уровень воды в ванне в первом и во втором случаях. Ответ поясните. В обоих случаях вода из ванны не переливалась через край.

22  Теплее или холоднее воздуха кажется Вам вода, когда, искупавшись в жаркий день, Вы выходите из неё? Ответ поясните.

Для заданий 23–25 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

23  Нагревательный элемент сделан из нихромовой проволоки длиной 8 м и площадью поперечного сечения 0,05 мм2. Определите мощность, потребляемую нагревателем, при включении его в сеть с постоянным напряжением 220 В.

24  Шар массой 2 кг, движущийся со скоростью 4 м/с, соударяется с шаром массой 3 кг, движущимся ему навстречу по той же прямой со скоростью
2 м/с. После удара шары движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделилось в результате соударения.

25  В электропечи полностью расплавили слиток стали массой 1 т за 2,3 ч. Какова мощность электропечи, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500 °С? Потерями энергии пренебречь.

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по физике

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 3, 5–10, 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 4, 11, 12, 18 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 13, 14, 16, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Ответы на задания с кратким ответом

Номер    Правильный
задания  ответ
1             354
2             41
3             1
4             6321
5             50
6             2
7             15
8             11
9             2
10           6
11           12
12           13
13           13<или>31
14           24<или>42
15           4
16           14<или>41
18           13
19           12<или>21

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

17.  

Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования № 2 в следующем составе.

                    Комплект № 2
элементы оборудования рекомендуемые характеристики
• штатив лабораторный
с держателями
• динамометр 1       предел измерения 1 Н (С = 0,02 Н)
• динамометр 2       предел измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
• пружина 1 на планшете
с миллиметровой шкалой     жёсткость (50 ± 2) Н/м
• пружина 2 на планшете
с миллиметровой шкалой      жёсткость (10 ± 2) Н/м
• три груза, обозначить № 1,
№ 2 и № 3                           массой по (100 ± 2) г каждый
• наборный груз или набор
грузов, обозначить № 4,
№ 5 и № 6                         наборный груз, позволяющий
                                           устанавливать массу грузов:
                                         № 4 массой (60 ± 1) г, № 5 массой
                                     (70 ± 1) г и № 6 массой (80 ± 1) г или
                                            набор отдельных грузов
• линейка и транспортир      длина 300 мм, с миллиметровыми
                                                 делениями
• брусок с крючком и нитью    масса бруска m = (50 ± 5) г
•  направляющая длиной не менее
500 мм. Должны быть
обеспечены разные
коэффициенты трения бруска
по направляющей, обозначить
«А» и «Б»                             поверхность «А» – приблизительно 0,2;
                                            поверхность «Б» – приблизительно 0,6

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки:

 

2.
№ Fупр = mg (Н)   x (мм)
1    1,0 ± 0,1        20 ± 2
2    2,0 ± 0,1        40 ± 2
3    3,0 ± 0,1        60 ± 2

3. Вывод: при увеличении растяжения пружины сила упругости, возникающая в пружине, также увеличивается.

Значения измерений считаются верными, если они укладываются в границы:
F1 = (1,0 ± 0,1) Н, F2 = (2,0 ± 0,1) Н и F3 = (3,0 ± 0,1) Н;
х1 = (20 ± 2) мм, х2 = (40 ± 2) мм и х3 = (60 ± 2) мм

Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
1) рисунок экспериментальной установки;
2) результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений;
3) сформулированный правильный вывод - 3 балла

Представлены верные результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из элементов ответа (1 или 3) присутствует ошибка.
ИЛИ
Один из элементов ответа (1 или 3) отсутствует - 2 балла

Представлены верные результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений, но в элементах ответа 1 и 3 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют.
ИЛИ
Сделан рисунок экспериментальной установки и приведены результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания - 0 баллов

Максимальный балл - 3

20Ответ:

1. Профиль звуковой дорожки расширяется (амплитуда колебаний иглы увеличивается).
2. Громкость звука связана с амплитудой колебаний. При усилении громкости звука увеличивается амплитуда колебаний мембраны.
Одновременно увеличивается амплитуда колебаний иглы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

21. Ответ:

1. Уровень воды будет одинаковым.
2. Оба полена плавают, а значит, при одинаковой массе вытеснят одинаковый объём воды, так как действующие на них со стороны воды выталкивающие силы одинаковы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

22. Ответ:

1. Теплее.
2. Капли воды, интенсивно испаряясь с поверхности мокрого тела, приводят к охлаждению тела. Из-за этого воздух кажется холоднее

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

23. Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: формула для мощности электрического тока, формула для удельного электрического сопротивления);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3

24Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, формула для кинетической энергии);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3

25. Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, формула для расчёта количества теплоты при нагревании и плавлении вещества, формула для расчёта работы электрического тока);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3