На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Экзаменационная работа включает в себя 25 заданий.

Ответы к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16, 18 и 19 записываются в виде последовательности цифр. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 5–10 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби с учётом указанных в ответе единиц. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

К заданиям 17, 20–25 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Задание 17 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Задания ОГЭ по физике

Ответы внизу

Ответом к заданиям 1, 2, 4, 11–14, 16, 18 и 19 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 3 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 5–10 является число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Ответы на задания 17, 20–25 запишите на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

  Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 
А) физическая величина
Б) единица физической величины
В) прибор для измерения физической величины

ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) барометр
2) гектопаскаль
3) невесомость
4) удельная теплота плавления
5) хаотичность движения молекул

Ответ: А Б В

Сплошной кубик, имеющий плотность ρк и длину ребра а, опустили в цилиндрический сосуд с жидкостью, плотность которой равна ρж (см. рисунок).

ФОРМУЛЫ 
А) ρжgh1a2
Б) ρкa3

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
1) сила тяжести, действующая на кубик
2) масса кубика
3) сила давления жидкости на нижнюю грань кубика
4) сила давления жидкости на верхнюю грань кубика

Ответ: А Б

  Балалайку настроили в тёплом помещении, а затем вынесли на улицу в морозный день. Звучание балалайки изменилось. Благодаря какому явлению наблюдалось изменение звучания?

1) малая сжимаемость твёрдых тел
2) тепловое расширение/сжатие твёрдых тел
3) тепловое равновесие твёрдых тел
4) передача давления твёрдыми телами

Ответ:

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом (см. рисунок). В качестве жидкости в манометре используется ртуть.

U-образный манометр позволяет измерить (А)________________. В показанном эксперименте давление газа в сосуде (Б)________________ атмосферного давления на (В)________________. При замене в манометре ртути на воду разность в уровнях жидкости в трубках манометра (Г)__________________.

Список слов и словосочетаний:
1) давление газа в сосуде
2) разность давления газа и атмосферного давления
3) меньше
4) больше
5) 400 мм рт. ст.
6) 40 мм рт. ст.
7) увеличится
8) уменьшится
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:  А Б В Г

Радиус окружности, по которой движется тело, увеличили в 4 раза, линейную скорость тела увеличили в √2 раза. Во сколько раз уменьшилось центростремительное ускорение тела?

Ответ: в ___________________________ раз(а).

На рисунке показан профиль волны.

Какова длина волны?

Ответ: ___________________________ см.

Стальная деталь при охлаждении на 200 °С отдаёт количество теплоты, равное 1 МДж. Чему равна её масса?

Ответ: ___________________________ кг.

По проводнику течёт постоянный электрический ток. На графике изображена зависимость величины заряда q, проходящего через поперечное сечение проводника, от времени t.

Чему равна сила электрического тока в проводнике?

Ответ: ___________________________ А.

На рисунке изображён ход луча, падающего на тонкую линзу с фокусным расстоянием F.

 

Какая из линий – 1, 2, 3 или 4 – соответствует ходу прошедшего через линзу луча?

Ответ: ___________________________.

10  Сколько α-частиц возникнет в реакции 11p + 37 Li = ? 24He?

Ответ: ___________________________.

11  Математический маятник совершает незатухающие гармонические колебания (см. рисунок). Как изменяются полная механическая энергия и потенциальная энергия маятника при переходе из точки А в точку Б?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Полная механическая  Потенциальная энергия
энергия маятника         маятника

12  В процессе трения о шёлк стеклянная палочка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на палочке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество электронов на шёлке  Количество электронов на палочке

13  На рисунке приведены графики зависимости проекции скоростей движения υ х от времени t для двух тел, движущихся вдоль оси Оx.

Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера.
1) Оба тела движутся с отличным от нуля постоянным ускорением.
2) В момент времени t1 скорость тел одинакова.
3) К моменту времени t1 тела прошли одинаковые пути.
4) В момент времени t2 тело 2 меняет направление движения на противоположное.
5) Проекция ax ускорения тела 2 положительна.

Ответ: __ __

14  В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица.

Вещество     Плотность                   Удельное электрическое
                   в твёрдом состоянии,  сопротивление (при 20 °С),
                       г/см3                                 Ом мм2
Железо              7,8                              0,1
Константан
(сплав)               8,8                              0,5
Латунь               8,4                               0,07
Никелин
(сплав)                 8,8                              0,4
Нихром
(сплав)                8,4                               1,1
Серебро             10,5                              0,016

Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) При равных размерах самым лёгким является проводник из серебра.
2) При равных размерах самое маленькое электрическое сопротивление имеет проводник из серебра.
3) Проводники из латуни и нихрома одинакового размера имеют одинаковую массу, но разное электрическое сопротивление.
4) Чтобы при равной длине проводник из железа имел одинаковое электрическое сопротивление с проводником из никелина, он должен иметь в 4 раза бо́льшую площадь поперечного сечения.
5) При равной площади поперечного сечения проводник из константана длиной 5 м имеет такое же электрическое сопротивление, как и проводник из никелина длиной 4 м.

Ответ: __ __

15  Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.

 

1) (2,4 ± 0,2) В
2) (2,4 ± 0,1) В
3) (4,4 ± 0,1) В
4) (4,8 ± 0,2) В

Ответ: __

16  В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой плёнкой, по очереди наливают разные объёмы воды (см. рисунок).
В результате резиновое дно прогибается.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений.
Укажите их номера.
1) Жидкость оказывает давление на дно сосуда.
2) Давление на дно сосуда, создаваемое жидкостью, зависит от вида жидкости.
3) Давление на дно сосуда, создаваемое жидкостью, не зависит от формы сосуда.
4) Давление на дно сосуда, создаваемое жидкостью, зависит от высоты столба жидкости.
5) Давление внутри жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям.

Ответ: __ __

Для ответа на задание 17 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

17  Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе R2. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
Определите работу электрического тока за 8 мин. Абсолютная погрешность измерения силы тока равна ±0,02 А, абсолютная погрешность измерения напряжения равна ±0,2 В.
В бланке ответов № 2:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения и силы тока с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение работы электрического тока.

18  Установите соответствие между техническими устройствами и физическими  закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА  
А) U-образный манометр
Б) пружинный динамометр

ФИЗИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1) зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости
2) условие равновесия рычага
3) зависимость силы упругости от степени деформации тела
4) изменение атмосферного давления при подъёме в горы

Ответ:  А Б

Ответы внизу

Прочитайте текст и выполните задания 19 и 20.

Оптика – одна из древнейших наук, тесно связанная с потребностями практики на всех этапах своего развития. Прямолинейность распространения света была известна народам Месопотамии за 5 тыс. лет до н.э. и использовалась в Древнем Египте при строительных работах.

Два закона геометрической оптики – закон прямолинейного распространения света и закон отражения света – были описаны знаменитым греческим учёным Евклидом, жившим в III в. до н.э. С помощью этих законов Евклид объяснил целый ряд наблюдаемых явлений, и в частности, явлений отражения света от плоских и даже сферических зеркал. Ученые древности имели также представление о преломлении света и даже пытались установить закон преломления.

Греческий астроном Клавдий Птолемей (около 130 г. н.э.) – автор замечательной книги, которая в течение почти 15 столетий служила основным учебником по астрономии, – создал ещё книгу «Оптика», в которой описал, в частности, явление преломления света. С явлением преломления света Птолемей столкнулся, наблюдая звёзды. Он заметил, что луч света, переходя из одной среды в другую, «ломается». Поэтому звёздный луч, проходя через земную атмосферу, доходит до поверхности Земли не по прямой, а по кривой линии, то есть наблюдается рефракция. Искривление хода луча происходит из-за того, что плотность воздуха меняется с высотой.

Чтобы изучить закон преломления, Птолемей провёл следующий эксперимент. Он взял круг и укрепил на его оси линейки l1 и l2 так, чтобы они могли свободно вращаться вокруг неё (см. рисунок).

Птолемей погружал этот круг в воду до диаметра АВ и, поворачивая нижнюю линейку, добивался того, чтобы линейки лежали для глаза на одной прямой (если смотреть вдоль верхней линейки). После этого он вынимал круг из воды и сравнивал углы падения α и преломления β. Он измерял углы с точностью до 0,5°. Числа, полученные Птолемеем, представлены в таблице.

№ опыта                     1   2     3    4   5   6   7   8
Угол падения α, град. 10  20  30   40 50 60   70 80
Угол преломления β,
град.                          8 15,5 22,5 28 35 40,5 45 50

Эксперимент Птолемея был поставлен правильно, учёный получил достаточно хорошие численные значения для углов падения и преломления, однако закона он установить не сумел.

19  Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

1) Согласно опытам Птолемея с увеличением угла падения линейно увеличивается угол преломления.
2) Все законы геометрической оптики были открыты в III в. до н.э.
3) Птолемей установил, что при переходе луча света из воздуха в воду угол преломления меньше угла падения.
4) Под рефракцией в тексте понимается явление изменения направления распространения светового луча из-за преломления в атмосфере Земли.
5) Рефракция проявляется в огибании световым лучом препятствий и, тем самым, в отклонении от прямолинейного распространения.

Ответ: __ __

Для ответов на задания 20–25 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем ответ на него. Полный ответ на задания 20, 21 и 22 должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

20  В спокойной атмосфере наблюдают положение звёзд, не находящихся на перпендикуляре к поверхности Земли в точке А, где располагается наблюдатель. На рисунке схематично показаны истинное и видимое положения для одной из звёзд. Какое положение (S1 или S2) может соответствовать истинному положению звезды, а какое – видимому? Ответ поясните.

21  Сравните величину выталкивающей силы, действующей на кусок дерева объёмом 100 см3 и на кусок железа такого же объёма при их полном погружении в воду. Рассмотрите случай, когда ни железо, ни дерево не лежат на дне.

22  Теплее или холоднее воздуха кажется Вам вода в озере, когда, искупавшись в сухой жаркий день, Вы выходите из воды? Ответ поясните.

Для заданий 23–25 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

23  Меняя электрическое напряжение на участке цепи, состоящем из никелинового проводника с площадью поперечного сечения 0,2 мм2, ученик по полученным данным построил график зависимости силы тока от напряжения. Чему равна длина проводника?

24  Шар массой 4 кг, движущийся с некоторой скоростью, соударяется с неподвижным шаром такой же массы, после чего шары движутся вместе.
Определите, во сколько раз изменилась кинетическая энергия системы шаров в результате соударения.

25  Электровоз, работающий при напряжении 3 кВ, развивает при скорости 12 м/с силу тяги 340 кН. КПД двигателя электровоза равен 85%. Чему равна сила тока в обмотке электродвигателя?

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по физике

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 3, 5–10, 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 4, 11, 12, 18 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 13, 14, 16, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Ответы на задания с кратким ответом

Номер    Правильный
задания  ответ
1            421
2             42
3             2
4             2457
5             2
6             18
7             10
8             0,75
9             2
10           2
11           31
12           12
13           24
14           23
15           4
16           14
18           13
19           34

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

17.  

Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования № 3 в следующем составе.

                    Комплект № 2
элементы оборудования         рекомендуемые характеристики
• источник питания
постоянного тока                   выпрямитель с входным напряжением
                                             36÷42 В или батарейный блок
                                             1,5÷7,5 В с возможностью
                                             регулировки выходного напряжения
• вольтметр двухпредельный   предел измерения 3 В, С = 0,1 В;
                                               предел измерения 6 В, С = 0,2 В
• амперметр двухпредельный  предел измерения 3 А, С = 0,1 А;
                                               предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
• резистор, обозначить R1        сопротивление (4,7 ± 0,5) Ом
• резистор, обозначить R2       сопротивление (5,7 ± 0,6) Ом
• резистор, обозначить R3        сопротивлением (8,2 ± 0,8) Ом
• набор проволочных резисторов
ρlS
                                              резисторы обеспечивают проведение
                                              исследования зависимости
                                               сопротивления от длины, площади
                                               поперечного сечения и удельного
                                               сопротивления проводника
• лампочка                             номинальное напряжение 4,8 В,
                                              сила тока 0,5 А
• переменный резистор (реостат) сопротивление 10 Ом
• соединительные провода, 10 шт.
• ключ

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки:

2. А = U·I·t.
3. I = (0,50 ± 0,02) А.
    U = (2,8 ± 0,2) В;
    t = 8 мин. = 480 с.
4. А = 0,50 ∙ 2,8 ∙ 480 = 672 Дж.
Указание экспертам
Численное значение прямого измерения напряжения должно попасть в интервал U = (2,8 ± 0,3) В

Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
1) рисунок экспериментальной установки;
2) результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений;
3) сформулированный правильный вывод - 3 балла

Представлены верные результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из элементов ответа (1 или 3) присутствует ошибка.
ИЛИ
Один из элементов ответа (1 или 3) отсутствует - 2 балла

Представлены верные результаты трёх измерений силы упругости и удлинения пружины с учётом абсолютной погрешности измерений, но в элементах ответа 1 и 3 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют.
ИЛИ
Сделан рисунок экспериментальной установки и приведены результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерений, но в одном из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания - 0 баллов

Максимальный балл - 3

20Ответ:

1. Истинному положению звезды соответствует положение S1, видимому – S2.
2. Видимое положение строится на прямолинейном продолжении луча, приходящего от звезды в глаз наблюдателя (S2). Истинное положение звезды находится ниже видимого, так как луч, проходя неоднородную атмосферу, постоянно преломляется.
Примечание: обоснование является достаточным, если в ответе присутствует указание на то, как формируется видимое положение, и на то, что истинное положение звезды из-за преломления в атмосфере находится ниже видимого положения

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

21. Ответ:

1. Выталкивающие силы равны.
2. Выталкивающая сила, действующая на любое тело, находящееся в жидкости, зависит от плотности жидкости, объёма тела и ускорения свободного падения (F = ρж gV ) , но не зависит от плотности вещества, из которого изготовлено тело. Следовательно, выталкивающие силы будут равными

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

22. Ответ:

1. Теплее.
2. Капли воды, интенсивно испаряясь с поверхности мокрого тела, приводят к охлаждению тела. Из-за этого воздух кажется холоднее

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов

Максимальный балл - 2

23. Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: формула для мощности электрического тока, формула для удельного электрического сопротивления);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3

24Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, формула для кинетической энергии);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3

25. Возможный вариант решения

 

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, формула для расчёта количества теплоты при нагревании и плавлении вещества, формула для расчёта работы электрического тока);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием единиц измерения величины. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла

Записано и использовано не менее половины исходных формул, необходимых для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 3