Сегодня прошел ЕГЭ по истории, вот какие задания нам удалось собрать после расспроса учеников, которые сдавали ЕГЭ.
Первые весточки с экзамена: Дальний Восток
Задание 6: текст про разрыв кондиций Анной Иоанновной
Карта: походы Владимира Святого и Ярослава Мудрого
Задание 17: Курская битва
Задание 18: Причины роспуска 2 Гос. думы Николаем II
Задание 19: термин "Посад"
Задание 20: различия Конституций СССР 1924 и 1936 гг.
Задание 21:
Во второй половине 16 в. В России и последней четверти 18 века во Франции власти предпринимали репрессивные меры по борьбе с политическим противниками"
⚡Дополнение:
Задание 15: жетон 200-летие Полтавской битвы
Задание 16: живопись (надо было выбрать картину современника события, юбилею которому посвящена медаль)
Последний день Помпеи, Демон сидящий
Еще один вариант:
Карта: борьба Руси и Орды в XIV в.
Задание 18:
Азовское сидение
а) причина отказа Земского собора в отправке войск для помощи
б) …
в) влияние этого события на развитие культуры
Задание 19:
термин “Нэпман”
Задание 20:
различие в развитии культуры XVI и XVII вв.
Задание 21:
как внешняя политика России и Австрии 18 века повлияла на улучшение геополит. положения
Еще один вариант
Задание 18: русско-японская война
а) причина, по которой Россия боролась за влияние на ДВ
б) последствие войны для внутренней политики России
в) последствие войны для международных отношений
Задание 19: бироновщина
Задание 20: Различия в положении православных до реформы Никона и после нее
Задание 21: Изменения в органах власти в России и во Франции в XVII веке
15. марка 400-летие образования Томска —-> в 16 надо было выбрать теремной дворец, созданный по указы Михаила Федоровича
Вариант задания про РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ. И в целом советую такие большие сборники прорешивать. Не по 3 позиции, а по 5-10 по одной теме. При таком составлении, удаётся попадать кучно в цель по заданию. В целом можно сказать, среди всех этих элементов, задание с КИМа соответствует составленному мною § 14. Россия при Николае II
1-3. В 1904-1905гг. случилась русско-японская война. Укажите:
а) Причину русско-японской войны, связанную с борьбой за сферы влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
б) Причину (предпосылку) русско-японской войны, связанную с позицией «политических ястребов» в среде российской элиты,
в) Причину поражения России в этой войне, связанную с военно-техническим фактором,
г) Причину поражения России в войне, фактор международной дипломатии,
д) Причину неудач России в войне, связанную с логистикой,
е) Причину военных неудач России в русско-японской войне, связанных с действиями российских командующих,
ж) Последствие поражения в этой войне, связанное с ухудшением геополитического положения России на Дальнем Востоке,
з) Последствие военных поражений в войне на внутриполитическую ситуацию в стране
Ответы к § 14. Россия при Николае II
1-3.Ответ:
а) Китай предоставил России в аренду на 25 лет Ляодунский полуостров с городом Порт-Артур в качестве военно-морской базы, что вызвало недовольство у японского правительства. Стремление Японии к главенству в Тихоокеанском регионе под лозунгом создания «Великой Японии» (Приморье, Забайкалье, Сахалин, Камчатка и ряд азиатский стран), шло в разрез с интересами Российской империи.
б) Русско-японская война рассчитывалась как средство отвлечения народных масс России от революционного движения («маленькая победоносная война» В.К. Плеве, «безобразовская клика») и укрепления своего влияния в мире («да мы этих японцев шапками закидаем»). Позиция Плеве имела влияние на императора.
в) Японский флот превосходил русскую Тихоокеанскую эскадру по количеству кораблей, а также армия этого государства численно превосходила российскую на фронте боевых действий. Армия России была плохо распределена на территории Маньчжурии; Военная экипировка русских в войне не позволяла скрыться на местности, русские в не камуфляжной форме стали легкой добычей для японцев. Также отсутствие должного количества пулеметов Максим, должного количества современных на тот период орудий приводили к неудачам русской армии.
г) Расширение влияния России в Китае и Корее вызвало недовольство Японии и Великобритании, между которыми будет заключен союз, направленный против России. Также Япония получила значительную военно-экономическую поддержку со стороны США (особенно Дж. Шифф). Таким образом, Россия оказалась в дипломатической изоляции.
д) Отсутствие хорошего и регулярного снабжения русской армии, а также возможности быстрой переброски резервов на Дальний Восток в связи с тем, что Транссибирская магистраль была не достроена, ухудшали обстановку. Это вынуждало российское командование занимать оборонительную тактику.
е) Стессель сдал Порт - Артур вопреки мнению военного совета, позже был судим за измену, но получил помилование. Порт-Артур можно было ещё держать, по мнению многих военных; По мнению многих военных историков, действия Куропаткина также привели к поражению России, так как он постоянными отступлениями на север - Ляоян-Мукден не дал российским войскам какой-либо инициативы ведения боёв, лишив защитников Порт-Артура связи с основными русскими силами; З.П. Рожественский неудачно командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, поставив задачу просто прорваться во Владивосток, выставил несколько броненосцев в цепочку один за другим, поставив, таким образом, под удар японской морской артиллерии лучшие корабли; З.П. Рожественский неудачно командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, поставив задачу просто прорваться во Владивосток, выставил несколько броненосцев в цепочку один за другим, поставив, таким образом, под удар японской морской артиллерии лучшие корабли.
ж) По итогам Портсмутского мира Россия потеряла Южный Сахалин, который отошёл к Японии, которая начала на законных основаниях хозяйственную деятельность вблизи российских границ. Вернуть Южный Сахалин под российскую юрисдикцию удалось только по итогам советско-японской войны 1945г.
з) Поражения России в сражениях русско-японской войны многими историками считается катализатором событий, которые именуются «первой российской революцией». В конце декабря был сдан Порт-Артур и уже в январе случилось «кровавое воскресенье».
Задание про Азовское сидение
4.В XVII веке для России становится важной крепость Азов на юге, которой владело Крымское ханство. Однако сразу овладеть Азовом у России не получилось.
Укажите:
а) Любую причину отказа Земского собора помогать казакам, захватившим Азов в конце 1630-х,
б) Любое последствие отказа Земского собора в помощи казакам, захватившим Азов,
в) Последствие Азовского сидения для культуры
г) Несмотря на неудачи 1630-х - 1640-х в 1696 году Азов был захвачен в результате второго Азовского похода. Укажите любую причину успеха России во взятии Азова в 1696 году. Ответ:
а) Поражение в Смоленской войне не давали царю и его окружению уверенности в успехе Азовской кампании, ведь воевать пришлось бы с Османской империей. Южное направление не было главным направлением внешней политики в тот период. Россия как в период Смоленской войны с высокой вероятностью столкнулась бы с нехваткой боеприпасов и личного состава для ведения боевых действий с Крымским ханством и защиты Азова.
б) Казаки покинули Азов, разрушив укрепления, что привело к снижению роли и влияния Москвы в Северном Причерноморье.
в) Была написана Повесть об Азовском сидении
г) Зимой 1695-1696 г. в г. Воронеже начинается большое производство военных кораблей (галеры), которые помогли взять крепость Азов, полностью окружив крепость с моря и суши во втором Азовском походе.
Почти всё попадает в старые разработанные задания. К примеру, очень порадовало 18 задание про причины роспуска Гос Думы. У меня вариант полнее и больше, но я все три вопроса угадал, которые были на ЕГЭ. Вот сами гляньте на мою старую разработку: 11-12. I и II Государственная Дума проработали очень мало. Укажите:
а) Причину, почему I и II Государственная Дума не смогли проработать весь свой пятилетний срок, связанный с партийным составом депутатов и их программой,
б) Причину, почему после роспуска II Государственной Думы царь изменил избирательное законодательство,
в) Последствие изменения избирательного законодательства в 1907 году на итоги выборов в III Государственную Думу,
г) Причину, почему «третьеиюньский переворот» 1907 года (император Николай второй распустил вторую Государственную Думу) не вызвал массовых протестов. Причина связана с деятельностью П.А. Столыпина.
д) Причину, почему большевики (и некоторые другие социал-демократы) не поддержали распущенных депутатов II Государственной Думы после переворота «3 июня». 11-12.Ответ:
а) В первой Думе большую роль играли кадеты, во второй Думе – трудовая группа, которая предложила ещё более радикальный проект решения аграрного вопроса (малоземелья крестьян). Ни проект кадетов, ни проект трудовой группы категорически не устраивали правительство.
б) Ранее существовавшее избирательное законодательство на деле предполагало, что 1 голос дворянина равнялся 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих (примерно). Даже такая пропорция привела к тому, что многие депутаты I и II Думы были сильно оппозиционно (иногда и революционно) настроена против правительства и царя. Новый избирательный закон ухудшал пропорцию для рабочих и крестьян. 1 голос дворянина равнялся теперь 150 голосов крестьян и 560 голосов рабочих (цифры грубые, сословно-куриальная система).
в) В III Государственной Думе резко сократилось представительство от крестьян и рабочих. Дворяне-землевладельцы и крупные предприниматели, составлявшие около 1 % населения страны, получили более 2/3 мест в Думе. Фракция октябристов оказалась по результатам выборов наиболее значительной. От неё зависел исход голосования по законопроектам.
г) Жесткие действия Столыпина ("галстуки", военно-полевые суды) смогли сбить протест в народе, революция была задавлена, поэтому не было сил, которые могли бы по новой раскачать общество на протест.
д) Революционные партии (большевики, боевое крыло эсеров) не видели в Думе большой ценности и продолжали делать ставку на революцию, когда для таковой созреют условия.
Задание про культуру 16 и 17 века тоже давно составлено с очень исчерпывающим ключом: Сравнение развития культуры России в XVI и в XVII веке
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии культуры России в XVI и в XVII веке по какому (-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
12. Правильный ответ может включать следующие элементы:
1) Тезис: В XVII веке явно намечается тенденция к «обмирщению культуры», культура XVII века по сравнению с предыдущим периодом становится более свободной от влияния религии. То есть происходит усиление светского начала в культуре XVII века по сравнению с предыдущим периодом. Происходит европеизация российской культуры.
2) Обоснования:
- Усиление светского начала в культуре XVII века связано с оживлением торгово-промышленной деятельности, складывания всероссийского рынка, а также развития внешней торговли, которые требовали огромного количества грамотных людей. Поэтому именно в XVII веке появлялись светские буквари, так как псалтыря уже было недостаточно, а в XVI веке была «Азбука» Ивана Федорова, но там также сильное влияние религии, религиозные тексты, отрывки из Библии. Важную роль в XVII веке в развитии светских тенденций просвещения сыграл М. Смотрицкий. Он написал «Грамматику», которая была издана и в Москве, ставшая надолго главным учебником по правилам русского языка. Можно отметить также буквари Бурцева, Протопопова и тд.
- Братья С. и И. Лихуды организовали Славяно-греко-латинское училище (ранее в ФПУ, русское слово, 7 класс, Пчёлов, Лукин, стр. 186, 2020г.), где преподавали кроме церковных, ещё и светские науки, такие как грамматика, риторика, логика, физика и тд. Славяно-греко-латинское училище стало называться академией. Её по праву можно считать первым университетом. Ничего подобного в XVI веке не было.
- Усиление светских начал происходит и в русской живописи XVII века. Появляются парсуны - ранний жанр портретной живописи в России в XVII в., сохранивший приёмы иконописи. При этом лица персонажей иконы выглядят нетипичными для классической иконы, в них намного больше гаммы разных красок и живости в лице. Это также является новаторством. Ярким представителем русской живописи XVII века был мастер Оружейной палаты - Симон Ушаков. Он написал знаменитую икону «Спас Нерукотворный», где впервые лик Христа изображён рельефным и объёмным. Это был большой шаг по сравнению с прошлыми поколениями живописцев, которые изображали людей без эмоций и жизнеподобных красок С. Ушаков также написал икону «Насаждение древа государства Российского», помимо Христа и Богоматери присутствуют Иван Калита, Алексей Михайлович с семьей и другие реальные исторические личности. В XVI веке доминируют классические иконы и канон (работы Дионисия, например).
- В литературе XVII века новым жанром становится сатира. Яркими примерами этого жанра в XVII веке стали такие произведения как «Калязинская челобитная», повесть о Ерше Ершовиче и тд. В XVI веке всё-таки преобладала литература с сильным влиянием религии. Например, можно вспомнить произведение Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Я рад, что выстрелило моё задание по Конституции, которое я придумал ещё 2 года назад, как только появилось задание на сравнение. Мой вариант ключа: Сравнение правового положения граждан СССР по Конституции 1924 года и по Конституции 1936 года
. Правильный ответ может включать следующие элементы:
Тезис: Правовое положение граждан СССР по Конституции 1936 года улучшилось, Конституция 1936 года – более демократическая.
Обоснования тезиса:
- В Конституции 1924 года существовало понятие «лишенец», к которой относились лица, лишенные гражданских прав, которые не имели избирательных прав. В Конституции 1936 года понятие «лишенец» исчезло. Произошёл отказ от принципов диктатуры пролетариата (понятие лишенец непосредственно связано с понятием диктатура пролетариата. К лишенцам чаще всего относились представители «эксплуататорских классов», которые противопоставлялись бывшим «эксплуатируемым» - пролетариату.). Это может говорить о демократических тенденциях Конституции 1936 года.
- В Конституции 1936 года в отличие от Конституции 1924 года декларировались широкие права граждан (на труд, на отдых, неприкосновенность личности и жизни, на свободу слова, печати, совести и демонстраций). Некоторые историки считают, что текст Конституции 1936 года делает её самой демократической в мире по своему содержанию прав и свобод.
От Андрея Ощепкова
Задание 9-12. Карты
Походы Владимира и Ярослава
Русь при Дмитрии Донском
ВОВ: 1944
Задание 15-16
400-летие Томска
15. Назвать правителя, при котором основан город. Привести обоснование
16. Надо было выбрать Теремной дворец. Построен при Михаиле Федоровиче.
В память Полтавской победы
Задание 18
Азовское сидение
а) причина отказа Земского собора в отправке войск для помощи
б) последствие отказа для внешней политики
в) влияние этого события на развитие культуры
Русско-японская война
а) причина, почему Россия хотела влиять на ДВ
б) последствие войны на внутреннюю политику России
в) последствия войны для международных отношений
Роспуск 2 Госдумы
Причины роспуска 2 Гос. думы Николаем II
а) причину в связи деятельности госдумы
б) причину в связи с составом госдумы
в) последствия изменения избирательной системы
Задание 19
Посад
Бироновщина
Нэпман
Задание 20
Различие православных до реформы Никона и после нее
Различие в развитии культуры в 16 и 17 веке
Различия Конституций СССР 1924 и 1936 гг.
Задание 21
Изменения в органах власти в России и во Франции в XVII веке
(17 век влияние действий на геополитическое положение России и Австрии)
(Сравнить репрессивный период правителей в борьбе за власть в России во 2-й половине XVI века и во Франции XVIII вв.)
Сложные задания ЕГЭ-2025
Задание 18
Азовское сидение - мелкая тема, но на мой взгляд ничего необычного, это нужно проходить
а) причина отказа Земского собора в отправке войск для помощи
б) последствие отказа для внешней политики
в) влияние этого события на развитие культуры
а) отправка войск в помощь казакам, взявшим Азов, повлекла бы за собой войну против Турции, к чему Россия не была готова
б) вследствие решения земского собора казаки покинули Азов, здесь снова укрепилась Турция
в) события, связанные с азовским осадным сидением, нашли отражение в произведении «Повесть об Азовском осадном сидении»
Задание 21
Влияние внешнеполитических событий на общественную мысль в России и Испании первой четверти XIX в.
Тоже вызвало затруднения, но на самом деле всё это уже было. Избитых декабристов спрашивали к примеру на ЕГЭ-2023:
"внешнеполитические события первых двух десятилетий XIX в. оказали влияние на внутриполитическую ситуацию в России..."
А про Испанию было в сборнике Артасова этого года:
"В первой половине XIX в. в России и в Испании под влиянием социально-политических выступлений в других регионах происходили революционные выступления, заканчивавшиеся поражениями".
В итоге получается так:
📌Россия:
В 1813-1814 гг. состоялись Заграничные походы русской армии, в ходе которых многие офицеры познакомились с социальными и политическими порядками европейских стран. Это повлияло на их мировоззрение, вследствие чего они утвердились в необходимости перемен в России и создали такие тайные общества как Союз спасения, Союз благоденствия, а позднее многие из их участников стали декабристами
📌Испания (из Артасова):
В 1820 г. началась революция в Испании, толчком к которой послужила Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Эта тяжёлая и безуспешная для Испании война привела к падению авторитета абсолютизма. Первыми восстали части, предназначавшиеся для отправки в Америку. Первоначально революционерам сопутствовал успех, они вынудили короля пойти на уступки и провели в стране преобразования. Однако в 1823 г. в страну по решению Священного союза была введена французская армия, которая подавила революционное движение.
Можно переформатировать под условия задания, но в целом подходит.
В этом учебном году было модно считать, что этот новый сборник какой-то "не такой", и не нужно на него обращать внимание, а уже не первое задание оттуда оказалось на ЕГЭ.
Сдавали ЕГЭ по истории сегодня? Помогите восстановить вопросы. Напишите в комментариях, что вам попалось.