Владимир I Святославович

Владимир I Святой, Красное Солнышко (980—1015 гг. правления) — младший сын великого князя киевского Святослава и Малуши — рабыни, ключницы княгини Ольги.
Вначале княжил в Новгороде, где был вместе с Добрыней, дядей со стороны матери; «убоявшись» брата Ярополка, «бежал за море».
Вернулся в Новгород с варяжским отрядом. Захватил Полоцк, убил правившего там князя Рогволда и силой взял в жёны его дочь Рогнеду.
Имел 12 сыновей.
С 980 г.— великий князь киевский.
Умер в Берестове, под Киевом.
В 1240 г. по указанию Александра Невского канонизирован Русской православной церковью как равноапостольный святой.

Направление деятельности Его реализация
980 г. — языческая реформа Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном - попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
988 г. — Принятие христианства

    Причины:
• Необходимость развития контактов с христианским миром.
• Укрепление авторитета великокняжеской власти.
• Идеологическая и духовная база объединения славянских племён.
• Укрепление сплочённости населения Руси на основе одной религии
• 988 г. — поход на Корсунь и её осада, так как император Византии затягивает выполнение своего обещания: отдать в жёны
Владимиру принцессу Анну, если князь обязуется «креститься всем народом» по византийскому образцу.
• Принятие Владимиром православия в Херсонесе (Корсуни).
• Крещение населения методами убеждения и принуждения: уничтожение идолов, преследование жрецов язычества — волхвов; освоение и осмысление христианского вероучения.

Последствия принятия христианства:
— Сближение Руси с другими христианскими странами, укрепление и расширение её международных связей.
— Обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ; появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок и т. д.).
— Укрепление сплочённости восточнославянских племён и территориального единства Древнерусского государства.
— Укрепление верховной власти киевского князя.
— Появление церковного брака, моногам ной семьи, христианской морали.
— Утверждение главы киевской церкви — митрополита (от гр. m tropolites — чело век из главного города) константинопольским патриархом (от гр. patriarch s — праотец, родоначальник).
— Принятие православия отделяет Древне русское государство от стран Западной Европы (где распространён католицизм)
Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства • Окончательное покорение радимичей.
• 981 г.— успешные походы против поляков: присоединение в Галиции городов Перемышль, Червень. Под контроль Киева перешли Полоцкие и Туровские земли.
• 983 г.— завоевание земель ятвягов — древнего литовского племени. Русь овладевает речными путями по Неману, Висле и Бугу.
• 985 г.— поход против Волжской Булгарии.
• 986 г.— походы на хазар.
• Основание новых крепостей городов (Переяславль, Белгород и др.)

Этапы распространения христианства на Руси:

I в. н. э. — проповеди апостола (странствующего проповедника) Андрея Первозванного среди славян

IX в.— просветительская деятельность болгарских проповедников Кирилла (Константина) и Мефодия

955 г. (957 г.) — крещение княгини Ольги в Константинополе

980–987 гг. — Реформа язычества Владимира I (980–1015 гг.) (Создание единого пантеона языческих богов разных племён во главе с Перуном. Восстановление человеческих жертвоприношений. Это была попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Потребность принятия новой религии, укрепляющей государственность, сохранялась) Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного пантеона требовало времени, которого у Владимира не было, давление монотеистических представлений усиливалось, а вера в Перуна не приобрела всеобщий характер.

988 г. — Принятие христианства

В 988 г. Владимир I провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство.

Причины отказа от славянского язычества:

• Представляло загробную жизнь как простое продолжение земного существования.
• Безразлично относилось к власти великого князя.
• Не пользовалось авторитетом среди соседних народов.
• Не укрепляло единство страны из-за различий в обрядах и верованиях отдельных племён

Причины принятия христианства:

• Необходимость объединения племён.
• Необходимость укрепления власти киевского князя на новой духовной основе.
• Оправдание социального неравенства.
• Необходимость приобщения Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям.
• Недопустимость международной изоляции.


Принятие христианства

В летописи содержится подробный рассказ о выборе веры, носящий легендарный характер.  В результате посещения русскими посольствами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православия из Византии Владимир, по словам летописца, выбрал православие. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего госу­дарства и рассеялись по всей земле.

Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состояла в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христи­анство, причем в его восточном (православном) варианте, заключалась в существовании прочных связей, особенно торговых, Руси с Византией. Еще в середине X в. (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Христианство, как повествует летописная легенда, проповедовалось на Руси издревле. Легенда рассказывает о распространении христианства на землях к северу от Черного моря апостолом Андреем Первозванным — одним из учеников Христа — еще в начале нашей эры. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до Среднего Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

В 988 г. в Корсуни (Херсонесе, ныне территория г. Севастополя) — центре византийских владений в Крыму — Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Тот же самый Добрыня, который силой заставлял новгородцев поклоняться Перуну, теперь самыми жестокими мерами вводил христианство. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным».

С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 70 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.


Крещение Руси

Оно оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Византийские императоры Константин и Василий II просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал содействие при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнить обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в реке Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Крещение остальной Руси заняло длительное время и не раз встречало сопротивление. На Северо-Востоке оно завершилось лишь к концу XI в. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде, чьи жители согласились принять христианство лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непо­корный город.

Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми: громовержец Перун с Ильей-пророком, Велес — со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминали о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и т. п. Однако все это лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.


Следует отметить упорное сопротивление новой религии на северо-востоке страны, удаленном от Византии. Вместе с тем языческие и христианские представления в сознании людей очень долго сосуществовали, что получило название двоеверие.


Значение принятия христианства:

• Укрепление государства и власти великого князя.
• Укрепление международного положения Руси, сближение её с другими христианскими странами.
• Обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ; появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок и др.).
• Появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали.
• Возникновение новой политической организации — церкви (от гр.— дом Господний).

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это явилось на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась и с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности постепенно приходило осознание общности всех русских.