Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером. 

Развитие письменности

Письменность на территории Руси появилась в дохристианский период, что подтверждается рядом источников и археологических памятников. Создателями первого алфавита считаются византийские миссионеры Кирилл и Мефодий. Памятники глаголической письменности: «Киевские листки», множество рукописей-палимпсестов.

Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание.

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Книжное дело активно развивалось после христианизации Руси. Наиболее ярко наблюдаются заимствования византийской и болгарской традиций. Но создавались и оригинальные, «местные» литературные памятники, которые не имеют аналогов.

Оригинальные литературные памятники: поучения, послания.

Наиболее известное произведение - «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Иларион стал первым русичем-митрополитом, другом и советником князя Ярослава Мудрого. Датируется произведение 1038 годом.

Суть: «Слово…» - описание официальной идеологии государства, изложены догматы веры, понимание канонов, в конце помещено описание идеального правителя-христианина – похвала князю Владимиру.

Другие произведения: «Поучение к братии» (Лука Жидята, около 1035 г.), «Об опресноках» (митрополит Леонтий, первое полемическое произведение), сочинения Феодосия Печерского (вторая половина XI века), «Стязания с латиною» (важный полемический источник, митрополита Георгия).

Полемическая литература – литературные источники, написанные в форме «вопрос-ответ», относительно раскола христианской веры на православие и католицизм. Содержат размышления автора произведения по поводу слияния церквей, права верховенства одного ответвления христианства над другим, осуждения латинской (католической) веры.

Из поучений наиболее яркое – «Поучение» Владимира Мономаха (около 1117 г.). Содержится автобиография, поучение – морально-этические нормы, письмо князю Олегу.

Жития святых

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

  • «Служба святым мученикам Борису и Глебу» - наиболее ранний известный памятник оригинальной литературы этого типа. Датируется приблизительно 1021 годом, автор – митрополит Иоанн.
  • «Житие князя Владимира» Иакова – описание деяний князя Владимира, крестителя Руси.
  • Жития Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, авторства Нестора – первая является примером идеального литературного произведения в этом жанре.

Собрание житий, созданных за несколько веков, стали основой для «Киево-Печерского патерика» - сборника жизнеописаний святых.

Хождения (хожения)

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Сказания о военных походах

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Наиболее известное произведение – «Слово о полку Игореве», в которой рассказывается о походе 1185 года на половцев.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Особое место в литературе Руси принадлежит «Изборнику» 1073 и 1076 годов, написаны для Святослава Ярославича. Считается первой на Руси энциклопедией, но оригинальным произведением не является – оригиналом был сборник более раннего периода, составленный для болгарского царя. Содержал статьи о философии, природе сущего.

Летописи

Летописи – наиболее ценные с исторической точки зрения литературные памятники, изложение вели в хронологическом порядке. Наиболее известное литературное творение – «Повесть временных лет». Авторство приписывают Нестору, но анализ текста позволил установить, что автор не был один. Выделяют трех авторов: Нестор, Никон Печерский и монах Сильвестр.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Литература и распространение грамотности:

• Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.)
• Жития святых: «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печерского».
• Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.).
• Летописание (появляется в XI в.): «Повесть временных лет» написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (начало XII в.).
• Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056–1057 гг.).
• Исторические повести (XII в.).
• Греческие романы.
• Византийские хроники.
• Берестяные грамоты.
• Монастырские школы

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

  • Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве);
  • иконопись (икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа — «Успение»);
  • фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве).

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К XII-XIII векам сложилось несколько архитектурных школ:

  • Галицко-Волынская: Церковь св. Пантелеймона
  • Владимирская: Успенский собор, Владимир; Золотые Ворота Владимира; Дмитровский собор во Владимире
  • Московская: Собор Спаса Нерукотворного
  • Киевская: Софийский собор; Десятинная церковь (не сохранилась); Золотые Ворота
  • Черниговская: Пятницкая церковь (отстроена после прямого попадания бомбы во время Великой Отечественной войны); Борисоглебский собор
  • Также выделяют школы: псковскую, полоцкую, новгородскую/

Зодчество:

• Деревянное
• Каменное (влияние Византии):
— Десятинная церковь в Киеве (989–996 гг.);
— собор Спаса в Чернигове (1031–1036 гг.);
— храмы Софии в Киеве (1037–1041 гг.) (материал — плинфа — широкий и плоский кирпич), Новгороде (1045–1050 гг.) (материал- известняк) и Полоцке (1060 г.);
— Золотые ворота во Владимире (1158–1164 гг.)
• Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре

Наиболее известные памятники древнерусского зодчества:


        Софийский собор (Киев)


        Михайловский Золотоверхий собор (взорван в 1936 году и отстроен)


       Выдубицкий монастырь (Киев)


         Спасо-Преображенский собор (Чернигов)


         Борисо-Глебский собор (Чернигов)


         Дмитриевский собор (Владимир)



          Церковь Бориса и Глеба (Ростов)


          Спасо-Преображенская церковь (Полоцк)

Прикладное народное искусство

  • Чернь;
  • зернь;
  • перегородчатая эмаль;
  • филигрань (скань).

Христианская культура и языческие традиции

 Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми: громовержец Перун с Ильей-пророком, Велес — со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминали о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и т. п. Однако все это лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.