Если сравнивать с демо 2022 года, изменилось только задание 9, да и то лишь 2 слова.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 12 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–11).

Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады. Задания 7–9 требуют краткого ответа. Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Ответы к заданиям 1–4 и 7–9 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 250–350 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Сочинение оценивается по критериям грамотности. Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.
Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия... О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берёт вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович!
(Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза1 наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.
            Все уходят.
                               (Н.В. Гоголь, «Ревизор»)
1 Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности).

Ответами к заданиям 1–4 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  Укажите жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Ответ: комедия .

 2  Укажите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).

Ответ: Хлестаков .

 3  Установите соответствие между образами чиновников и соответствующими произведениями Н.В. Гоголя: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ
А) Ляпкин-Тяпкин
Б) Башмачкин
В) Иван Антонович кувшинное рыло

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «Мёртвые души»
2) «Ночь перед Рождеством»
3) «Ревизор»
4) «Шинель»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В
Ответ: 3 4 1

 4  Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.

Ответ: конфликтремарки .

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1 Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?

Ответ

   Во все века боялись проверяющих, цензов, ревизоров, так как честных чиновников практически не бывает, а от нечестности — страх.
От страха — желание обмануть, увильнуть от ответственности... Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. А начинается всё с того, что сам городничий боится за свои грешки: за грязь, за непостроенную церковь и присвоенные казённые деньги, за беззаконие и самодурство. Чувство страха передается остальным, Антон Антонович сам склоняет всех к слепоте, приведшей к глубокому заблуждению — раздираемый внутренними противоречиями город объединяется в единый организм, боящийся приезда ревизора. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх смог сплотить чиновников уездного города.

5.2 Критик В.Г. Белинский назвал городничего «человеком по-своему очень умным» и «плутом первого разряда». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите эту точку зрения.

Ответ:

   Городничему есть чего бояться и что скрывать, он не стесняется рассказывать при всех, какие бесчинства творил в городе: как откровенно крал казённые деньги, как взятки брал, как довёл город до нищенского существования, что даже «гарниза... наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». Такого плута ещё поискать! Вместе с тем трудно не согласиться с В. Г. Белинским и в том, что городничий — неглупый человек. Он быстро соображает, как выкрутиться из любой ситуации, здраво оценивает себя и своих «помощников». В приведённом фрагменте пьесы есть тому подтверждение. Антон Антонович, получив известие о приезде ревизора, раздаёт указания: «Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя». Разве откажешь ему в сообразительности?
   Таким образом, мнение Белинского о городничем вполне обоснованно.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6.
Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 6  Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схожа (или чем различается) картина нравов чиновничества в выбранном произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?

Ответ:

    Нравы чиновников показаны во многих произведениях русских писателей. Например, в рассказе Антона Павловича Чехова «Смерть чиновника». Писателем ярко описана жизнь рядового служащего, в сознании которого работа занимает центральное место. Незначительное происшествие в театре повергло Червякова в ужас, ведь для него гнев начальства сравним со смертью. В приведенном эпизоде мы видим тот же страх в глазах Городничего. Ремарки Гоголя ярко показывают это: «вытянувшись и дрожа всем телом», «робея».
    Таким образом, Гоголь и Чехов тонко подмечают общие черты чиновничества, неизменные на протяжении десятилетий, — раболепие и пресмыкательство.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

      СОНЕТ 116
Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь –– не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжёт мой стих,
То нет любви – и нет стихов моих!
       (У. Шекспир, перевод С.Я. Маршака)

Ответами к заданиям 7–9 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)  пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 7  Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение У. Шекспира относится к такому роду литературы, как ______________, а его трагедия «Гамлет» относится к другому литературному роду, который обозначается термином ____________.

Ответ: лирикадрама .

 8  К какому виду рифмовки (АВАВ) прибегает поэт в первой, второй и третьей строфах стихотворения?

Ответ: перекрёстная .

 9  Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анафора
2) риторический вопрос
3) гротеск
4) инверсия
5) эпитет

Ответ: 1245  

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в
БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10.1  Какие грани любовного чувства отражены в приведённом сонете У. Шекспира?

Ответ:

10.1    В своем «Сонете» Шекспир пишет о любви, затрагивая разные ее стороны.
   Во-первых, настоящая любовь не заканчивается и не пропадает: «любовь не знает убыли и тлена». По мнению автора, истинное любовное чувство бесконечно, и ничто не может заглушить его.
   Во-вторых, любовь помогает человеку в сложные времена. Она не исчезает во время трудностей, а наоборот становится «маяком», который указывает дорогу: «любовь – над бурей поднятый маяк».
   В третьей строфе автор показывает, что любовь не подвластна времени. Она не зависит от количества прошедших лет. Если это истинная любовь – она будет в душе человека всегда. И время, которое стирает «розы на пламенных устах и на щеках» не имеет власти над любовным чувством.
   Таким образом, по мнению Шекспира, любовь не боится ни материального, ни абстрактного, она способна помочь и поддержать в трудный период времени. (6 баллов из 6)

ИЛИ

   В стихотворении У. Шекспира «Сонет» в красках описана сила любви. Но какие же грани этого чувства показал автор?
   Я считаю, что в этом произведении Шекспиру удалось описать всю многогранность любовного чувства.
   Например, поэт описал необъятность чувства любви, его непомерность и безграничность: «Может ли измена любви безмерной положить конец?»
   Другие строки («Любовь не знает убыли и тлена»; «Не страшны ей времени угрозы») раскрывают несгибаемость человеческих чувств, которые не угасают под натиском времени.
   Наконец, автор показал всю мощь и силу этого прекрасного чувства, сравнивая любовь с маяком над бурей., со звездой, которая показывает моряку путь в океане.
   В заключение стоит отметить, что Шекспир в своем стихотворении смог прекрасно отразить глубину и многогранность чувства любви и передать читателю немалую часть своего воодушевления данной темой. (6 баллов из 6)

 

10.2 Как метафорический ряд во второй и третьей строфах сонета помогает понять идею произведения?

Ответ:

10.2    В стихотворении «Сонет» Шекспир рассуждает о силе любви, используя метафоры (скрытые сравнения). Автор думает над вопросом «Может ли измена любви безмерной положить конец?» Ответ на этот вопрос – и есть основная идея стихотворения. Я считаю, что автор пришёл к выводу, что никакие преграды и сложности не сокрушат настоящую любовь двух сердец: «любовь не знает убыли и тлена» (метафоры «убыль» и «тлен» заостряют внимание на мысли о силе подлинной любви). Шекспир сравнивает любовь с маяком, не меркнущем ни при каких обстоятельствах. Таким образом, автор утверждает, что любовь – это светлое, сильное и спасительное чувство. Автор сравнивает любовь со звездой, которая помогает моряку «определить место в океане» (понятие «океан» метафорично, речь идет о самой жизни). Автор убежден в том, что каждый сам управляет своей судьбой, но если человек испытывает подлинную любовь, то ее ничто не сокрушит (ни измена, ни время). (6 баллов из 6)

ИЛИ

   Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков. В сонете У. Шекспира широко используются метафоры: «Любовь — над бурей поднятый маяк», «Любовь — звезда, которою моряк| Определяет место в океане», «Любовь — не кукла жалкая в руках| У времени...». С помощью метафор во второй и третьей строфах поэт изображает эмоциональный подъём, который испытывает лирический герой, потому что влюблён. С помощью метафоры показана сила чувств героя: любовь для него и путеводная звезда, и маяк, и сама жизнь, которая не мыслится без любви. Таким образом, метафоры, используемые Шекспиром, работают на раскрытие идеи стихотворения: любовь прекрасна, несмотря ни на что, без неё невозможно жить.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 11.
Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

11 Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в выбранном произведении и в приведённом сонете У. Шекспира?

Ответ:

11.    В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» рассказывается об истории молодого человека, страстно влюбившемся в девушку, которую отверг несколько лет назад. Ее чувства к Онегину не угасли, но она замужем и не может ответить ему взаимностью. Несмотря на сильные чувства к Евгению, она не может изменить своему мужу, потому что считает, что это неправильно.
   Произведения Шекспира и Пушкина похожи своими размышлениями об измене. Но есть и отличие : Шекспир утверждает, что измена не может положить конец настоящей любви, а в произведении «Евгений Онегин» у героини совсем другие принципы и мнение по данному поводу.
(5 баллов из 6. В ответе верно сделан акцент на анализе выбранного произведения. Но сопоставление проведено поверхностно, идея сужена до проблемы измены, обобщение во втором абзаце лишено доказательств.)

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1– 12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.
Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

12.1 Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?

Комментарии к теме

Портретная характеристика героя — важное средство создания образа. В романе М. Ю. Лермонтова портрет служит не только для того, чтобы передать внешний облик героя, но и позволяет заглянуть в самые сокровенные уголки его души. Для анализа можно взять портретную характеристику Печорина из главы «Максим Максимыч». Безупречный внешний вид наряда героя, холёная маленькая ручка, «породистая» стать — детали, характеризующие Печорина, говорящие о характере героя, его образе жизни и даже судьбе.

12.2 Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.

Комментарии к теме

Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен, не боится говорить о себе правду, потому что ему никто не указ, ничьего мнения он не уважает, ему безразличны окружающие.

Кулигин, напротив, хоть и самоучка, но образован, умен, мыслит шире, чем обитатели Калинова, ратует за прогресс. Однако он называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Хоть он и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот все, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.

12.3 Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)

Комментарии к теме

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», «Я последний поэт деревни», «Русь советская» и других. В раскрытии темы важно отметить, что образ Родины для Есенина тесно связан с образом деревни и родной природы. В творчестве поэта тема Родины звучит по-разному в разные периоды творчества: от восторженно-умилительного в ранних стихах до трагического осознания своей отчужденности от советской России. Но в стихах Есенина всегда поражает та святая вера в необъятные просторы Руси, в светлую её будущность, которая даёт нам право считать поэта настоящим певцом России.

12.4 Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)

Комментарии к теме

Тема может быть раскрыта на примере романа Алексея Варламова «Лох», романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина и других.

Действие романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина охватывает два периода — Россия 1918—1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.

Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.

Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению, добиться которого ему помогает Чапаев.

12.5 Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)

Комментарии к теме

Тема может быть раскрыта на примере известных эпизодов романа. Первый бал Наташи не раз привлекал уже внимание иллюстраторов и художников, например Л. О. Пастернака. Этот же художник иллюстрировал эпизод «Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах». Интересной будет и иллюстрация к фрагменту, когда Андрей Болконский возвратился к дубу. Каким бы ни был выбранный вами эпизод, необходимо доказательно обосновать, почему он может представлять интерес для художника. Во-первых, это будет, скорее всего, эпизод, близкий вам по изображению характеров героев. Во-вторых, вероятно, событие, описываемое в романе, каким-то образом может перекликаться с вашим личным опытом. В-третьих, чувства, которые испытывают герои Толстого в приведённом фрагменте романа, вам лично либо уже знакомы, либо хотелось бы испытать.

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

Оценка выполнения заданий 1–4 и 7–9

Правильный ответ на каждое из заданий 1–4 и 7–9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым.

Номер     Правильный
задания      ответ
1               комедия
2               Хлестаков
3               341
4               конфликтремарки
7               лирикадрама
8               перекрёстная
9               1245

Пояснение к заданию 9

Анафора — единоначатие:
   Любви безмерной положить конец?
   Любовь не знает убыли и тлена.
   Любовь — над бурей поднятый маяк...
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа:
   Может ли измена
   Любви безмерной положить конец?
Эпитет — образное определение: любви «безмерной», кукла «жалкая».

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 5.1/5.2, 10.1/10.2, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов.

Баллы / Критерии

1. Соответствие ответа заданию

2 Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения

0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

2. Привлечение текста произведения для аргументации

2 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

1 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена
   И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

0 Суждения не аргументированы текстом произведения
   И/ИЛИ авторская позиция искажена
   И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 6Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Анализ приведенных ответов 10.1

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста стихотворения (К1 – 2 балла). Для аргументации суждений выпускник цитирует текст, комментирует, анализирует приведённые фрагменты стихотворения (К2 – 2 балла). В заключительном абзаце повторяется главная мысль вступления. Логические, речевые ошибки отсутствуют (К3 – 2 балла). Суммарно за ответ – 6 баллов.

Оценка выполнения заданий 6 и 11, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для контекстного сопоставления одно произведение (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).

Баллы / Критерии

1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом

2 Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1 Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
   ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0 Не названо произведение, и не указан его автор
   И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

4 При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3 При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух произведений не искажена
   И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена
   ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена
   ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного – на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция двух произведений не искажена
   И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1 При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена
   ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)
   И/ИЛИ допущены три фактические ошибки 0 При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения
   ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения
   И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений
   И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки

1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

Максимальный балл – 8

Анализ ответа к заданию 11

В ответе верно сделан акцент на анализе выбранного произведения. Но сопоставление проведено поверхностно, идея сужена до проблемы измены, обобщение во втором абзаце лишено доказательств (К1 – 1 балл). При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена (К2 – 2 балла). Логические, речевые ошибки отсутствуют (К3 – 2 балла). Суммарно за ответ – 5 баллов из 6.

Оценка выполнения заданий 12.1–12.5, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).

Рекомендуемый объём сочинения – 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов3.

При объёме сочинения от 250 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Баллы / Критерии

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне
1 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно
0 Тема не раскрыта

2. Привлечение текста произведения для аргументации

3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

Правила подсчёта слов совпадают с аналогичными правилами подсчёта слов в ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Баллы / Критерии

2 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки

1 Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
   И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0 Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)
   ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
   И/ИЛИ авторская позиция искажена

3. Опора на теоретико-литературные понятия

3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

1 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)
   И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий 0 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение
   ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

4. Композиционная цельность и логичность

3 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

1 В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
   И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

Баллы / Критерии

0 В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

5. Соблюдение речевых норм

3 Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 Допущены две-три речевые ошибки
1 Допущены четыре речевые ошибки
0 Допущены пять или более речевых ошибок

6. Соблюдение орфографических норм

1 Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 Допущено три или более ошибки

7. Соблюдение пунктуационных норм

1 Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 Допущено три или более ошибки

8. Соблюдение грамматических норм

1 Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 Допущено три или более ошибки

Максимальный балл за сочинение – 18

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952) «82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>

В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения.

1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами за выполнение любого из заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2, составляет 3 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.

2. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по любому из критериев оценивания ответов на задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2, составляет 2 первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.

3. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами за выполнение любого из заданий 6 и 11, составляет 4 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.

4. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по любому из критериев оценивания ответов на задания 6 и 11, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.

5. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами за выполнение задания 12, составляет 9 или более первичных баллов. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.

6. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по любому из критериев 1–5 оценивания выполнения задания 12, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по данному критерию.

7. Расхождение между суммой баллов, выставленных экспертами по критериям 6–8 оценивания задания 12, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по критериям 6–8.

8. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12, а другой эксперт – ненулевое значение. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.

9. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12 хотя бы по одному критерию заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.

Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы - 53.