Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2–4, 7–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения форм государственно-территориального устройства?
Тоталитарное государство, федерация, республика, унитарное государство, монархия.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
Федерация, унитарное государство.
Федерация – добровольное объединение нескольких административное-территориальных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью.
Унитарное государство – государство, которое имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения.
Номер: DEB88B
2. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?
А. Межличностные отношения могут быть основаны на чувстве взаимной симпатии или неприязни.
Б. Межличностные отношения могут проявляться в поступках людей в процессе совместной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 946846
3. Науки принято разделять на предметные области. К естественным наукам относится
1) социология
2) математика
3) философия
4) физика
Ответ:
4
Номер: 5eB638
4. Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях?
А. Члены семьи связаны моральной и правовой ответственностью.
Б. Семья может быть основана на браке и (или) кровном родстве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 85EB83
5. Рассмотрите фотографию.
Какая форма (область) культуры (кроме искусства) может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте две особенности этой формы культуры и кратко поясните их.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на вопрос: религия;
две особенности с пояснениями:
– вера в сверхъестественное (любая религия объясняет устройство мира с точки зрения веры в сверхъестественное, которое не может быть проверено или доказано наукой);
– особые обряды, культовые действия (В любой религии есть специальные символические действия, которые выполняют верующие)
Номер: 06369D
6. Елена открыла в банке вклад на определённый срок, который полностью закрывается по истечении этого срока. Как называют такой вид вклада? В чём заключается его основной недостаток?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
1. Срочный вклад.
2. В течение срока, на который открыт вклад, нельзя снимать с этого вклада деньги или пополнять его
Номер: EC2C8F
7. К факторам (ресурсам) производства относят
1) затраты
2) предложение
3) спрос
4) капитал
Ответ:
4
Номер: B4F18A
8. На предприятии работает 30 работников. Предприятие шьёт женские пальто. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?
1) Пальто шьются по лекалам известного модельера.
2) В течение часа на предприятии производится пошив двух пальто.
3) Контроль качества на предприятии осуществляется автоматизировано.
4) 25 работников предприятия получили среднее профессиональное образование.
Ответ:
2
Номер: E23D8A
9. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Уплата налогов – обязанность всех участников экономической деятельности.
Б. Прямые налоги взимаются с какого-либо дохода или имущества в установленном размере.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 06F9cc
10. И семья, и трудовой коллектив могут являться
1) территориальными общностями
2) малыми группами
3) социальными слоями
4) неформальными группами
Ответ:
2
Номер: 36BF8B
11. Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях?
А. Члены семьи связаны моральной и правовой ответственностью.
Б. Семья может быть основана на браке и (или) кровном родстве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 85EB83
12. В ходе социологического опроса жителей города им предложили определить, какие агенты социализации играют в наше время решающую роль в становлении личности подростка (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
а) сходство: равные доли опрошенных ответили, что родители играют в наше время решающую роль в становлении личности подростка.
Семья играет ведущую роль в процессе социализации, прививая подростку социальные нормы и давая ему основные знания о жизни, и вне зависимости от возраста многие люди могут оценить значимость семьи как агента социализации.
б) различие: 30-летние чаще, чем 50-летние, отвечали “близкие друзья”.
Возможно, это связано с тем, что у 30-летних больше друзей и знакомых, чем у 50-летних, поэтому они в большей степени считают близких друзей наиболее значимым агентами социализации.
Номер: B8333C
13. В государстве Z отсутствует разделение властей, государство осуществляет полный контроль над всеми сферами общественной жизни, права и свободы граждан не соблюдаются. Какой политический режим в государстве Z?
1) демократический
2) тоталитарный
3) монархический
4) олигархический
Ответ:
2
Номер: cB3e37
14. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают свои решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: E5BD87
15. Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) организация работы городского транспорта
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) строительство нового образовательного учреждения
Г) предоставление населению коммунальных услуг
Д) выплата пособий многодетным семьям
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1) производство общественных благ
2) социальное обеспечение населения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ:
12112
Номер: 68F58E
16. Согласно Конституции Российской Федерации Совет Федерации
1) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
2) утверждает по представлению Президента Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации
3) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации
4) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности
КЭС: 7.7 Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации
Ответ:
1
Номер: 290E8E
17. В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. В свою очередь правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Президент может отправить правительство в отставку. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z
1) сложилась федеративная республика
2) президент обладает всей полнотой власти
3) существует разделение властей
4) законодательная власть подчиняется исполнительной
КЭС: 6.4 Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество
7.5 Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации
Ответ:
3
Номер: EC0E34
18. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Местное самоуправление является одним из институтов демократии.
Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
КЭС: 7.11 Местное самоуправление
Ответ:
3
Номер: 8DBA84
19. Учитель объяснял учащимся тему «Духовная культура». Сравните две формы (области) духовной культуры: науку и искусство.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) способствует познанию мира
2) создаёт художественные образы
3) влияет на мировоззрение человека
4) стремится к объективности результатов
Черты сходства / Черты различия
Ответ:
13 24
Номер: 380680
20. Заполните пропуск в таблице.
Вид культуры | Характеристика |
Материальная культура | Совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворённый человеком предметный мир |
… культура | Совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык |
Ответ:
духовная
Номер: 74C361
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Само слово «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.
Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.
Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности
и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
(Адаптировано по Б. Свешникову)
21. Дайте развернутый ответ.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры;
2) регламентация взаимоотношений между людьми социальными нормами;
3) обеспечение индивидуальные интересы людей моралью;
4) отличительные особенности морали;
5) элементы нравственной культуры личности.
Номер: D8F3E7 1 (C86C8C)
22. Дайте развернутый ответ.
Как автор формулирует основное предназначение нравственной культуры? Какие четыре элемента, по его мнению, включает в себя сфера нравственной культуры личности? Какое последствие осознания правил как необходимых указано в тексте?
Ответ:
1. Предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений.
2. Ответ на второй вопрос:
1) нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.);
2) нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности);
3) нравственные привычки;
4) нравственные поступки.
3. Осознание правил как необходимых имеет следующее последствие: они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
Номер: FA6499 2 (C86C8C)
23. Дайте развернутый ответ.
Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.
Ответ:
1. Отличие: мораль опирается на неофициальные санкции.
2. Два примера:
1) пассажиры сделали замечания молодому человеку, который не желая уступать место старушке, притворился спящим.
2) мама отругала сына и запретила ему неделю пользоваться интернетом, после того как случайно заметала, как в разговоре с приятелем он нецензурно выражался.
Номер: 219BB1 3 (C86C8C)
24. Дайте развернутый ответ.
Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения), подтверждающих мнение автора, что мораль проявляется в отдельных личностях.
Ответ:
Мораль проявляется в отдельных личностях, так как каждый человек чувствует индивидуальную ответственность за свои поступки и решения. Это означает, что люди могут принимать на себя роль агента своего действия и делать выбор в пользу доброты или недобродетели. Каждый человек имеет возможность развивать свои нравственные ценности, учиться быть лучше и отвечать за собственные поступки.
Мораль проявляется в отдельных личностях из-за культурной разницы между людьми. Каждая культура имеет свои уникальные моральные нормы и ценности, которые формируют поведение и отношения между людьми. Поэтому мораль проявляется на индивидуальном уровне, так как людям предоставляется возможность адаптировать свои нравственные ценности к своей собственной культурной и личностной реалии.
Номер: DD0002 4 (C86C8C)
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.