Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2–4, 7–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

1) Понятия: власть, демократия;
2) Власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.

 2  Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) открытие зоологического музея
2) регистрация новой ассоциации собаководов
3) ограничение охоты в пригородных лесах
4) разрушительное стихийное бедствие

Ответ: _

Ответ:

3

 3  Виталий хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Виталий развивается как

1) индивид
2) личность
3) ученик
4) сын

Ответ: _

Ответ:

2

 4  Верны ли следующие суждения о традиционных российских духовно-нравственных ценностях?

А. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Б. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 5  Рассмотрите фотографию.

Какой тип семьи (в зависимости от её структуры/состава) может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два суждения о роли (значении) семьи в жизни человека. Кратко объясните каждое суждение.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ: 

Ответ:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: нуклеарная семья / полная семья;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два суждения с объяснениями, допустим:
– Семья обеспечивает продолжение человеческого рода (ребёнок рождается в семье);
– Семья содержит нетрудоспособных членов семьи (родители обязаны обеспечивать своих несовершеннолетних детей).
(Могут быть сформулированы другие суждения, приведены другие объяснения.)

 6  Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код.
В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;
2) ответ на второй вопрос: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.

 7  Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) труд
2) прибыль
3) налоги
4) заработная плата

Ответ: _ 

Ответ:

1

 8  Полина работает продавцом в магазине одежды. Её заработная плата зависит от того, сколько и каких вещей она продаст. Такой тип заработной платы называют

1) окладом
2) бонусом
3) премией
4) с дельным

Ответ: _

Ответ:

4

 9  Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

2

 10  Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель

Ответ: _ 

Ответ:

1

 11  Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

2

 12  В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). (Можно было дать несколько ответов.)
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

а) о сходстве: граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя);
б) о различии: граждане в возрасте 46–60 лет в большей мере, чем граждане 31–45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; как правило, к этому возрасту многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста).

 13  В государстве Z высшей ценностью являются права и свободы граждан, реализована взаимная ответственность государства и граждан.
В политической жизни страны активно участвуют несколько партий, действуют независимые средства массовой информации. Какой политический режим установился в стране Z?

1) авторитарный
2) диктаторский
3) демократический
4) тоталитарный

Ответ: _

Ответ:

3

 14  Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.
Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 15  Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право на жизнь
Б) право на участие в управлении делами государства
В) свобода предпринимательской деятельности
Г) свобода совести и вероисповедания
Д) право избирать и быть избранным

ГРУППЫ ПРАВ

1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В Г Д
Ответ:  

Ответ:

12312

 16  Согласно Конституции Президент Российской Федерации

1) объявляет амнистию
2) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации
3) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
4) разрабатывает и принимает законы

Ответ: _

Ответ:

2

 17  Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть
2) наследовать
3) пользоваться
4) распоряжаться

Ответ: _

Ответ:

4

 18  Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних в Российской Федерации?

А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40-часовая рабочая неделя.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

4

 19  Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь

Ответ: Черты сходства Черты различия

Ответ:

1324 <или> 3142
<или> 1342
<или> 3124

 20  Заполните пропуск в таблице.

      Признак                  Характеристика
предпринимательства

Получение прибыли     Стремление получить положительную
                                   разницу между суммарными доходами
                                   и затратами

          ...                      Возможная опасность неблагоприятных
                                   результатов деятельности

Ответ: __________________________.

Ответ:

Риск

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача – быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
    Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
    Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
    И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
    Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
    Учитесь любить учиться!
                (Д.С. Лихачёв)

 21  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 Ответ:

Ответ:

1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.

 22  Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

 Ответ:

Ответ:

1) ответ на первый вопрос: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) ответ на второй вопрос (2 или более качеств):
– общая интеллигентность человека;
– способность создавать новое;
– нравственная ответственность;
3) ответ на третий вопрос (2 причины):
– знания всё растут и усложняются;
– именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

 23  Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

 Ответ:

Ответ:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств:
– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умение взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке.

 24  Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 Ответ:

Ответ:

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, другие виды деятельности.

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по обществознанию в 9 классе

За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.

Номер    Правильный
задания  ответ
2             3
3             2
4             3
7             1
8             4
9             2
10           1
11            2
13            3
14            3
15            12312
16            2
17            4
18            4
19            1324 <или> 3142 <или> 1342 <или> 3124
20            Риск

Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом

 1 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: власть, демократия;
2) смысл понятия, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них - 2 балла

Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ
Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ
Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл - 1 балл

Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия.
ИЛИ
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ
Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

5 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: нуклеарная семья / полная семья;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два суждения с объяснениями, допустим:
– Семья обеспечивает продолжение человеческого рода (ребёнок рождается в семье);
– Семья содержит нетрудоспособных членов семьи (родители обязаны обеспечивать своих несовершеннолетних детей).
(Могут быть сформулированы другие суждения, приведены другие объяснения.)

Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила (всего пять элементов) - 3 балла

Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других
элемента - 2 балла

Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент - 1  балл

Дан только правильный ответ на вопрос.
ИЛИ
Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3

 6  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;
2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Даны правильные ответы на два вопроса - 2 балла

Дан правильный ответ только на один любой вопрос -  1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 12 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя);
б) о различии, например: граждане в возрасте 46–60 лет в большей мере, чем граждане 31–45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; как правило, к этому возрасту многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение - 4 балла

Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение - 3 балла

Сформулированы только два вывода - 2 балла

Сформулирован только один вывод - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл 4

21 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным - 2 балла

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
ИЛИ
Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста - 1 балл

Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ
Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующих фрагментов.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл 2

 22 Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.)
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) ответ на второй вопрос, например:
– общая интеллигентность человека;
– способность создавать новое;
– нравственная ответственность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух или более качеств из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например:
– знания всё растут и усложняются;
– именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла

Правильно даны ответы только на любые два вопроса - 1 балл

Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 23  Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) два примера с указанием качеств, допустим:
– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умение взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке.
(При оценивании засчитываются только уместные примеры с указанием соответствующих качеств, т.е. примеры без указания качеств не засчитываются при оценивании.)
Могут быть приведены другие примеры, указаны другие качества

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указаны качества (всего пять позиций) - 3 балла

Правильно приведены любые четыре позиции - 2 балла

Правильно приведены любые две-три позиции - 1 балл

Правильно приведена одна любая позиция.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3

24 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, другие виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Приведены два аргумента (объяснения) - 2 балла

Приведён только один аргумент (объяснение) - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2