Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый, аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.

 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

     Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет, одни товарищи из класса врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
     Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
    Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно. Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
    (По Даниилу Александровичу Гра́нину)
     199 слов

Ответ:

Микротемы
1 каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно.
2 Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
3 Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

Сжатое изложение
     Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно знать, что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. И не всегда их можно объяснить степенью дружбы. Все более сложно.
     Есть учителя талантливые, а есть любимые. Можно заслужить любовь, но талантливым стать нельзя.
     Наша любовь к учителям рождалась по-разному.  Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
76 слов

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы – его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.

  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1)
2) служение стало (предложение 2)
3) автор достоин (предложение 3)
4) мы должны (предложение 4)
5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)

Ответ: ___________________________.

Ответ:

13

  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит цитирование.
2) В первой части сложного предложения 2 содержится сказуемое составное именное.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 простое, распространённое.
5) Предложение 5 осложнено однородными и обособленными членами предложения.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

15

 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1.

1 Источником языкового материала для задания 4 могут быть не только предложения из микротекста к заданиям 2, 3.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.
2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега.
4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.
5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В

Ответ:

514

  Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки2.
Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3)Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) – эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.

2 В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

1278

  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется буква А.
3) ПОЛ-ОСТРОВА – слово пишется через дефис, потому что после ПОЛ- стоит гласная буква.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
5) ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего согласного пишется буква Ь.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

35

  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е3.

Над рекой стел..(1)тся туман. В неб..(2) медленно та..(3)т серебр..(4)ный серп молодого мес..(5)ца. Вдал..(6)ке при лунном осв..(7)щении можно разл..(8)чить крышу крайн..(9)й избушки.

3 На месте буквы Е в задании 7 может быть любая другая гласная буква русского языка.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

123679

  Раскройте скобки и запишите слово «он» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

ему

  Замените словосочетание «пробежка утром», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ___________________________.

Ответ:

утренняяпробежка <или> пробежкаутренняя

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

       (1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
       (2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
       (6)Один, только один раз земля не уберегла меня…
        (7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
       (13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
        (17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
        (26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
       – Сынок… (27)Сынок, родненький…
       (28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
       – Мама. (33)Мамочка…
         (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
       (37)Мама. (38)Мамочка.
        (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
       (44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет
трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады.
(46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная
сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

10   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мать приучила рассказчика ценить родную землю.
2) После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.
3) Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.
4) Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
5) Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

134

11   Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.
1) Один, только один раз земля не уберегла меня...
2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
3) Я сгорал от жажды.
4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

Ответ: ___________________________.

Ответ:

15

12   предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.

Ответ:

трактам <или> тракт

Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни человека важна мама?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ
ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по русскому языку

Часть 1

№ абзаца / Микротема
1    У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно.
2    Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
3    Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «из-за» – одно слово, «несмотря на» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1 Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице - 2 балла
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему - 1 балл
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы - 0 баллов

ИК2 Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста - 2 балла
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста - 1 балл
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста,
или
экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста - 0 баллов

ИК3 Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

 

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 6

Часть 2

Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.

Часть 3

Критерии оценивания выполнения задания 13

Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Внимание!
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С1К1 Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Ошибок в понимании лингвистического материала нет - 1 балл
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но допущена одна ошибка или более в понимании лингвистического материала,
или
ошибок в понимании лингвистического материала нет, но экзаменуемый дал рассуждение на бытовом уровне,
или
экзаменуемый дал рассуждение на бытовом уровне, допущена одна ошибка или более в понимании лингвистического материала,
или
обоснованный ответ на вопрос в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов

С1К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, верно указав их роль в тексте - 3
Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, но не указал их роль в тексте,
или
экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, указав роль в тексте одного из них,
или
экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, указав его роль в тексте - 2 балла
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, не указав его роль в тексте - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера
или
экзаменуемый привёл примеры не из прочитанного текста - 0 баллов

С1К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С1К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
в работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 - 7.

Критерии оценивания выполнения задания 13.2

Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет - 1 балл
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,
или
экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует - 0 баллов

С2К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, 
или
экзаменуемый привёл в качестве примера данную в задании цитату или её часть - 0 баллов

С2К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С2К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
В работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 - 7.

Критерии оценивания выполнения задания 13.3

Внимание!
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

С3К1 Определение понятия и его комментарий

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения - 1 балл
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения) - 0 баллов

С3К2 Наличие примеров

Экзаменуемый привёл два примера: один пример из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста - 3 балла
Экзаменуемый привёл один пример- из прочитанного текста - 2 балла
Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного опыта - 1 балл
Экзаменуемый не привёл ни одного примера - 0 баллов

С3К3 Логичность речи

Логические ошибки отсутствуют - 2 балла
Допущена одна логическая ошибка - 1 балл
Допущено две логические ошибки или более - 0 баллов

С3К4 Композиционная стройность

Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют - 1 балл
В работе нарушена трёхчастная композиция.
ИЛИ
В построении текста допущена одна ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 - 7.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Внимание!
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 слов или более.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 количество допустимых ошибок уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – орфографических ошибок нет;
ГК2 – пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – грамматических ошибок нет;
ГК4 – речевых ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – допущено не более двух ошибок;
ГК2 – допущено не более двух ошибок;
ГК3 – допущено не более двух ошибок;
ГК4 – допущено не более двух ошибок.
Высший балл по критериям ГК1–ГК4 за работу объёмом от 100 до 139 слов не ставится.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 слов или более, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 2 баллов (см. выше);
– если в работе 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1– ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

ГК1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок или более - 0 баллов

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов

ГК3 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок или более - 0 баллов

ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет - 3 балла
Допущены одна-две ошибки - 2 балла
Допущены три-четыре ошибки - 1 балл
Допущено пять ошибок и более - 0 баллов

ФК1 Фактическая точность речи

Фактические ошибки отсутствуют - 1 балл
Допущена одна фактическая ошибка или более - 0 баллов

Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 - 13.

Баллы за весь ОГЭ по русскому языку

Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 37.