В итоговом сочинении тезис — это ваша точка зрения, ответ на вопрос. Аргумент — это доказательство вашей позиции. В качестве доказательств должны выступать только ситуации из произведений отечественной и зарубежной литературы. Пословицы и поговорки, манга, комиксы, графические романы, фильмы и сериалы, собственный опыт НЕ считаются аргументами. Со скрипом принимают 1 пример из жизни (только в уместной ситуации), но второй аргумент должен быть обязательно из литературы.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
Н. В. Гоголь «Шинель»
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать.
Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания.
К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.
Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
В. П. Аксёнов, рассказ «Завтраки 43-го года»
Рассказчик вспоминает своё военное детство. В их школе был хулиган, который отбирал у всех хорошие и ценные вещи, но главное — вместе с другими мальчишками Лёкой и Казаком он поджидал ребят после школы и заставлял отдавать завтраки —липкие булочки, которые школьники старались отнести домой, своим семьям.
Рассказчик чувствовал себя слабым и беспомощным, особенно потому, что тётя, с которой он жил, упрекала его: все дети приносят завтрак домой, а он — нет.
В конце концов рассказчик решается дать отпор хулиганам. Естественно, его бьют, но он чувствует в себе решимость продолжать отстаивать свой завтрак.
Таким образом, смелость, которую проявляет герой, заставляет его чувствовать себя лучше и сильнее, а это важно для его будущего. Хулиганы же так и останутся плохими и трусливыми (нападают группой на одного) людьми.
А. Чехов, рассказ «Слёзы крокодила»
Главный герой с «говорящей» фамилией Иудин (от имени Иуды, предавшего Иисуса Христа за 30 сребреников) рассуждает о возвышенных ценностях, о том, как было бы хорошо, если бы все богачи стали заботиться о бедняках. Затем Иудин видит в окне нищую старуху, очень ей сочувствует.
Однако сам Иудин — ростовщик, и его размышления прерывает сотрудник, который спрашивает, сколько денег дать как раз бедной старушке, которая принесла в качестве заклада шубу. Конечно, герой предлагает минимальную сумму и проценты вперёд.
Завершается рассказ продолжением «страданий» Иудина о несовершенстве мира и его скупой слезой — как раз «крокодиловой» (выражение «крокодиловы слёзы» обозначает фальшивые, неискренние переживания).
А. Платонова «Юшка»
Автор показывает читателю, что внутренний мир героя далеко не всегда соответствует его внешнему образу. Иногда бывает так, что они противопоставлены. Главный герой рассказа — 40-летний крестьянин Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка. Он плохо видит и болеет туберкулезом. Дети дразнят его и обижают, но Юшка считает, что они любят его (просто не умеют это правильно показывать). Взрослые тоже оскорбляют и бьют героя, но Юшка все терпит, потому что любит людей. Несмотря на свой непривлекательный внешний вид, Юшка обладает богатым внутренним миром и добрым сердцем. Он экономит на себе, но все заработанные деньги отдает девочке-сироте и помогает ей получить образование. В этой самоотверженности и проявляется богатый внутренний мир главного героя.
Что мешает человеку реализовать свою мечту?
Здесь очень важно обратить внимание на ключевое слово МЕЧТА (это мысленный образ того, что человек страстно желает получить).
Можно взять рассказ "Парикмахер Леонард" Л. Соболева (Леонарду реализовать мечту стать скрипачом помешала война, точнее, увечье, которое он получил в результате бомбёжки) и повесть Б. Екимова "Предполагаем жить" (Алексей отказался от мечты о карьере биолога потому, что выбрал материальный достаток и заботу о близких).
И тогда тезис будет такой: "Реализовать мечту человеку могут помешать разные обстоятельства (например, война) или изменение ценностей и принципов, которое заставляет отказаться от мечты (например, смена приоритетов)".
Что мы понимаем под самосовершенствованием?
Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например, для героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского изначально самосовершенствование заключалось в достижении превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил старуху-процентщицу. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных духовных нужд.
Что помогает человеку верить в лучшее?
Тезис будет зависеть от аргументов. Можно взять рассказы «Парикмахер Леонард» Соболева и «Зелёная веточка» Кассиля. Тогда тезис будет таким: «Верить в лучшее человеку помогает сила духа и способность найти опору в других людях или, например, в красоте природы».
В «Парикмахере Леонарде» людям, которых в результате бомбёжки завалило в бомбоубежище, помогли слова Леонарда о том, что уже скоро будет помощь. А ему самому держаться и верить в лучшее помогал его несгибаемый характер.
В «Зелёной веточке» Тарасников смог обрести веру и надежду благодаря тому, что обратил внимание на природное чудо: зелёный росточек вяза пророс прямо из потолка землянки и сумел выжить и даже вырасти в совершенно ужасающих условиях.
Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
Тезис будет зависеть от аргументов. Можно взять рассказы «Парикмахер Леонард» Соболева и «Зелёная веточка» Кассиля. Тогда тезис будет таким: «Не отчаяться в сложной ситуации человеку помогает сила духа и способность найти опору в других людях или, например, в красоте природы».
В «Парикмахере Леонарде» людям, которых в результате бомбёжки завалило в бомбоубежище, помогли слова Леонарда о том, что уже скоро будет помощь. А ему самому держаться и верить в лучшее помогал его несгибаемый характер.
В «Зелёной веточке» Тарасников смог обрести веру и надежду благодаря тому, что обратил внимание на природное чудо: зелёный росточек вяза пророс прямо из потолка землянки и сумел выжить и даже вырасти в совершенно ужасающих условиях.
Можно ли обмануть совесть?
Тезис: "Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, главный критерий, благодаря которому человек может чувствовать себя честным и хорошим. Обычно совесть обмануть очень сложно, практически невозможно".
Очерк Пескова "Дезертир" (Николай Тонких получил даже получил поддержку матери в виде слов "Живём один раз", но всё равно не может справиться с муками совести).
Роман Достоевского "Преступление и наказание" (Раскольников совершает убийство не из корыстных побуждений, а ради проверки своей идеи, но всё равно не может обмануть совесть и страдает после совершения преступления).
Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
Тезис: "Высказывание Чацкого означает, что человеку важно работать, следуя своим принципам и идеалам, а не пытаясь получить как можно больше выгод".
Учитель Тяпушкин из рассказа Успенского "Выпрямила" отказывается от "лакейской" работы ради следования своему призванию.
Андрей Петрович, герой рассказа Гелприна "Свеча горела", также выбирает своё призвание (преподавать литературу), а не возможность заработать денег, занимаясь нелюбимым и неважным с его точки зрения делом.
Почему человеку необходимы нравственные нормы?
Тезис: "Нормы морали и нравственности помогают человеку совершать правильные поступки, не обижать окружающих, а выстраивать с ними гармоничные отношения".
В рассказе Кирьяновой "Историю из жизни" показана женщина, которая не только не поблагодарила коллегу за домашний борщ, но ещё и раскритиковала его. Понятно, что такого человека не будут ценить окружающие и в результате он может остаться совсем один.
В ещё одном рассказе Кирьяновой "У одной пожилой женщины была собачка" люди, укравшие у героини Микрошу, могли этим поступком убить бедную женщину и её питомца.
Нравственный стержень Николая Тонких, героя очерка Пескова "Дезертир", не был достаточно прочным, чтобы отвратить героя от дезертирства. В результате — одиночество, жизнь, которую сам Тонких с удовольствием променял бы на гибель в бою.
Из произведений ещё подойдут "Вельд", "Завтраки 43-го года", "Кардабон", "Слёзы крокодила", "Юшка", "Судьба человека" и др.
«Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
Тезис: "Если у человека нет правильных представлений о лучшем будущем, его жизнь будет тягостной".
"Дезертир" Пескова (у Тонких было только желание любой ценой остаться в живых, из-за этого он совершает преступление — дезертирует — и его жизнь становится хуже смерти).
"Вельд" Брэдбери (герои забыли о нравственных ценностях, о воспитании детей, думали только о комфорте — и в результате всё закончилось плачевно).
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
О. Генри «Дары волхвов»
Делла хотела сделать подарок любимому мужу, но ей не хватало денег, потому что семья жила бедно. У героев были две ценные вещи: золотые карманные часы Джима и каштановые волосы Деллы. Героиня решила срезать и продать свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужа на заработанные деньги. Когда Джим пришел домой, то потрясенно посмотрел на Деллу, у которой теперь были короткие волосы. Героиня испугалась реакции мужа, стала убеждать его, что волосы быстро отрастут. Однако герой ответил, что дело в другом: он продал часы, чтобы сделать жене подарок — купить набор черепаховых гребней, который она так сильно хотела. Таким образом, читатель понимает, что взаимное уважение и любовь, а не финансовое благополучие, — это самая большая ценность в жизни, на которой должны строиться отношения в семье.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия.
Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце.
Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.
Б. Екимов, рассказ «Кардабон»
Герои рассказа — деревенская жительница баба Дуня и приехавший к ней погостить из города внук. Баба Дуня делится последними событиями из своей жизни, и оказывается, что она часто подаёт милостыню всем, кто утверждает, что попал в сложную ситуацию. Внук задаёт наводящие вопросы — и выясняется, что каждый из тех, кто просил деньги, вещи, еду, обманывал деревенских и наживался за их счёт. Внук возмущён: «Разоблачать их надо … а не подавать». Но баба Дуня не может так поступить, потому что не считает себя вправе оценивать происходящее с другими, она переживает, что кто-то и вправду может попасть в беду — и тогда ему никто не поможет. После слов внука баба Дуня задумывается, точно ли верно она поступает, но по-другому она не может. Хотя с рациональной точки зрения внук прав, всё-таки симпатии автора и читателя на стороне милосердной и доброй героини.
И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Два богача»
Лирический герой восхищается богачом Ротшильдом, который выделяет миллионы на благотворительность, а потом рассказывает о бедных крестьянах, которые решили взять к себе племянницу-сироту Катьку:
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Таким образом, сложный, но правильный нравственный выбор характеризует людей с лучшей стороны. Именно так должен поступать каждый.
Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
Здесь нужно привести один пример того, как человек был счастлив благодаря любви близких, и пример человека, у которого вроде всё есть, но без поддержки близких он всё равно несчастлив.
Первый аргумент — новелла О. Генри "Дары волхвов" (Джим и Делла очень бедны, у Джима проблемы с работой, однако они счастливы благодаря взаимной любви и поддержке).
Другой вариант — рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека" (Андрей Соколов страдает из-за того, что потерял семью; обрести относительный покой и вернуть себе радость жизни он смог только благодаря тому, что усыновил мальчика Ваню).
Или можно использовать рассказ А. И. Куприна "Куст сирени" (любовь и поддержка жены Веры делает счастливым её мужа, Николая Алмазова, и помогает ему реализовать свою цель — сдать сложный экзамен).
Второй аргумент из романов "Евгений Онегин" Пушкина или "Герой нашего времени" Лермонтова (Онегин и Печорин были богаты, могли жить очень счастливо, но без настоящей любви и поддержки они всё-таки одиноки).
Из-за чего возникает разочарование в людях?
Тезис: "Человек разочаровывается в других, когда они совершают безнравственные поступки".
В очерке Пескова "Дезертир" показано, как жители села разочаровались в Николае Тонких, даже стали презирать его после совершенного им преступления (дезертирства).
В рассказе современной писательницы Кирьяновой "Историю из жизни" описана ситуация потребительского отношения к помощи доброго человека. Конечно, такие поступки заставляют разочароваться в человеке, совершившем их. Однако по-настоящему добрые люди всё равно продолжают помогать другим, несмотря ни на что.
В рассказе Б. Екимова "Кардабон" внук разочаровался в людях, предлагает разоблачать их, а не сочувствовать тем, кто просит помощи, потому что знает о том, что часто так ведут себя мошенники.
1.3. Познание человеком самого себя
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства.
Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.
Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец: братство кольца»
Фродо пришлось изменить свою жизнь и покинуть родную деревню, где он чувствовал себя счастливым и не знал забот. Во время «путешествия» до Мордора он испытал и предательство, и скорбь, и разочарование, но все равно дошёл до своей цели и осознал, что в жизни для него действительно важно. Следовательно, пройдя через все испытания, Фродо узнал о своей внутренней силе, стойкости и познал самого себя.
Б. Екимов, повесть «Предполагаем жить»
Старший брат главного героя Алексей с детства любил биологию, поступил в университет, однако проучился всего два года и потом оставил прежнее увлечение навсегда. Причиной этому послужила одна деталь — банка борща, которую Алексей случайно заметил у профессора на кафедре. Профессор объяснил, что разогревать борщ кипятильником дешевле, чем покупать его в столовой. И тогда Алексей понял, что, будучи учёным, не сможет достойно зарабатывать. Он вспомнил и о своём отце, который тоже занимался наукой и которого содержала его жена, предпринимательница, мать Алексея. Герой не захотел такой участи для своей семьи, перевёлся на экономический факультет и пошёл работать к маме в концерн.
Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, верно ли поступил Алексей, читателю остаётся самому решить, что важнее: полезная для всего общества научная работа или возможность обеспечивать близких (соответственно, в микровыводе можно выйти на любую точку зрения в зависимости от тезиса).
В. П. Аксёнов, рассказ «Завтраки 43-го года»
Герой лучше узнаёт себя, попав в сложную ситуацию: оказывается, он сильный, храбрый и честный (не собирает группу против хулиганов, предпочитает по всем правилам бороться один на один, пусть даже его противники эти правило нарушают) человек.
Зависит ли счастье от места рождения?
Что если русского человека переместить в другую страну, будет ли он там счастлив? В сборнике рассказов «Русь» и «Городок» Надежда Тэффи рассказывает о жизни русских эмигрантов. Всех их рано или поздно настигает ностальгия и невыносимая тоска по родной земле. Невозможность вернуться на родину делает жизнь тоскливой и одинокой, несмотря на все преимущества «заграницы». Русский человек привязан к своей земле. Несмотря на все недостатки страны, родная сторона всегда кажется ближе, чем неприветливая чужбина. Вот почему эмигранты Тэффи называют свое существование не на родине – «жизнью над бездной».
И. А. Бунин, находясь вдали от родины, тосковал по своей земле, по краям, где прошло его детство и юность. В печальном стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» он воспроизводит воспоминания о своей жизни дома, что позволяет ему ненадолго вернуться в счастливое прошлое.
С. А. Есенин, путешествуя по Европе со своей возлюбленной Айседорой Дункан, жаловался, что не мог писать вдали от родины. Возможно, поэтому их брак не продлился долго, ведь спустя год совместной жизни поэт вернулся в Москву.
В «Хождении за три моря» А. Никитин рассказывает о русском путешественнике, который объездил весь мир от Кавказа до Индии. Он повидал немало чудес, обычаев и культур, но ничто из этого не затмило перед ним красот родной земли. Где бы ни находился герой, везде он ощущал стискивающую грудь ностальгию по родине.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.
Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.
Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
Главный герой Родион Раскольников хотел проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Решившись на страшное преступление, он нарушил границы свободы другого человека. Со временем Раскольников понял, что совершил ужасный поступок: муки совести заставили его сознаться в преступлении. Приведенный пример подтверждает позицию о том, что свобода каждого человека имеет ограничения и ничто не может оправдать нарушение закона и норм нравственности.
Песков, очерк «Дезертир»
Главный герой очерка Николай Тонких струсил и не пошёл на фронт, а вместо этого спрятался в родительском доме на чердаке. Он просидел там 20 лет, и такая жизнь была хуже смерти: позже Тонких сам признаётся в этом во время интервью. Получается, что цель не оправдала средства: да, герой не погиб на войне, но преступление, которое он совершил (дезертирство), не дало ему возможности стать полноценным членом общества, завести семью и прожить счастливую жизнь. Свобода выбора сыграла с героем злую шутку.
А. Чехов, рассказ «Слёзы крокодила»
Свободу действий героя могли бы ограничить его нравственные устои, если бы они были настоящими, а не фальшивыми.
Брэдбери, рассказ «Вельд»
Абсолютная свобода без живого участия других людей может сделать из человека монстра.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
В романе автор уделил большое внимание описанию семей главных героев. Особое значение Ростовы придают семейным ценностям и традициям. В этой семье всегда большую роль играли взаимопонимание и искренняя любовь друг к другу. Например, когда Николай Ростов проиграл большую сумму денег в карты, отец не наказал его, а, наоборот, помог выйти из сложной ситуации. Таким образом, высшими семейными ценностями в семье Ростовых являются любовь друг к другу и взаимовыручка.
Ю. Нечипоренко, рассказ «Три ведра»
Рассказчик с теплом вспоминает детство, перебирает в памяти каждое действие матери, совершённое с любовью, с желанием позаботиться о членах семьи. Герой очень сожалеет, что у них не было принято открыто выражать свои чувства, поэтому он всё принимал как должное, практически не благодарил мать, не говорил, как сильно её любит. Он хотел бы поделиться с ней этим сейчас, но её уже нет в живых.
Мать рассказчика была предприимчивой и придумывала разные проекты, над которыми члены семьи насмехались, потому что не верили в возможность успеха. В одном таком «проекте» поучаствовал и рассказчик: они с матерью полетели на самолёте продавать три ведра вишни. Затея не удалась, однако для героев это событие оказалось настоящим совместным приключением, о котором рассказчик с улыбкой вспоминает спустя многие годы.
Р. Брэдбери, рассказ «Вельд»
Супруги Хедли приобрели автоматизированный дом «Всё для счастья», который удовлетворял любые желания владельцев. Особое внимание уделили оснащению детского этажа, потому что хотели дать детям лучшее. Питер и Венди постоянно развлекались в детской, которая менялась в зависимости от их мыслей и фантазий.
Нехватка живого общения с родителями, правильного и постоянного воспитания, вседозволенность привела к тому, что дети становились всё более жестокими, пока в конце концов не превратились в львов и не сожрали своих же родителей.
М. А. Шолохов, рассказ «Судьба человека»
Андрей Соколов, простой русский человек, выбирает себе добрую, кроткую и любящую жену, которая своей кротостью помогает ему измениться к лучшему. Он обожает её и их троих детей. Уходя на фронт, Соколов отталкивает жену Ирину, потому что она плачет, предчувствуя, что они больше не увидятся. Об этом поступке герой сожалеет больше всего.
Вся семья Соколова погибает во время войны, он чувствует себя одиноким. Однажды в булочной он знакомится с мальчиком Ваней, который принимает героя за своего, видимо, погибшего отца. Соколов сразу чувствует любовь к мальчику, желание заботиться о нём, и забирает его к себе. Теперь у двух прежде неприкаянных людей снова появляется семья.
2.2. Человек и общество
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
Чацкий, главный герой пьесы, не согласен с принципами, ценностями и стилем жизни «фамусовского» общества и вступает с ним в конфликт. «Фамусовское» общество видит для себя высшее благо в материальных ценностях и не готово развиваться духовно. Это не близко Чацкому: он не понимает, как чужое мнение и финансовое благополучие могут быть дороже честности и искренности. Этот пример доказывает, что нельзя следовать за толпой, если ее ценности противоречат общечеловеческим нормам.
Л. Соболев, рассказ «Парикмахер Леонард»
Парикмахер Леонард приезжал на фронт, чтобы стричь краснофлотцев и делать им перманент. Он работал с душой, а потому его для его «клиентов» встреча с парикмахером всегда была праздником. Более того, он устраивал там же, на фронте, скрипичные концерты, чтобы порадовать тех, кто сражался за родину.
У Леонарда была мечта после войны бросить парикмахерское дело и стать скрипачом.
Однако ей не суждено было сбыться: во время бомбёжки героя вместе с другими замуровало в бомбоубежище. Тяжёлый камень упал на пальцы Леонарда и повредил их. Герой при этом заботился не о себе, а об окружающих: успокаивал панику, говорил, что уже слышит, как подходит помощь, что совсем скоро подадут воду. На самом деле никакой отдушины для связи с внешним миром не было: «все это выдумал веселый парикмахер Леонард, чтобы … успокоить гибнущих людей и вселить в них надежду».
Именно так в сложной ситуации поступает настоящий лидер, герой, самоотверженный и сильный человек.
А. П. Чехов «Орден»
Главный герой рассказа — учитель Лев Пустяков (с очевидно «говорящей» фамилией: становится ясно, что герой ничего собой не представляет). Его приглашают на обед и, желая выглядеть солиднее, он выпрашивает у своего друга разрешение надеть его орден.
Однако на встрече оказывается коллега Пустякова по гимназии — учитель Трамблян. Герой понимает, что не может показаться при нём с орденом: Трамблян точно знает, что никаким орденом Пустяков награждён не был. Чтобы не попасть впросак, приходится даже отказаться от обеда.
Выясняется, впрочем, что Трамблян тоже выпросил у кого-то орден, чтобы покрасоваться в обществе. Весьма довольные, коллеги расслабляются и проводят вечер наилучшим образом.
Становится понятно, какими ничтожными и жалкими выглядят люди с бедным внутренним миром, желающие произвести впечатление на других.
Ещё важно отметить, что оба героя — учителя, которые должны давать ученикам в том числе нравственные уроки. Чему такие педагоги могут научить своих воспитанников?..
В. П. Аксёнов, рассказ «Завтраки 43-го года»
Рассказчик решился выступить в одиночку против хулиганов, против принятого порядка вещей, против общественной несправедливости, и заслуживает восхищения читателей.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы оказывать влияние на общество?
Можно написать о положительном влиянии на общество, это любовь к людям, сила характера, способность брать на себя ответственность, готовность к самопожертвованию.
Снова можно брать заглавного героя рассказа Соболева «Парикмахер Леонард» (Леонард как раз заботился о других, не побоялся взять на себя ответственность и звучным голосом рассказать о том, что уже идёт помощь, хотя он ничего не знал о реальном положении дел; при этом Леонард сумел не обращать внимания на то, что у него повреждены пальцы и он никогда уже не сможет реализовать свою мечту стать скрипачом).
В качестве основы для второго аргумента можно взять рассказ Платонова «Песчаная учительница», где героиня, Мария Нарышкина, благодаря своей настойчивости и целеустремлённости помогла целому краю бороться с губительным нашествием песков.
Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других?
Тезис будет, как всегда, зависеть от аргументов, я бы написала так: "Я согласна с тем, что повзрослеть — значит научиться нести ответственность, но мне кажется, что в первую очередь важно научиться отвечать за свою собственную жизнь, свои ценности и принципы".
Аксёнов "Завтраки 43-го года" (рассказчик повзрослел, когда решил драться с хулиганами за свой завтрак).
Екимов "Предполагаем жить" (Алексей повзрослел, когда признал, что ему важно жить в материальном достатке и обеспечивать близких).
Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
Тезис зависит от аргументов, например: "Мне кажется, уважения заслуживают в первую очередь поступки, которые человек совершает, думая не о себе, а о других".
"Линия связи" Кассиля, "Судьба человека" Шолохова, "Парикмахер Леонард" Соболева, "Историю из жизни Кирьяновой", "Кардабон" Екимова (баба Дуня помогает всем, кто просит), "Песчаная учительница" и "Юшка" Платонова и т. д.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
Главный герой Пётр Гринев патриот, а потому верен своему Отечеству. Он готов пожертвовать своей жизнью ради защиты родной страны. Гринев борется с мятежниками, чтобы защитить свою землю от врагов. Он готов отказаться от любых привилегий и подарков — верность государству всегда остается для него высшей ценностью. Таким образом, никакие события, даже те, что угрожали его жизни, не смогли заставить Петра Гринева предать свою страну.
Л. Кассиль, рассказ «Линия связи»
На фронте произошла критическая ситуация: обрыв связи из-за того, что бомба попала в телефонный кабель и повредила его. Чтобы восстановить связь, нужен подвиг: кому-то придётся в одиночку, под обстрелом, пройти по заснеженному полю и починить кабель.
Герой рассказа, штабной телефонист, простой и незаметный человек, сам вызывается идти на верную гибель, чтобы помочь сослуживцам и послужить Родине.
Добравшись до кабеля, телефонист соединяет его концы руками, но тут на него обрушивается обстрел. Перед смертью герой успевает закусить концы провода зубами, пропустив ток через своё тело. Связь восстановлена. Телефонист героически выполнил свой долг.
М. А. Шолохов, рассказ «Судьба человека», эпизод с пленным Андреем Соколовым
Попав в плен к немцам, Андрей Соколов неосторожно высказывается о работе, которую вынужден выполнять. Его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру. Перед казнью Мюллер предлагает Соколову выпить «за победу немецкого оружия». Даже под угрозой смерти герой не в силах предать Родину. Он отказывается. В результате комендант, проникшись уважением к Соколову, отпускает его, и даже даёт буханку хлеба, которую, естественно, Андрей потом разделяет с товарищами.
Решившись на побег из лагеря, Соколов берёт в плен Мюллера и отвозит его к своим, чтобы он мог дать важные для советской армии сведения.
Все действия героя направлены на то, чтобы помочь Родине, он не заботится о себе — лишь самоотверженно служит интересам Отечества.
К. Г. Паустовский, рассказ «Акварельные краски»
Красота русской природы помогает прежде «сухарной душе» Бергу обрести чувство родины и стать действительно выдающимся живописцем.
Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим.
ТЕЗИС: «Безусловно, необходимо сохранять память о войнах, в которых участвовали наши предки, об их подвигах, чтобы не только чтить героев, но и стараться не допустить кровопролития и разрушения судеб в будущем — в этом и состоит наша ответственность перед прошлым и будущим. Неслучайно так много литературных произведений посвящено теме войны».
На самом деле можно брать абсолютно любые тексты про войну, но лучше остановиться на тех, где рассказано о реальных героях войны («Линия связи» Кассиля про сержанта Новикова или «Повесть о настоящем человеке» Полевого про реального героя Маресьева, в книге он Мересьев) — это к ответственности перед прошлым.
Можно взять рассказ Шолохова «Судьба человека» (там как раз показано, как война влияет на судьбу отдельных простых людей; после прочтения становится очевидно, что война лишает людей жизни, рушит судьбы выживших; это к ответственности перед будущим).
Если берёте любые другие произведения о войне ("Парикмахер Леонард" Соболева, "Зелёная веточка" Кассиля, "Завтраки 43-го года" Аксёнова), делайте акцент на том, как сложно было на войне, какие лишения претерпевали люди, как героически вели себя в самых сложных ситуациях.
Какое влияние оказывает на человека историческое время?
Тезис: "Время, в которое живёт человек, политическая ситуация, актуальные ценности значительно влияют на жизнь человека: могут в корне изменить его судьбу, заставить сменить приоритеты и т. д."
Самым ярким примером влияния исторического времени на человека, конечно, является губительное воздействие войн на человека. Так, в рассказах Кассиля "Зелёная веточка" и "Линия связи", Соболева "Парикмахер Леонард", Шолохова "Судьба человека", в очерке Пескова "Дезертир" и во многих других произведениях показано, как война разрушает жизни людей.
Обратимся также к повести Б. Екимова "Предполагаем жить", герой которой Алексей вынужден отказаться от мечты стать учёным, потому что в то время профессия учёного не была престижной, люди, посвятившие жизнь науке, не могли нормально содержать себя и свои семьи.
Как на войне раскрывается характер человека?
Тезис: "В тяжелейших условиях военного времени раскрывается истинная сущность человека: сильные духом и честные люди совершают смелые поступки, а слабые сдаются, дезертируют, предают товарищей".
В рассказах Кассиля "Линия связи", Соболева "Парикмахер Леонард", Шолохова "Судьба человека" показано, как хорошие и сильные люди совершают подвиги, чтобы помочь родине или окружающим людям.
В рассказе Шолохова "Судьба человека" (предатель, которого убил Соколов в церкви) и в очерке Пескова "Дезертир" показано, как слабовольные люди проявляют на войне свою истинную натуру.
Что такое гражданский долг?
Тезис: "Гражданский долг — это обязанность человека выполнять моральные и юридические требования общества, к которому он принадлежит".
Аргументы: любые герои, которые пошли на войну (Андрей Соколов из "Судьбы человека", герой "Линии связи" Кассиля и др.), помогали фронту (парикмахер Леонард, Тарасников из "Зелёной веточки") и т. д.
В рассказе Платонова "Песчаная учительница" показано, как Мария Нарышкина сочла своим гражданским долгом защитить людей и земли от песчаных бурь.
С чего начинается Родина для Вас?
Тезис: "Для меня, как и для многих, наверное, Родина — это в первую очередь места, где я вырос, красоты родной природы, прелесть русского языка"
В рассказе Паустовского "Акварельные краски" Берг обрёл чувство Родины как раз тогда, когда оценил красоту русских пейзажей.
В рассказе Кирьяновой "У одной женщины с мамой были проблемы" путешествие матери Оли на малую родину помогло ей преодолеть депрессию.
В стихотворении в прозе Тургенева "Русский язык" наглядно показана связь языка со всей жизнью русского народа.
Идеал гражданственности в моём понимании.
Тезис: "Гражданственность — это степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию общества. Идеалом гражданина для меня является человек, делающий всё возможное, чтобы помочь своей стране".
Аргументы: любые герои, которые пошли на войну (Андрей Соколов из "Судьбы человека", герой "Линии связи" Кассиля и др.), помогали фронту (парикмахер Леонард, Тарасников из "Зелёной веточки") и т. д.
В рассказе Платонова "Песчаная учительница" показано, как Мария Нарышкина сочла своим гражданским долгом защитить людей и земли от песчаных бурь.
Как смелость может проявиться во время войны?
Тезис зависит от аргументов, мне нравится такой вариант: "Смелость на войне проявляется не только в совершении героических поступков на поле боя, но и в работе на благо родины с риском для жизни. Даже дети во время войны сталкиваются с новыми вызовами и вынуждены проявлять смелость".
Парикмахер Леонард (одноимённый рассказ Соболева), рискуя жизнью, приезжает на фронт, чтобы стричь и брить красноармейцев, а после играет на скрипке, чтобы порадовать и воодушевить их.
Герой повести Аксёнова "Завтраки 43-го года" проявляет смелость, когда начинает отстаивать свой завтрак.
Более очевидные примеры героизма на войне: "Линия связи", "Судьба человека" и т. д.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Человек и природа тесно связаны между собой. Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена.
Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.
Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Главный герой очень бережно относится к природе. Одна из самых дорогих вещей в жизни Маленького принца — это его планета. В ежедневном графике главного героя есть обязательный пункт — уборка. Маленький принц чистит вулканы каждый день, потому что знает, что если он лишится своей планеты, то потеряет частичку себя и опустеет сам. Таким образом, в повести Антуан де Сент-Экзюпери показывает взаимозависимость человека и природы.
К. Г. Паустовский, рассказ «Акварельные краски»
Главный герой Берг — художник, которому никогда не удавались пейзажи. Более того, у него не было никакой привязанности к родине.
Однажды друг Ярцев пригласил его погостить к себе в муромские леса. Там Берг, прежде бывший «сухарной душой», оценил прелесть русской природы. Ему настолько полюбились муромские виды, что он остался в деревне и после отъезда Ярцева. Даже улетающие на юг журавли показались герою предателями, ведь нельзя просто так покинуть эту невероятную красоту.
Так, почувствовав связь с родной природой, Берг обрёл и чувство родины, а ещё написал свой первый пейзаж, который даже отправил на выставку.
Кассиль, рассказ «Зелёная веточка»
Техник-интендант Тарасникову кажется рассказчику сухим, чёрствым, взыскательным человеком. Он придирается к сослуживцам, даже отказывается топить печь в землянке, в которой они живут с рассказчиком. Оказывается, что дым от печки может помешать расти маленькой веточке вяза, которая каким-то чудом проклюнулась в кругляше вяза на потолке землянки. Тарасников нежно заботится о веточке, подвязывает её, делает зарубочки, отмечающие её рост (как обычно отмечают рост ребёнка).
Красота, жизненная сила веточки, желание защитить её помогают Тарасникову не думать о возможности собственной смерти — волноваться только за судьбу росточка. Чудо жизни (веточка выросла в невероятных условиях) дарит веру в лучшее и даёт силы бороться со сложнейшими обстоятельствами.
Что в природе может, с Вашей точки зрения, вызвать восхищение человека?
ТЕЗИС: "Красота пейзажей, прекрасные детали и цвета, жизненная сила природы — всё это не может не вызывать восхищения".
Рассказ Кассиля "Зелёная веточка" (жизненная сила росточка вяза вызвала восхищение и любовь Тарасникова, помогла отвлечься от тягот войны и даже поверить в лучшее).
Рассказ Паустовского "Акварельные краски" (Берг сумел разглядеть прелесть родной природы, в муромских лесах он даже понял смысл слова "сияние", а ещё начал считать предателями тех, кто покидает этот прекрасный край).
Как Вы понимаете высказывание В.П. Астафьева: «Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека»?
Тезис: "Общение с природой приносит внимательному человеку большое удовольствие, при этом возможность полюбоваться пейзажами доступна каждому. Вот почему можно утверждать, что "общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека"".
В рассказе Кассиля "Зелёная веточка", показано, как даже на войне человек может отвлечься от сложностей, забыть об опасности для жизни благодаря красоте и жизненной силе природы.
Идея рассказа современной писательницы Кирьяновой "Женщина моих лет рвала ягоды шелковицы" как раз заключается в том, что возможность пользоваться природными богатствами есть у каждого.
Заглавный герой рассказа Платонова "Юшка" любуется природой во время своих летних путешествий, это помогает ему забыть о своей болезни и о других сложностях жизни.
3.2. Наука и человек
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.
Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.
Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.
М. Гелприн, современный рассказ «Свеча горела»
Действие рассказа происходит в далёком будущем. Профессия героя Андрея Петровича — изучение и преподавание литературы — более не востребована. Он живёт впроголодь, вынужден продать свой старенький аэромобиль и даже часть домашней библиотеки. Однако есть книги, любимые и заветные, с которыми герой не готов расстаться ни за что. Приверженность призванию, стремление любой ценой сохранить любимые книги — всё это характеризует героя как страстного учёного и преподавателя.
Есть в рассказе и тема влияния прогресса на жизнь людей. Казалось бы, новые изобретения должны облегчить жизнь человека, сделать её лучше, но в действительности ориентация только на важные в быту открытия заставляет забыть о ценности академической науки и искусства, что ведёт к оскудению духовности и нравственности.
М. Шукшин, рассказ «Срезал»
Главный герой рассказа Глеб Капустин («говорящая» фамилия, указывающая на примитивный и пустой внутренний мир) любит «срезать» людей, которые кажутся ему умными: задаёт неудобные и не очень умные вопросы, чтобы посадить в лужу «выскочек». В деревню приезжает погостить к матери филолог Константин Иванович с женой. Это в высшей степени интеллигентный, вежливый, умный и добрый человек. Он приглашает соседей на ужин — и именно там сталкивается с Глебом Капустиным, который путает филологию с философией, но всеми силами пытается «срезать» учёного. Глебу и его товарищам кажется, что замысел удаётся, однако читатель понимает, что своими недалёкими рассуждениями герой «срезает» только самого себя.
Брэдбери, рассказ «Вельд»
Иногда научные достижения могут быть действительно опасны для людей. Семья живёт в автоматизированном доме, где за людей всё делают машины. Детская комната способна воссоздавать атмосферу любого места, и герои рассказа Венди и Питер проводят в ней всё свободное время. Со временем родители начинают замечать, что из детской доносятся львиные крики и рычание, а Питер и Венди стали жестокими. Становится ясно, что без должного воспитания научные достижения, какими бы выдающимися они ни были, могут испортить человека и сделать из него дикаря. В произведении показано, как губителен может быть прогресс для человека, если пользоваться новыми изобретениями пусть и из добрых побуждений, но бездумно, не заботясь о сохранении моральных ценностей и нравственных идеалов.
Екимов, повесть «Предполагаем жить»
Настоящий учёный — это человек, настолько преданный делу своей жизни, что его не беспокоят никакиебытовые неудобства и нехватка средств.
Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
Тезис: "Мне кажется, что развитие технологий иногда сопровождается духовной деградацией людей, пользующихся этими технологиями, а потому новые изобретения далеко не всегда ведут к подлинному прогрессу".
В рассказе Гелприна "Свеча горела" показано общество, в котором из-за развития технологий люди перестали ценить литературу и практически потеряли духовные ценности.
В рассказе Брэдбери "Вельд" использование умного дома привело к тому, что супруги Хедли стали раздражительными и несчастными, а их дети крайне избалованными. В результате дети с помощью львов, созданных домом, и вовсе убивают родителей.
3.3. Искусство и человек
О. Генри «Последний лист»
О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.
Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.
Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.
Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить.
Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.
Г. Успенский, «Выпрямила»
Герой страдает, чувствует тоску и пустоту в душе. Однако всё меняется, когда он видит в Лувре статую Венеры Милосской. Она настолько поражает его воображение, что он чувствует себя другим человеком, как будто скульптура «выпрямила» его. Герой не может найти слов, чтобы объяснить, почему именно это произведение оказало на него такое влияние, хотя в Лувре есть и множество других прекрасных вещей. Но с тех пор каждый раз, испытывая грусть, герой идёт смотреть на Венеру.
Л. Соболев, рассказ «Парикмахер Леонард»
Даже обычное дело — парикмахерское ремесло — становится искусством, если руководствоваться искренней любовью к людям, желанием принести им радость («Хорошая причёска — тоже небольшая соната»).
Игра Леонарда на скрипке дарит краснофлотцам хорошее настроение и возможность отвлечься от тягот военных будней.
К. Г. Паустовский, рассказ «Акварельные краски»
Настоящее искусство требует вдохновения, особой связи с предметом изображения. Именно поэтому Берг смог начать писать пейзажи только после того, как полюбил родную природу, обрёл чувство родины.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Однажды великий композитор Эдвард Григ встретил маленькую девочку, дочь местного лесника. Общение с ребенком вдохновило композитора на написание музыки. Григ знал, что в силу возраста девочка не сможет по достоинству оценить красоту классической музыки, и пообещал подарить ей мелодию на восемнадцатилетие. Десять лет спустя девушка неожиданно услышала посвященное ей музыкальное произведение, которое подарило ей бурю эмоций: не сдержав чувств, она заплакала. Становится очевидно, что Эдвард Григ открыл ей то, ради чего должен жить человек.
! Допустимо использовать в качестве аргументации опору на собственные впечатления автора сочинения о любой прочитанной книге.
Согласны ли Вы с мнением Т. Драйзера, что «жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни»?
Тезис: «Поскольку произведения искусства отражают реальность (даже если в них описывается вымышленный мир), причём показывают её во всех красках и деталях, а ещё авторы произведений делятся собственным опытом, получается, что, действительно, жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, в ещё большей мере, чем из самой жизни"».
Благодаря произведениям о Великой Отечественной войне мы можем многое узнать о том, как жили и что чувствовали люди в то время ("Судьба человека", "Линия связи", "Дезертир", "Зелёная веточка", "Парикмахер Леонард"...).
В рассказе Успенского "Выпрямила" показано, как созерцание Венеры Милосской раскрыло главному герою глаза на правду жизни, на его истинные ценности.
Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Тезис зависит от аргументов, например: "В первую очередь, как мне кажется, среди произведений, хранящих память о великом подвиге, стоит вспомнить произведения о Великой Отечественной войне".
"Линия связи" Кассиля (описан подвиг реального человека, сержанта Новикова)
"Повесть о настоящем человеке" Полевого (подвиг Маресьева, в книге он Мересьев").
Можно взять и любые чисто художественные произведения о войне, только надо написать, что они хранят память о подвиге советских воинов в принципе ("Судьба человека" и др.)
3.4. Язык и языковая личность
«Пигмалион» Бернард Шоу
В пьесе «Пигмалион» Бернард Шоу показал, как язык, на котором человек разговаривает, влияет на образ личности, которой он является.
Из-за неожиданного дождя рядом оказалась разношерстная публика. Профессор и специалист по фонетике обратил внимание на колоритную речь одной девушки — Элизы Дулитл, которая торговала цветами на улице. Ее манеры были очень далеки от высшего общества. Девушка испугалась его внимания, однако на следующий день пришла к нему домой и попросила научить ее «выражаться по-образованному», чтобы начать работать продавщицей в цветочном магазине. Знакомый профессора предлагает заключить пари: за полгода фонетист должен изменить девушку и выдать ее «за герцогиню на приеме в посольстве». Профессор соглашается.
Долгие месяцы работы трансформируют девушку. Теперь она умеет держаться в свете, выражаться как предписано. Однако в конце произведения она укоряет профессора в его холодности и в том, что, изменив ее, он так и не перестал видеть в ней лишь цветочницу.
В конце раскрывается конфликт, связанный с языковой личностью девушки: когда она не была образованна, торговала цветами на улице и разговаривала, используя жаргон, самой большой ее мечтой было продавать цветы в магазине. Теперь же, когда пари выиграно, ее можно представить частью высшего общества, но точно не продавщицей в цветочном магазине.
Таким образом, когда человек целенаправленно повышает свою языковую культуру, улучшает язык, он вырастает как личность и обычно больше не может спуститься вниз по социальной лестнице. Судьба Элизы сложилась счастливо, но эксперимент полностью изменил ее жизнь с помощью повышения языковой культуры.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Язык неразрывно связан с национальной культурой и является его неотъемлемой частью. Автор обращает внимание читателей на то, как сильно изменились диалекты донского края в ходе гражданской войны. В начале романа герои говорили так же, как и их предки, но из-за революции и вызванных ею изменений их речь изменилась. Таким образом, данный пример показывает, что, отказываясь от родного языка, люди теряют часть себя и свои национальные корни, утрачивают то, что раньше их объединяло.
И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
В. Шефнер, стихотворение «Слова»
Много слов на земле. Есть дневные слова — // В них весеннего неба сквозит синева. // Есть ночные слова, о которых мы днем // Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. // Есть слова — словно раны, слова — словно суд, - // С ними в плен не сдаются и в плен не берут. // Словом можно убить, словом можно спасти, // Словом можно полки за собой повести. // Словом можно продать, и предать, и купить, // Слово можно в разящий свинец перелить. // Но слова всем словам в языке нашем есть: // Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. // Повторять их не смею на каждом шагу, - // Как знамена в чехле, их в душе берегу. // Кто их часто твердит — я не верю тому, // Позабудет о них он в огне и дыму. <…> Пусть разменной монетой не служат они, — // Золотым эталоном их в сердце храни! // И не делай их слугами в мелком быту — // Береги изначальную их чистоту. // Когда радость — как буря, иль горе — как ночь, // Только эти слова тебе могут помочь!
Б. Екимов, рассказ «Кардабон»
Отражает ли грамотность речи богатство внутреннего мира человека? Далеко не всегда. Например, в рассказе «Кардабон» речь бабы Дуни — светлого, доброго, глубокого персонажа — пестрит разговорными, просторечными и диалектными словами. Её городской внук же говорит грамотно, у него чистая литературная речь, однако, похоже, в процессе образования он получил только знания, но не нравственные ценности и идеалы.
! Допустимо использовать в качестве аргументации опору на собственные наблюдения автора сочинения по поводу языка любого из литературных произведений.
Как Вы понимаете слова поэта В. Рождественского: «Я жажду утолять привык родною речью»?
ТЕЗИС: "Родной язык — это важнейшая составляющая культуры народа. Человеку важно уметь замечать и ценить богатства родного языка — настолько, что любовь к нему можно сравнить с утолением жажды".
Стихотворение в прозе Тургенева "Русский язык" (родной язык становится "поддержкой и опорой" "во дни сомнений ... тягостных раздумий").
Стихотворение Шефнера "Слова" (слова имеют огромную роль в жизни человека, особенно важны те, которые называют главные ценности; эти слова поддерживают человека в сложных ситуациях).
Когда обесцениваются высокие слова?
Тезис: "Высокие слова обесцениваются тогда, когда за ними не следуют соответствующие действия и когда эти слова используют слишком часто, по поводу и без".
Стихотворение Шефнера "Слова" как раз посвящено идее о том, что главные слова ("Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь") не стоит использовать "на каждом шагу", потому что невозможно верить тому, кто их употребляет слишком часто.
В рассказе Александра Чехова "Слёзы крокодила" Иудин высокопарно рассуждает о человеческих страданиях и о том, как легко можно было бы их прекратить, а сам, будучи ростовщиком, предлагает беднякам абсолютно несправедливые условия займа.
Клише для введения аргументов в сочинение:
Пример, подтверждающий эту точку зрения, можно найти в произведении...
Пример, подтверждающий мою позицию, можно найти в произведении...
Подтверждение моей позиции можно найти в произведении...
Обратимся к рассказу ..., в котором автор показывает читателю, что...
Пример, подтверждающий эту мысль, находим в…
Обратимся к…
Чтобы доказать свою позицию, приведу пример из…
Существует множество примеров, подтверждающих идею о том, что… . Один из них…
Неслучайно писатели много размышляли о… Например…
Еще один пример… находим в…
Обратимся также к…
Следующий пример приведу из произведения...
НЕ игнорируйте ключевые слова темы. Например, к теме про влияние исторического времени нельзя приводить аргументы, в которых жизнь героев не связана с исторической эпохой; по теме про поэтов и природу не используйте прозаические произведения и т. д. Такие сочинения могут не зачесть.