— (1)Здравствуйте, дети! — сказала Александра Георгиевна, входя в класс. (2)Она — высокая, полная, с тёмными, чуть тронутыми сединой волосами. (3)Марина вместе со всем своим классом считает Александру Георгиевну очень строгой. (4)На её уроках всегда спокойная и деловая обстановка. (5)В прошлом году она замещала в их классе больную учительницу, и даже такие озорники, как Митя Каневский, вели себя хорошо.
— (6)Вы уже, наверно, знаете, дети, — сказала Александра Георгиевна, садясь за свой стол, — что в этом году я буду у вас классной руководительницей. (7)Преподавать я буду русский язык. (8)Арифметику у вас будет преподавать Николай Николаевич Охотницкий, ботанику — наш новый молодой педагог Лидия Александровна. (9)Вам будет очень интересно учиться у неё. (10)И по всем остальным предметам у вас будут новые учителя.
(11)Александра Георгиевна прошлась между рядами, остановилась возле последней парты, посмотрела на Галю и Люсю и вернулась обратно к своему столу. (12)Все головы повернулись вслед за ней.
— (13)Я вижу, вы все очень выросли, — сказала Александра Георгиевна, снова садясь за стол. — (14)Я ведь немножко знаю вас всех, — улыбнулась она, — и мне хочется поговорить с вами сегодня, как с большими, со взрослыми. (15)Согласны?
(16)Класс обрадованно загудел.
— (17)Ну так вот, поговорим. (18)Вы учитесь в специальной школе – в музыкальной десятилетке. (19)Наше государство даёт вам не только общее образование, но ещё и специальное. (20)Вы получаете прекрасную специальность – музыку. (21)Значит ли это, что, кроме музыки, вы не должны заниматься ничем? (22)Конечно, нет, и даже наоборот: с вас спросится больше, чем с других, так как вам больше и даётся. (23)Вот в прошлые годы окончили наш Музыкальный институт многие студенты, бывшие наши школьники. (24)Они поехали в разные города, в большие колхозы и совхозы работать — давать концерты, организовывать новые оркестры, хоры и преподавать. (25)И лучше всех работали бывшие отличники. (26)Наша дирекция получает много благодарностей отовсюду, где работают наши лучшие ученики. (27)Их хвалят и за хорошую работу, и за участие в общественной жизни, за широкий круг интересов. (28)Ваша бывшая вожатая, Вера Мельчук, тоже начала работать в этом году на очень интересной работе. (29)В классе поднялось сразу несколько рук.
(30)Александра Георгиевна улыбнулась:
— Знаю, знаю, о чём вы хотите спросить: где она работает и кем. (31)Я угадала? (32)Ну, опустите руки… (33)Вера Львовна работает в новой, недавно открытой музыкальной школе при тонкосуконной фабрике имени Калинина. (34)Она ведёт скрипичный класс и заведует учебной частью. (35)Как вы думаете — можно работать в школе при большой советской фабрике, уйдя, как улитка, в свою раковину и ничем, кроме своей специальности, не интересуясь? (36)Конечно, нет! (37)Я думаю, что Вера Львовна будет интересоваться и общеобразовательными успехами своих учеников и ещё очень многим, для чего ей пригодятся все её знания. (38)Но её работа ещё впереди. (39)Надеюсь, мы всё будем знать о ней… (40)Теперь подумайте ещё: нужны ли знания для самой музыки? (41)Сможет ли правильно понять и глубоко прочувствовать музыкальное произведение человек некультурный, незнающий? (42)Сможет ли он передать его слушателям так, как задумал композитор? (43)Не сможет? (44)И я так думаю. (45)Его исполнение всегда будет поверхностным, в нём не будет настоящей глубины. (46)Я говорю вам об этом, дети, потому, что в прошлом году в вашем классе замечались такие настроения: я, мол, музыкант, зачем мне арифметика?
(47)Кто-то засмеялся.
— (48)Да, — улыбнулась Александра Георгиевна, — было такое дело с арифметикой. (49)А попробуйте-ка без арифметики разобраться в ритмически сложной пьесе! — (50)И она с улыбкой взглянула на Марину.
(51)«Всё знает! — подумала Марина. — (52)Только кто же ей сказал, что я отстаю по арифметике?»
— (53)Да и какие вы ещё музыканты! — продолжала Александра Георгиевна. — (54)Вы ещё ученики! (55)Да среди вас, кажется, есть и лентяи. (56)Я знаю, их не очень много, но немножко лентяя есть, наверно, в каждом из вас.
(57)Александра Георгиевна улыбнулась, и весь класс засмеялся вместе с ней.
— (58)Боритесь со своей ленью, дети, — уже серьёзно продолжала она. — (59)Только упорный труд может сделать из вас настоящих, советских музыкантов. (60)А советская музыка звучит по всему миру, её, как знамя, несут советские юноши и девушки во все демократические, дружественные нам страны…
(61)Александра Георгиевна помолчала и обвела глазами класс. (62)На всех лицах было внимание. (63)У Марины Петровой раскраснелось лицо и блестят глаза, Мая Гитович слушает сосредоточенно и серьёзно. (64)А на последней парте внимательно слушают две такие разные девочки, из которых одна, как знает Александра Георгиевна, не ленится почти никогда, а другая — почти всегда.
(65)И Александра Георгиевна продолжает:
— Мне хочется вам напомнить сегодня о великих русских музыкантах. (66)Вспомните Бородина — он был одним из образованнейших людей своего времени. (67)Замечательный русский композитор был в то же время учёным-химиком. (68)Вспомните Римского-Корсакова, Чайковского… (69)Наши великие русские музыканты были дружны с великой русской наукой и литературой. (70)Александра Георгиевна снова прошлась по классу, внимательно глядя на притихших ребят. — (71)Я хочу вам напомнить ещё о большой дружбе, — сказала она, останавливаясь возле Марининой парты. — (72)Вы ведь знаете, ребята, как дружили композиторы Могучей кучки — Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин… (73)Успех каждого из них радовал всех, неудача всех огорчала. (74)Они помогали друг другу во всём… (75)Я вам очень советую, дети, беречь свою дружбу. (76)Она вам поможет и в жизни и в учёбе. (77)И Гале и Марине показалось, что эти слова были сказаны именно им.
(78)Марина покраснела, когда Александра Георгиевна сказала их. (79)Но Александра Георгиевна на Марину не смотрела.
— (80)А теперь я познакомлю вас с расписанием и раздам дневники, — сказала она. — (81)У кого ещё нет учебников?
(82)Поднялось несколько рук. (83)Начался деловой школьный день — первый день нового учебного года. (84)Он был открыт классной руководительницей, давно знакомой детям Александрой Георгиевной, как-то необычно, и почти все её ученики почувствовали, что они выросли и что этот школьный год не будет похож на прежние.
(По Э.М. Эмден*)
Эсфирь Моисеевна Эмден (настоящая фамилия – Коссая) (1905-1961) – русская советская писательница, автор книг для детей, литературный редактор.
Проблема: Должен ли человек, занимающийся искусством, сосредоточиться только на своей специальности?