ТИРЕ

1. Тире при однородных членах 

а) обобщающее слово стоит после ряда однородных: На красноватой траве, на былинках, на соломинках – ВСЮДУ блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.  

б) обобщающее слово стоит перед рядом однородных, и предложение продолжается после однородных: ВЕЗДЕ: на крышах, деревьях, стогах – лежал снег.  

2. Тире между подлежащим и сказуемым 

а) существительное в Им.п. – существительное в Им.п. (словосочетание с существительным): Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. 

б) инфинитив – инфинитив: А народная мудрость гласит: «Дом вести – не лапти плести». 

в) числительное – числительное (словосочетание с числительным): Дважды два – четыре. 

г) инфинитив – наречие: Для озабоченной мнением окружающих Мэри уступить – недопустимо

д) подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи: Площадь горного массива – двести пятьдесят тысяч квадратных километровМиссия учителя – учить детей. 

е) Х – фразеологизм: Талант у него – дай бог каждому

3. Тире при приложении 

Приложение – определение, выраженное существительным. То есть это пояснение существительного существительным. Данная ситуация может возникнуть, когда в предложении уже присутствует сказуемое, выраженное глаголом (или кратким прилагательным, кратким причастием и т.д.; чем угодно, кроме существительного). Тире в этом случае можно заменить на «а именно». 

ВОПРОСЫ: ЧТО ИМЕННО? КТО ИМЕННО?

Примеры:

  • Около столба часто наблюдают миражи (что именно?) – оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами.
  • Песталоцци (кто именно?) – педагог-гуманист – верил в демократические идеалы.

Под влиянием идей Руссо (кого именно?) – французского писателя и философа – Песталоцци посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа.

4. Тире в неполном предложении 

Пропуск члена (эллипсис) –  намеренный пропуск какого-то члена предложения, чаще всего сказуемого. 

Примеры:

  • На эвенском языке название плато означает «озёра с крутыми берегами», а на юкагирском – «горы без вершин». 
  • Баулин полез первым, за ним – Леонтьев, позади – девушки.
  • Справа помещались танцевальная зала и гостиная, а слева – кухня и столовая для приезжих офицеров.

5. Тире в БСП 

Тире стоит между ДВУМЯ основами, на месте союза.

Схема: [ —=] – [— =]

Примеры: 

  • Ехал сюда – рожь начинала желтеть
  • Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностью – ему посвящены стихипеснимифылегенды.

6. Тире при прямой речи или цитировании  

Примеры:

  • «Он же, напротив, возвышает его», – писал о Байкале В.Г. Распутин. 
  • «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» – отвечал я Пугачёву.
  • В предложении 17 автор пишет: «Велик и прекрасен русский язык» – и заставляет читателей задуматься о том, как важно его беречь.

7. Вставная конструкция 

Выполняет роль вводного в предложении (мысли в сторону). Как правило, не актуально для ЕГЭ, но иногда встречается в некоторых сборниках. Может с двух сторон выделяться тире или стоять в скобках. Чаще всего вставная конструкция содержит основу, чем и отличается от остальных схем, встречающихся в этом задании.

Как отличить вставную конструкцию от БСП?

БСП имеет такую схему: [ —=] – [— =]

Вставная конструкция же подразумевает одно полноценное предложение с одной основой, а внутри него ещё одно предложение со своей основой, притом выделенное тире с двух сторон.

Таким образом, при БСП основы идут последовательно, а при использовании вставной конструкции одна основа стоит внутри другой.

Примеры: 

  • В жаркое летнее утро – это было в исходе июля – разбудили нас ранее обыкновенного.
  • Алексей опоздал (а он прежде всегда приходил даже чуть раньше) и демонстративно громко, перебивая докладчика, извинился за опоздание.
  • Общая площадь дельты реки Лены – крупнейшей реки Сибири – составляет более 30 000 км². ⇒ «крупнейшей реки Сибири» похоже на вставную конструкцию, хотя на самом деле это приложение. Поэтому вставные конструкции обычно не встречаются на ЕГЭ.

8. Тире при уточняющих членах предложения 

Тире может выделять уточняющие обстоятельства места или времени (вместо запятых). 

Примеры:

  • Тире ставится при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств. 

Мы приближались к месту проведения городской ярмарки, и повсюду (где именно?) – у прилавков, в крохотных палатках – кричали, суетились местные жители (уточняющее обстоятельство места)

Дорога раздваивается, и неизвестно, куда идти дальше (куда именно?– прямо или налево (уточняющее обстоятельство места).

  • Тире необходимо, чтобы подчеркнуть последовательность уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов.

Олег устроился на работу в ресторан, на неполный рабочий день (в какое время?/когда?) – после уроков (уточняющее обстоятельство времени).

ДВОЕТОЧИЕ

  • Двоеточие при однородных членах 

Пример: Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.

  • Двоеточие при прямой речи или цитировании

Пример: Я отвечал Пугачёву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?»

  • Двоеточие в БСП 

Пример: Пётр вдруг почувствовал: случилось что-то невероятное, меняющее жизнь.

Пример: Нам всем следует задуматься: правильно ли мы поступили?

**В БСП самое главное – увидеть две грамматические основы, то есть понять, что предложение сложное; убедиться, что части предложения не соединены союзом.

ЗАПЯТЫЕ/ЗАПЯТАЯ

**Обратите внимание на то, что просят в задании: запятые, запятую или запятую(-ые). 

**Если «запятая», то важно найти конструкцию, которая отделяется именно одной запятой. В некоторых заданиях это имеет принципиальное значение, но чаще это ни на что не влияет, однако на всякий случай стоит всегда проверить. 

**Одно предложение может содержать в себе несколько правил постановки знаков (например, в одном предложении может быть ПО и вводная конструкция), следовательно, оно будет подходить под обе категории (ПО и вводные).

**Важно отличать друг от друга: Приложение VS Уточняющее обстоятельство.

Приложение – это существительное, раскрывающее существительное (вопрос: что/кто именно?).

Уточняющее обстоятельство указывает на место, время (вопросы: где именно? когда именно?).

**Притом уточняющее обстоятельство места и уточняющее обстоятельство времени – это ОДНО правило.

БСП VS ССП VS СПП

БСП – бессоюзное сложное предложение ⇒ нет союзов. Охотник выстрелиллес притих. 

ССП – сложносочинённое предложение ⇒ сочинительные союзы. Серёга сдал экзамен очень хорошо, и этим он порадовал учителя. 

СПП – сложноподчинённое предложение ⇒ подчинительные союзы (союзные слова). Я знаюкогда она вернётся.

Примеры для ознакомления:

  1. Запятая при однородных членах:

Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры, записывал всё в особую тетрадку. 

  1. Запятая при вводных словах: 

Родион Раскольников, несомненно, обрёк себя на одиночество. 

  1. Запятая при обращении: 

Не кричите, господа!

  1. Запятая при междометии: 

Ах, какой это хороший был день!

  1. Запятые в сложносочинённом предложении (ССП): 

Бывает только неправильный путьно не бывает безвыходных положений. 

  1. Запятые в сложноподчинённом предложении (СПП): 

По прибытии на вокзал леди Бойнтон встретила свою подругу Сару Эджертон, с которой не виделась в течение последних трёх лет. 

  1. Запятые в бессоюзном предложении (БСП): 

Слева разливается заря, справа над горами висит запоздалый месяц

ВАЖНО: ССП, СПП, БСП считаются разными правилами!

  1. Запятая при обособленном приложении: 

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати

  1. Запятая при уточняющих членах предложения: (например, при уточняющем обстоятельстве) 

А вдали, у края голубого неба, лёгким облаком маячили заснеженные горы. 

Пятнадцатого января, в среду, пройдёт научная конференция. 

В Москве темнеет быстро, по-зимнему

Ответ на запрос о включении в ряды постоянных слушателей нам пришёл достаточно скоро, через полтора часа

  1. Запятая при обособленных согласованных определениях:
  • при причастном обороте:

Я учился в университете с ребятами, серьёзно увлекавшимися театром

  • при распространённом определении, выраженном прилагательным с зависимыми словами:

Тогда Андрей испытывал радость, свойственную всем детям его возраста

  • при одиночных однородных обособленных определениях:

Трава, сочная и свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. 

ВАЖНО: эти конструкции относятся к одной категории, но в заданиях вместе обычно не встречаются.

  1. Запятая при обособленных обстоятельствах:
  • при деепричастном обороте (или одиночном деепричастии):

Анализируя текст рукописи, учёный сделал несколько неожиданных выводов. 

Рассказывая, мальчик внимательно рассматривал слушателей.

  • при обстоятельственном обороте с производным предлогом:

Людмила Алексеевна, согласно представлениям окружающих о ней, обладала сильным, непоколебимым характером. (могут использоваться и другие производные предлоги: несмотря на, невзирая на, вопреки, благодаря, начиная с и т.д.)

  1. Запятая при обособленном дополнении:

Все участники экспедиции, кроме Валерия, понимали, что важно сохранить остатки запасов, чтобы использовать их в конце пути. (могут использоваться дополнения в сочетании с другими предлогами: за исключением, (не) исключая, включая, помимо, вместо и т.д.)

ВАЖНО: эта конструкция встречается в заданиях редко и, скорее всего, не пойдёт в ответ. 

  1. Запятая при сравнительном обороте:

Только остров на озере был черен и густ, как бархат(могут использоваться и другие союзы: словно, будто, как будто и т.д.)

  1. Запятые при пояснительных конструкциях:

Имя этому уникальному месту – Национальный парк «Лосиный Остров», или Лосиноостровский заповедник.

ФИПИ заявляет: пояснительные конструкции в качестве верного ответа в заданиях на ЕГЭ НЕ встретятся. Мы проходим их на всякий случай (иногда в ФИПИ кто-то допускает неточности при составлении заданий).

Пояснительные конструкции VS Приложение

Пояснительные конструкции присоединяются при помощи пояснительных союзов: «то есть», «или», «а именно». Приложение – это определение, выраженное существительным (пояснение существительного существительным), к нему можно задать вопрос «а именно?»

Пример пояснительной конструкции: «В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, а именно встреча Кити с Вронским».

Пример приложения: «Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке».