Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий, и включает в себя 15 заданий. Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках Федерального перечня.

Время выполнения варианта проверочной работы по русскому языку в 4 классе

На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут.

Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1 сдаются. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

Кодификатор со списком тем к ВПР по русскому языку 4 класс, ФИОКО

1 Фонетика и орфоэпия.

1.1 Различение гласных и согласных звуков.

1.2 Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1.3 Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.

1.4 Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

1.5 Деление слов на слоги. 1.6 Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.7 Фонетический разбор слова.

2 Графика

2.1 Различение звуков и букв.

2.2 Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

2.3 Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

2.4 Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

2.5 Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

3 Лексика

3.1 Понимание слова как единства звучания и значения.

3.2 Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

3.3 Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

3.4 Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

4 Состав слова (морфемика)

4.1 Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

4.2 Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

4.3 Различение изменяемых и неизменяемых слов.

4.4 Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. 

4.5 Разбор слова по составу.

5 Морфология

5.1 Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

5.2 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных

5.3 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

5.4 Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

5.5 Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

5.6 Наречие. Значение и употребление в речи.

5.7 Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

5.8 Союзы и, а, но, их роль в речи.

5.9 Частица не, ее значение.

6 Синтаксис

6.1 Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

6.2 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

6.3 Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

6.4 Различение главных и второстепенных членов предложения.

6.5 Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

6.6 Различение простых и сложных предложений.

7 Орфография и пунктуация

7.1 Применение правил правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

7.2 Применение правил правописания сочетания чк – чн, чт, щн

7.3 Применение правил правописания: перенос слов

7.4 Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных

7.5 Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова

7.6 Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова

7.7 Применение правил правописания: непроизносимые согласные

7.8 Применение правил правописания: непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов)

7.9 Применение правил правописания: гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

7.10 Применение правил правописания: разделительные ъ и ь

7.11 Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь)

7.12 Применение правил правописания: безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

7.13 Применение правил правописания: безударные окончания имен прилагательных

7.14 Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с личными местоимениями

7.15 Применение правил правописания: не с глаголами

7.16 Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь)

7.17 Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в сочетании -ться

7.18 Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголов

7.19 Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами

7.20 Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

7.21 Применение правил правописания: знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

8 Текст

8.1 Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

8.2 Последовательность предложений в тексте.

8.3 Последовательность частей текста (абзацев).

8.4 Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

8.5 План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

8.6 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

8.7 Знакомство с жанрами письма и поздравления, записки и другими небольшими текстами для конкретных ситуаций общения.

8.8 Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

8.9 Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Проверка видов речевой деятельности

1 Слушание
1.1 Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
2 Говорение
2.1 Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. 2.2 Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
2.3 Практическое овладение диалогической формой речи.
2.4 Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
2.5 Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
3 Чтение
3.1 Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. 3.2 Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
3.3 Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
3.4 Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. 3
3.5 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
4 Письмо
4.1 Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
4.2 Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
4.3 Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
4.4 Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).
4.5 Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР по русскому языку в 4 классе

Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, обще-учебными универсальными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями.

Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (обще-учебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения обще-учебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (обще-учебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения обще-учебными универсальными действиями.

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.

Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (обще-учебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Проверяемые в заданиях 4, 6–10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом

Выполнение задания 1 оценивается по критериям в совокупности от 0 до 7 баллов. Ответ на каждое из заданий 2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответы на задание 3 по пункту 1) оцениваются от 0 до 1 балла, по пункту 2) – от 0 до 3 баллов. Ответ на каждое из заданий 4, 6, 8, 11 оценивается от 0 до 2 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 5, 9, 10, 14 оценивается 1 баллом. Правильно выполненная работа оценивается 38 первичными баллами.

Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале

«2» 0–13 баллов
«3» 14–23 балла
«4» 24–32 балла
«5» 33–38  баллов