Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли по спящему городу. Иван Игнатьевич говорил:
- Мы вот в общих проблемах путались, а я все время думал о сыне. Да, да, об Алешке... Вы же знаете, он не попал в институт. И глупо как-то. Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке - в сочинении насадил ошибок. Пошел в армию... Нет, нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтоб парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтоб с него содрали инфантильную семейную корочку. Не армия меня испугала, а сам Алешка. Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе: по команде подымают, по команде кормят, учат, укладывают спать. Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесен - надежно. Что это, Ольга Олеговна,отсутствие воли, характера? Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. Он как-то взял приз по лыжам. Не просто взял, а хотел взять, готовился с упорством, нацеленно, волево. А характер... Гм! Да сколько угодно. Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. Но вот что я замечал, Ольга Олеговна, он слишком часто употреблял слова "ребята сказали., все говорят... все так делают". Все носят длинные волосы на загривке - и мне надо, все употребляют словечко "пахан" вместо "отец" - и я это делаю, все берут призы по спортивным соревнованиям - и мне не след отставать, покажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость. Как все... Так даже не легче жить! Отнюдь! Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит. Не легче, но гораздо проще. Легкость и простота - вещи неравнозначные. Проще существовать по руководящей команде, но право же, необязательно легче. Ольга Олеговна остановилась.
- Как все - проще жить? - переспросила она. Остановился и Иван Игнатьевич.
Над ними сиял фонарь - пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна, спал город.
- Да ведь мы все понемногу этим грешим,- виновато проговорил Иван Игнатьевич.- Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.
- А вам не пришло в голову, что люди из породы "как все, так и я" непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? К Коперникам - враждебно, к заурядностям - доверчиво.
Смазанные и сглаженные личности - помилуйте! - не нелепость ли? Вроде сухой воды, зыбкой тверди, лучезарного мрака. Личность всегда исключительна, нечто противоположное "как все".
М-да...- произнес Иван Игнатьевич, с сомнением ли, с осуждением или озадаченно - не понять.
Они двинулись дальше.
Их шаги громко раздавались по пустынной улице - дробные Ольги Олеговны, тяжелые, шаркающие Ивана Игнатьевича. Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом - отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце.
По Тендрякову В.Ф.
Проблемы текста Тендрякова
1. Что означает быть личностью?
2. Почему важно не поддаваться общественному мнению?
3. Что такое воля?
Текст был в основной волне 29.05.23, Центр
Пример сочинения
Владимир Фёдорович Тендряков – один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к духовно-нравственным проблемам человечества.
В. Тендряков описывает спор, который возник между двумя учителями: Павлом Решниковым и Ольгой Олеговной. Она была учителем истории и выделялась неукротимым правдолюбием: «…могла во всеуслышание произнести то, о чём все осмеливались лишь шептаться..». А Павел Решников был «отшельником» среди учителей. Он всегда выделял любимчиков-учеников, к которым относился по-иному. Ольга Олеговна упрекала его в этом. Но он объяснял ей, что хочет лишь подарить своей науке талантливых учёных, стремится развивать интерес к физике среди тех учеников, которым это интересно.
Автор говорит о важности учителя, который играет колоссальную роль в развитии ребёнка.
Ведь именно он знакомит нас с новыми знаниями, чаще всего от учителей и зависит наше будущее, ведь мы больше всего подвержены их влиянию.
Учителя играют важную роль в развитии ребёнка. Они должны поддерживать и развивать интересы ребят, не препятствовать их увлечениям, помогать с поиском талантов. Свою позицию я готова подтвердить аргументом из литературы. В сказке « Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери Лис становится учителем главного героя. Он рассказывает ему о любви, о дружбе, об ответственности и верности. Лис становится не только учителем, но и другом Принца, который раскрывает ему глаза на мир. Помни: «самое главное глазами не увидишь». Таким образом, Лис, как учитель, повлиял на мировоззрение Маленького Принца. Второй пример приведу из истории. Во многом на Софью Алексеевну повлиял её учитель – Симеон Полоцкий. Он поощрял и развивал её интерес к науке, что было не свойственно в конце семнадцатого века для женщин. Именно влияние учителя, его поддержка помогли Софье организовать переворот, который сделал её не просто регентшей, а фактической правительницей государства при малолетнем Иване и Петре. На данном примере мы видим, как учитель влияет на развитие личностных качеств у ребёнка.
Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что учителя играют одну из главных ролей в становлении личности ребёнка. Зачастую именно от их влияния и зависит будущий выбор детей.
Реальные сочинения с ЕГЭ 2023 на максимальные 24 балла
Нужно ли следовать за мнением общества?
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, Владимир Федорович Тендряков приводит диалог Ольги Олеговны и Ивана Игнатьевича, директора школы. Герой рассказывает о сыне, который часто действует, как и остальные. Мужчина согласен с его позицией: "Кто из нас не подлаживается: как все, так и я". Становится очевидно, что герой считает правильным слепо идти за мнением общества.
Кроме того, в тексте показана другая точка зрения. Ольга Олеговна считает, что люди, бездумно следующие за массами, не смогут принять мнение другого человек, поскольку оно будет казаться им неправильным. "К Коперникам - враждебно; к заурядностям - доверчиво", - говорит женщина про таких людей. Читатель понимает: героиня убеждена в том, что каждый человек должен формировать свою позицию, не опираясь на мнение большинства.
Примеры противопоставлены друг другу. Они, на контрасте, помогают понять разные точки зрения: одни люди считают, что жить как все правильно, а другие думают, что в первую очередь нужно опираться на свое мнение.
Позиция автора ясна. В.Ф.Тендряков считает, что следовать за мнением общества не стоит, каждый должен иметь свою твердую точку зрения.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, идти за мнением большинства не нужно. Устоявшиеся в обществе точки зрения могут быть неправильными, а какие-то необычные, на первый взгляд, наоборот. Каждый должен выбирать сам, во что ему верить и какое мнение считать правдивым. В противном случае человек может утерять индивидуальность. Хочется подкрепить свою позицию строчками из песни Димы Билана:
"Иди смело против правил.
Не следуй, а сам веди".
Хочется верить, что читатель задумается над поставленным вопросом и осознает, что очень важно иметь собственное мнение.
***
Нужно ли быть как все? Этой проблеме посвящен текст В.Ф Тендрякова.
Автор приводит диалог директора и педагога. Иван Иванович рассказывает о своем сыне. Алеша не смог поступить в институт и пошел в армию. Такое решение устраивало его, потому что "там не надо заботиться о себе: по команде подымают, по команде кормят". Этот эпизод дает читателю возможность понять, что Алеша, не имея своего мнения, не смог добиться цели и хотел быть как все.
Кроме того, с предыдущим примером тесно связан по смыслу фрагмент текста, где говорится, что " люди из породы "как все, так и я" непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев". Такие личности считают, что мнение большинства всегда правильно. Однако ученые, обладая индивидуальностью, могли развивать науку. Становится очевидно: человек, обладающий своей точкой зрения, может становиться умнее.
Примеры противопоставлены друг другу и показывают, что личность, которая имеет собственное мнение, а не слушает остальных, способна добиться успехов.
Позиция автора по указанной проблеме ясна: человек должен быть самим собой, ведь "личность всегда исключительна", и из-за этого она способна развиваться.
Я согласен с точкой зрения автора. Действительно, человеку важно иметь свой взгляд на мир. Мнение большинства не всегда может быть правильным. Например, моя мама научила меня быть собой и прислушиваться к своему внутреннему голосу. Став взрослым, я до сих пор пользуюсь этим наставлением. Оно помогает мне принимать верные решения и совершенствоваться.
Таким образом, людям важно быть индивидуальными.