Часы бьют восемь — поворачивается начищенная до блеска ручка двери, Павел Михайлович Третьяков, первый посетитель, вступает из внутренних комнат дома в зал своей галереи. Всегда ровно в восемь, после всегдашнего утреннего кофея, и если бы часы вдруг перестали отсчитывать и отбивать время, можно, заведя их, поставить стрелки по этому бесшумному, но мгновенно улавливаемому служителями повороту медной ручки. Всегда в костюме одинакового цвета и покроя (будто всю жизнь носит один и тот же), прямой, суховатый, даже как бы несколько скованный в движениях, он шествует размеренной, чуть деревянной походкой вдоль густо завешанных картинами стен — служители следом, — останавливается, сосредоточенно, будто впервые, рассматривает до последнего мазка знакомое полотно — и неожиданно: «Перова — во второй ряд возле угла». Из-под кустистой брови взглянет быстро жгучим глазом в удивленное лицо служителя: «Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо...»
А за окном, под набежавшим ветерком, шепчется густая листва вековых лип и тополей, пьяно благоухают тяжелые гроздья сирени, готовы взорваться роскошным цветком тугие бутоны махровых пионов. И там же, за окном, на широкий, устланный камнем двор въезжают ломовики, груженные льняными товарами с Костромской мануфактуры Третьяковых, — плотные кипы складывают в амбары.
В девять Павел Михайлович покидает галерею и, пройдя по двору, скрывается за дверью с маленькой вывеской «Контора». Девять конторщиков, увидя его, громче и старательнее щелкают костяшками счетов: «Доставлено товаров...», «Передано в магазины...», «Продано...» Павел Михайлович усаживается поудобнее за свою конторку — с девяти соседних к нему сходятся бесконечные столбики цифр, чтобы быть суммированными и разнесенными по графам: «Развитие производства», «Жалованье рабочим», «Покупка картин...» Его счеты, покрывая перещелк остальных, нечасто и размеренно отстукивают пяти- или шестизначную цифру (так ровные, степенные удары главного колокола побивают шустрый перезвон малых колоколов).
С двенадцати до часу — завтрак, к трем — в Купеческий банк, оттуда в магазин на Ильинке, к шести его ждут обедать. В экипаже Павел Михайлович открывает журнал — он любит читать дорогою, — но часто книга отложена в сторону: возле Третьякова, на сиденье или стоймя у ног его, нежно придерживаемая им, свернутая рулоном или натянутая на подрамник картина — «самое дорогое» (он говаривал). Родные и служащие поздравляют с покупкой, когда он, передавая полотно в их бережные руки, вылезает из коляски; все радостно возбуждены, и по серьезному лицу Павла Михайловича (домашние называют его «неулыба») пробегает тень улыбки, и за обедом, который у него тоже почти всегда один и тот же («А мне щи да кашу»), он объявляет, что сегодня все едут в театр или в концерт, слушать музыку. Если же в такой вечер нагрянут гости, Павел Михайлович без сожаления покидает свой молчаливый кабинет, заваленный книгами и журналами, свой излюбленный маленький, почти квадратный диванчик, на котором длинноногий хозяин притуливается, свернувшись калачиком, и радушно идет навстречу гостю. С художником Павел Михайлович троекратно целуется, ведет показывать бесценное приобретение, обычно молчаливый, занимает его беседой и просит супругу, Веру Николаевну, сыграть для дорогого гостя на рояле, и угощает хлебосольно — только вина в доме почти не подают: Павел Михайлович вина не пьет. А на следующее утро, ровно в восемь, выйдя из внутреннего покоя в зал галереи, Павел Михайлович отдает служащим распоряжение насчет рамы для новой картины, указывает, куда ее повесить: «Я всю ночь думал...»
Мало кто знает, да и вряд ли кто узнает когда-нибудь, как долго И упорно добивается иной раз Павел Михайлович заполучить в свое собрание примеченную картину, но такой у Третьякова характер: не подумав, шагу не ступит, а обдумал все, решил — своего добьется. Сосредоточенный h молчаливый, он появляется на открытии выставок, в Москве, в Петербурге, на лице ничего не прочитаешь; кажется — пока лишь прислушивается к расхожим мнениям, но решение уже принято, неуклонное: картины еще не развесили в выставочных залах, а он успел побывать в мастерских, узнал, кто чем занят, взял на заметку, приценился и, еще раньше, из писем знакомых художников, действовавших по его просьбе или самостоятельно, вычитал необходимые сведения и мысленно составил для себя некий чертеж того, что творится ныне в российском искусстве. Он всех обгоняет и от своего не отступает никогда; даже царь, подойдя на выставке к облюбованному полотну, узнает подчас, что «куплено г-ном Третьяковым».
Когда речь о «самом дорогом», для Третьякова собственная цель — наивысшая, собственные желания — закон; но цель его величественна — собрать для общества лучшие творения отечественной живописи, а желания необыкновенно удачны: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — почти в сердцах обронил как-то про Третьякова Крамской.
По В.И.Порудоминскому
Проблемы текста Порудоминского
1. В чем главная заслуга П.М. Третьякова?
2. В чем состоит уникальность личности Третьякова?
3. Какие жизненные цели можно назвать великими?
4. Какова роль меценатов и коллекционеров в сохранении культурного наследия?
5. Как характеризует человека его отношение к искусству?
Текст был в основной волне 29.05.23, Центр
Сочинение на 24 балла по тексту Порудоминского с реального ЕГЭ 2023
Какого человека можно назвать преданным своему делу? Именно этот вопрос стоит в центре внимания В.И.Порудоминского в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о П.М.Третьякове. Писатель подчеркивает, насколько сильно меценат был предан своему делу. Так, Третьяков ежедневно посещал зал своей галереи, часто перевешивая картины в более подходящие места, бережно относился к купленным колоннам и с радостью принимал художников, занимая их беседами и музыкой. В такие моменты на лице постоянно серьёзного мецената "пробегала тень улыбки" и "появлялось настроение поехать "в театр или в концерт". Таким образом, В.И.Порудоминский показывает, что для Третьякова коллекционирование картин было главным и любимым делом в жизни, к которому он всегда подходил очень серьезно и ответственно.
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор рассуждает о жизненном деле мецената в целом. По словам писателя, Третьяков всегда действовал обдуманно и "от своего не отступался никогда". На протяжении всей жизни он преследовал лишь одну цель - "собрать для общества лучшие творения отечественной живописи". В.И.Порудоминский отмечает, что для мецената "собственная цель наивысшая", а "собственные желания - закон". Так автор показывает, что намерения героя благородны и только благодаря приложенным усилиям Третьякову удалось добиться абсолютного успеха в собственном деле.
Приводя конкретные примеры, а затем размышляя в общем, писатель показывает по-настоящему преданного своему делу человека, П.М.Третьякова. Именно он смог собрать одну из самых известных коллекций картин русских живописцев.
Автор подводит читателя к мысли о том, что человека, который посвятил жизнь достижению собственной цели и отдал многое для того, чтобы прийти к ней, можно назвать преданным своему делу.
Я полностью согласен с мнением автора. Ведь действительно, по-настоящему преданным своему делу будет лишь тот, кто сможет устроить собственную жизнь в соответствии с ним.
Чтобы обосновать свою позицию, хочу вспомнить знаменитого индийского деятеля Махатма Ганди. Именно ему удалось не только продвинуть идею о ненасильственном сопротивлении, но и полностью изменить собственную жизнь в соответствии с ней. Благодаря своей целеустремленности, Ганди смог добиться распространения этого учения по всему миру, оставаясь твердо преданным своему делу.
В заключение скажу, что далеко не каждому удается добиться успеха в своем деле. Именно поэтому так ценятся те люди, которые смогли хоть немного приблизиться к достижению собственной цели.