Ответы к странице 228

Упражнение 404. Укажите предложения с прямой речью и предложения с косвенной речью. Какие из этих предложений читаются с интонацией предупреждения (после комментирующих слов), в каких комментирующая часть произносится с интонацией пояснения?
• Определите, какие знаки являются выделительными.
15 февраля 1914 г., перед тем как двинуться к полюсу, Георгий Яковлевич Седов сказал своим товарищам: «Трудами русских в исто́рию исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследований Севера». Седов выразил сожаление, что он выступает в путь не таким крепким, как это было бы нужно в этот важнейший момент. Но он попросил товарищей, чтобы они не беспокоились об его участи. Он сказал: «Если я слаб — спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Ответ

Предложения с прямой речью: 15 февраля 1914 г., перед тем как двинуться к полюсу, Георгий Яковлевич Седов сказал своим товарищам: «Трудами русских в исто́рию исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследований Севера». (Читается с интонацией предупреждения).
Он сказал: «Если я слаб — спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся». (Читается с интонацией пояснения).
Предложения с косвенной речью: Седов выразил сожаление, что он выступает в путь не таким крепким, как это было бы нужно в этот важнейший момент. Но он попросил товарищей, чтобы они не беспокоились об его участи.

§68. Косвенная речь

* Под каким номером записаны предложения с косвенной речью?
Чем отличается по смыслу предложения с косвенной речью, которые присоединяются к комментирующей части словами как, что, будто?

Ответ

Под каким номером записаны предложения с косвенной речью? Два.
Чем отличается по смыслу предложения с косвенной речью, которые присоединяются к комментирующей части словами как, что, будто? В предложениях с косвенной речью передаются слова какого−либо лица, сообщаемые от лица того, кто ее передает.

Упражнение 405. Прочитайте фрагмент протокола. Назовите его структурные части (они выделены цветом). Объясните, почему в части «Выступление» широко используются предложения с косвенной речью. В каких простых предложениях тоже передаётся содержание выступлений? Какие глаголы, обозначающие речь, употреблены в этих предложениях?
Протокол № 1
заседания кружка «Мы сохраним тебя, русская речь!» от 16 сентября 2010 г.
Вопросы для обсуждения
1. ________________
2. ________________

Слушали:
1. Сообщение руководителя кружка А. К. Громовой о задачах и плане работы кружка на этот учебный год.
2. ________________
Выступления по сообщению А. К.
Соколова Н. (8А класс). Одобряет представленный на обсуждение план работы кружка. Она считает, что нужно уточнить сроки выполнения некоторых поручений.
Васильева В. (8Б класс). Отмечает, что кружок должен выпускать не менее двух газет в год с сообщениями о результатах своей работы, в частности помещать материал на тему «Как мы говорим и пишем».
Смирнов В. (8А класс). Сообщает, что в прошлом году было интересно сочинять и рассказывать лингвистические сказки. Он предлагает продолжить эту работу в настоящем учебном году.
Громова А. К. Благодарит членов кружка за конструктивные замечания и предложения. Она выражает надежду, что работа кружка будет интересной и полезной для всех.
Постановили
1. _________________

Ответ

Пример
_________________
________________ Председатель
_________________ Секретарь
Структурные части: Протокол № 1, Вопросы для обсуждения, Слушали, Выступления по сообщению, Постановили.
В части «Выступление» широко используются предложения с косвенной речью, чтобы передать основные мысли выступающих.
В следующих простых предложениях тоже передаётся содержание выступлений: Одобряет представленный на обсуждение план работы кружка. Он предлагает продолжить эту работу в настоящем учебном году. Благодарит членов кружка за конструктивные замечания и предложения.
Глаголы, обозначающие речь, которые употреблены в этих предложениях: одобряет, благодарит, предлагает.