Ответы к странице 29

Упражнение 43. Выразите смысл текста предыдущего упражнения одним предложением.

Ответ

Для того, чтобы научиться размышлять и писать, нужно читать вдумчиво, записывая свои мысли.

Упражнение 44. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико». О чём говорится в этом отрывке?
Это уже не ново, это было уже сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но всё уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетии: что ж из этого следует? Что дух человеческий ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона.

Ответ

   В отрывке говорится о том, что человеческий разум неистощим: все слова находятся в лексиконе, но поминутно появляющиеся книги не повторение лексикона, а произведения человеческого духа.

В течение − предлог.
Составной, производный.

Что дух человеческий ничего нового не производит? (Вопросит., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено)

Упражнение 45. Определите в тексте предыдущего упражнения предложение, в котором раскрывается основная мысль текста. Какую мысль опровергает автор? Какие аргументы он приводит? Перескажите текст.

Ответ

Основная мысль текста выражена в предложении: Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона.
Автор опровергает мысль, что "все уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий".
Аргументы:
1) разум неистощим в соображении понятий;
2) язык неистощим в соединении слов.

Упражнение 46. Прочитайте выразительно четверостишие Ф. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года. Оно состоит из одного сложного предложения. И всё−таки это текст. Как вы думаете, почему?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ответ

Четверостишие Ф. Тютчева "Умом Россию не понять..." состоит из одного сложного предложения. Но оно имеет и все признаки текста: это законченное высказывание на определенную тему, отражающее мысль автора, имеет смысловую цельность и связанность (интонационно связаны части предложения).
Примером таких текстов являются пословицы и поговорки.

Упражнение 47. Прочитайте текст. Кто с кем сравнивается? Почему? Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Как соотносятся начало и конец текста? Отметьте языковые средства, которые обеспечивают связность текста. Слова Церковь и Истина даны с сохранением орфографии автора.
Нужно так писать, чтобы не было лишних слов и чтобы каждое слово было именно таким, какое нужно для выражения мысли автора. Я могу назвать только двух лиц, которые в этом смысле, действительно, владели даром слова. Это — Пушкин и митрополит Филарет Московский. Будучи во всех отношениях полной противоположностью, в этом они сходились.
Митрополит Филарет не был «писателем». Как всё, и дар слова он отдал Церкви. Каждое его изречение всегда и неизменно было голосом церковной совести. Сказанные слова совершенно точно формулировали именно то, что подсказывала церковная совесть. Личность митрополита Филарета была в такой мере поглощена Церковью, что его устами как бы говорила сама Церковь.
Совсем иное Пушкин. Он был «личностью» всецело, но своё художественное дарование он воспринимал как служение Истине, почему и всё, что он, как художник, облекал в плоть «слова», было тоже голосом совести. Он мог «срываться», делая слово орудием своих страстей. Он воспринимал это как тяжкий грех, как падение. Но это только повышало его требовательность к себе. Волю, в ущерб голосу совести, порою давал себе Пушкин в стихах, не предназначенных для печати. В прозе он был всегда служителем слова, сдержанным и ответственным. И он говорил только то, что хотел сказать, находя своим мыслям точное выражение: лишних слов у Пушкина не найдёшь.
(По К. Зайцеву)

Ответ

Основная мысль текста: Нужно так писать, чтобы не было лишних слов и чтобы каждое слово было именно таким, какое нужно для выражения мысли автора. В тексте сравниваются Пушкин и митрополит Филарет Московский, потому что у каждого из них был особый дар слова.
Начало и конец текста соотносятся следующим образом: в начале говорится, что нужно писать так, чтобы не было лишних слов, а в конце автор делает вывод: лишних слов у Пушкина не найдёшь. Связность текста обеспечивает повторение слов: лишний, слова, дар слова, уста, говорить, личность.

Изречение
Подсказыва ла

Суффикс прошедшего времени -л не входит в основу слова!