Стр. 125-126. Рассказ "Акула" Лев Толстой
1. Почему мальчики оказались в открытом море?
Ответ:
Командир корабля, на котором плыли мальчики, разрешил сделать купальню и искупаться. Но мальчики не ограничились купальней и выплыли в открытое море, чтобы посоревноваться в скорости.
2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.
Ответ:
Сначала артиллерист не увидел ничего плохого в игре сына с товарищем. Он наблюдал за ними с восхищением, гордостью и даже прикрикивал ему слова поддержки. Но его охватил страх, когда сообщили о приближении акулы.
"Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей."
3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
Ответ:
Команда бросилась к мальчикам, но опытный моряк понимал, что они не успеют – акула была уже слишком близко. Поэтому ему пришлось выстрелить, хоть это было опасно для жизни его сына, пуля могла попасть в мальчика, а не в акулу. После выстрела отец сел и закрыл лицо руками, настолько ему было страшно, ведь из-за дыма результат выстрела был виден не сразу. К счастью, выстрел был метким и акула умерла, а мальчики были спасены.
С мальчиками произошла беда, потому что они не соблюдали правила безопасности при купании.
4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
Ответ:
Артиллерист смелый и решительный человеком. Он моментально взвесил ситуацию и очень быстро отреагировал. К тому же он очень метко стреляет.
5. О каком качестве характера говорит поступок артиллериста?
Ответ:
Артиллерист смелый и решительный.
6. Почему свой рассказ Толстой назвал "Акула"? Можно ли дать другое название?
Ответ:
Появление акулы стало угрозой жизни ребят, поэтому так назван рассказ. Не будь акулы, ничего особенного бы не произошло. Могли бы подойти названия: "Выстрел", "Опасная забава", "На грани", "В открытом море".
7. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них.
Первый вариант более строгий, он указывает на факты, которые описаны в произведении.
Второй вариант более художественный. План передает эмоции, переживания и состояние героев.