НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК

Наблюдения за погодой

1. Для обозначения различных явлений погоды воспользуйся уже известными тебе условными знаками. Вспомни их и нарисуй. Если потребуется, посмотри знаки в «Научном дневнике» для 2 и 3 классов.

2. Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц проводи наблюдения и измерения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.

3. Сравни свои записи с теми, которые были сделаны в прошлые годы (в «Научных дневниках» для 2 и 3 классов). Выдели сходство и различия.

Сходства: для каждого времени года совпадают примерные значения температур, наблюдаемые в эти времена года. Похожи погодные явления.
Различия: Значения температур для конкретных дней не совпадают, как и происходящие в эти дни погодные явления.

4. Проанализируй результаты измерений температуры воздуха по «Научным дневникам» для 2, 3 и 4 классов. Заполни таблицу.
Температурные «рекорды» за периоды моих наблюдений

Температурные «рекорды» за периоды моих наблюдений

Признаки для сравнения Результаты измерений Число, месяц, год
Самая низкая температура осени    −12°     20 ноября 2021 год
Самая высокая температура осени +15°     14 сентября 2021 год
Самая низкая температура зимы     −28°     3 января 2022 года
Самая высокая температура зимы   +1°      20 февраля 2022 года
Самая низкая температура весны    −8°      20 марта 2022 года
Самая высокая температура весны   +23° 18 мая 2022 года
Самая низкая температура лета        +8°   12 июня 2022 года
Самая высокая температура лета     +34°  24 июля 2022 года
Самая низкая температура года       −28°   3 января 2022 года
Самая высокая температура года    +34°    24 июля 2022 года

5. Сделай общие выводы о сезонных изменениях погоды в вашей местности по своим наблюдениям за время обучения в начальной школе.

Ответ:

Самым теплым временем года за период моих наблюдений, было лето. Самими жаркими месяцами лета оказались июнь и июль. В это время года часто случаются грозы и проливные дожди.
Самым холодным временем года оказалась зима, а самыми холодными месяцами декабрь и январь. В это время года случаются сильные снегопады и метели, но иногда возможны оттепели и даже дожди.
Осень и весна отличаются переходной погодой. В начале осени температура близка к температуре августа, но уже начинают идти затяжные дожди. В конце осени температура понижается до отрицательных величин, и устанавливается снежный покров.
В начале весны возможны снегопады и морозы, но к концу весны температура поднимается до 20−25° выше нуля.


Наблюдения в природе осенью

1. Составь план своих осенних наблюдений в новом учебном году. Можешь воспользоваться заданиями из “Научных дневников” прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе осенью:
1) Когда были первые заморозки?
2) Когда лужи впервые покрылись льдом?
3) Когда выпал первый снег?
4) Когда покрылись льдом река, озеро, пруд?
5) В каком месяце закончился листопад?
6) Когда появились стаи перелётных птиц?
7) Каких животных тебе удалось увидеть осенью?
Наблюдения в природе осенью:
1) Первые заморозки случились 17 ноября.
2) Первый лёд на лужах я наблюдал 9 ноября.
3) Первый снег выпал 29 октября.
4) Озёра и пруды покрылись льдом 5 декабря, а реки 12 декабря.
5) Последние листья опали с деревьев к середине октября. 16 октября деревья уже стояли "голые".
6) Стаи перелётных птиц появились в конце августа и последнюю стаю я наблюдал в середине сентября.
7) В Нижегородской области осенью можно увидеть белку, ежа и зайца практически везде.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

Температурный режим не сильно изменился все природные явления произошли в почти такие же временные сроки. Первые заморозки произошли как и в прошлом году в середине ноября. Первый снег выпал чуть позже, но постоянный снежный покров установился в то же время.
Мы наблюдали за стаями перелетных птиц и узнали, что последними на юг улетают грачи и утки.
Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды осенью.


Наблюдения в природе зимой

1. Составь план своих зимних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать новые с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдения в природе зимой:
1) Когда установился постоянный снеговой покров?
2) Какие птицы прилетают к кормушке?
3) Каких животных тебе удалось увидеть зимой?
4) Следы каких птиц и зверей тебе удалось увидеть на снегу?
5) Какая глубина снежного покрова установилась после снегопада?
Наблюдения в природе зимой:
1) Постоянный снеговой покров установился 5 декабря.
2) Зимой к кормушке прилетали воробьи, синицы и вороны. Любят бывать на кормушках и голуби.
3) В лесу, во время похода на лыжах, мне удалось увидеть зайца и тетерева.
4) На снегу мне удалось увидеть следы собак, голубей, зайца, белки, мыши, воробьев.
5) Глубина снежного покрова после снегопада 15 января, составила 23 сантиметра.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

Зима в этом году была очень суровая. Самыми холодными месяцами оказались декабрь и январь, а в феврале часто случались метели и снегопады.
Мне удалось научиться опознавать животных по следам на снегу, замечать особенности погоды зимой.


Наблюдения в природе весной

1. Составь план своих весенних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать новые, с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе весной:
1) Когда появились первые проталины и ручьи?
2) Когда начался ледоход на реке?
3) Когда водоёмы полностью очистились ото льда?
4) Было ли половодье?
5) Когда была первая гроза?
6) Каких животных тебе удалось увидеть весной?
Наблюдения в природе весной:
1) Первые проталины появились в конце марта. Первые ручьи появились в середине марта.
2) Ледоход начался в апреле, я заметил его 7 апреля.
3) Водоёмы очистились ото льда 27 апреля.
4) Половодье было, уровень воды поднялся на пару метров.
5) Первые весенние грозы начались 14 мая.
6) В парке мне удалось увидеть белку и ежа.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

В этом году весна не сильно отличалась от весны прошлого года. Наверное, в этом году март выдался чуть холоднее, чем в прошлом.
Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды весной.


Наблюдения в природе летом

1. Составь план наблюдений на лето. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие, с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе летом:
1) Какой был самый жаркий день?
2) Когда началось и закончилось цветение липы?
3) Какие грибы и ягоды тебе довелось собирать?
4) Когда был первый туман?
Наблюдения в природе летом:
1) Самый жаркий день был 24 июля, на улице стояла температура +34°.
2) Начало цветения липы в этом году пришлось на 25 июня, а окончание цветения − на 12 июля.
3) В этом году я собирал смородину, малину, крыжовник и клубнику у бабушки в огороде. В лесу мне удалось пособирать чернику и землянику. Из грибов в этом году мы собирали лисички и подберёзовики.
4) Первый туман был 10 июля.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

В этом году лето менее дождливое и более тёплое. Не выпадал град и мало было туманных дней.
В этом году мне удалось научиться плавать, и различать в лесу ягоды и грибы.


Экскурсии в природные сообщества родные края

1. Во время экскурсий ты побываешь в разных природных сообществах. Будешь определять растения и животных, наблюдать за их жизнью. По результатам экскурсий заполни таблицы.
Растения и животные нашего леса

Ответ:

Растения и животные нашего леса
Растения Животные
Подснежник Лиса
Зверобой    Белка
Ландыш 
майский     Кабан
Нивяник      Волк
Ятрышник   Заяц

Растения и животные нашего луга
Растения   Животные
Клевер
луговой      Заяц
Цикорий      Мышь полевая
Лютик
едкий         Луговой чекан
Нивяник     Трясогузка
Амброзия   Кузнечик

Растения и животные пресных вод
Растения    Животные
Рогоз             Рак
Стрелолист Ондатра
Ряска           Клоп−водомерка
Кубышка       Карась
Кувшинка     Перловица

Растения и животные Керженского заповедника
Растения               Животные
Пыльцеголовник
красный                    Уж
Брусника               Ящерица прыткая
Манник
литовский               Серый журавль
Осока двудомная Лось
Мытник
скипетровидный     Медведь

2. Здесь ты можешь записать свои впечатления от экскурсий. Например, было ли интересно, что особенно заинтресовало, удивило, понравилось, было ли то, что ты можешь назвать своим "открытием".

Ответ:

В разные времена года нам удалось лучше изучить природу родного края. Зимой мы видели разных птиц, которые посещали наши кормушки на территории школы.
Весной мы ездили в поле, когда сошел снег, чтобы изучить это природное сообщество. Мы ловили бабочек−капустниц и отпускали, а еще видели кролика.
Летом мы были на лугу. Сколько там было ящериц и кузнечиков. Луг прямо трещал. Было здорово дышать воздухом на лугу под солнцем. Еще, когда мы с классом отправились на пикник на берег реки, видели стаю уток с маленькими утятами. Наблюдали за лягушками и собирали улиток, чтобы рассмотреть поближе. Наслаждались красивыми растениями пресного водоема.
Открытием в этом году для меня было то, что у нас в лесу есть огромные муравейники, ростом почти с меня.


Наблюдения в природных сообществах

1. Понаблюдайте за жизнью леса. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей леса удалось определить? Напиши краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

Обитатели леса мне очень понравились, ведь их так много, что всех и не сосчитать. Кого мы только не увидели! И белок, и ежа, ужа, пустельгу, мышей, и даже летучую мышь, которая висела на верхушке сосны.

2. Проведите наблюдения на лугу. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей луга вы определили? Напишии краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

На лугу обитателей не меньше, чем в лесу. Тоже есть мыши, ежи, а еще мы видели змею.
Ездили собирать ягоды на луг и видели много земляных пчел. Трава на лугу очень высокая и, если уйти далеко, можно потеряться. На лугу очень тихо, слышно только треск насекомых.

3. Проведите наблюдение у реки, озера или пруда. Что интересного вам удалось увидеть? Какие виды растений и животных удалось определить? Напишии краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

Когда мы были у реки, то видели рыбака, который выловил большую щуку. Мы видели улиток: больших и совсем крошечных; водомерок было столько, что было похоже на представление. Водомерки рассекали воду туда−сюда.
Из растений мы увидели рогоз, кувшинку, тростник, потому что речка была совсем маленькой и у берегов заболачивалась.


Охрана природы

1. Запиши, в какой работе по охране природы своего края ты планируешь принять участие в новом учебном году.

В новом учебном году я планирую:
• Принять участие в сборе пластиковых крышек для переработки;
• Поучаствовать в конкурсе сбора макулатуры;
• Принять участие в благотворительной акции «Спаси дерево»;
• Принять участие в сборе мусора в лесу и на берегу водоема.

2. Запиши, что тебе удалось сделать для охраны природы своего края в течение учебного года и в летние каникулы.

Ответ:

В течении учебного года мы убирали мусор в парке, собирали листву в большие кучи, мастерили кормушки всем классом, сажали деревья рядом со школой. В летние каникулы я с родителями сажал деревья в нашем дворе, убирал мусор на пляже, собирал пластиковые бутылки для переработки.

3. Оцени свою работу по охране природы за время обучения в начальной школе.

Ответ:

Благодаря проведенной работе, я научился беречь природу и помогать ее обитателям. Я узнал, что я смогу сделать для её сохранения и к чему это приведёт. Я очень стараюсь и оцениваю свою работу на отлично. Надеюсь, что природа оценивает мою работу также.