Введение. Человек и история

Вопросы к параграфу по пунктам

1. Что изучает история. Страница 4

1. Почему невозможно стать взрослым человеком, гражданином, не зная своей истории?

Ответ:

Невозможно стать взрослым человеком, гражданином, не зная своей истории, потому что именно история помогает понять, что сейчас происходит с нами и вокруг нас, как поступить в том или ином случае. Без знания истории невозможно сознательно строить не только свою жизнь, но и будущее своей страны.

2. Что (или кто) помогает человеку помнить историю своей семьи?

Ответ:

Историю своей семьи передают из уст в уста, как правило, взрослые родственники (мамы, папы,  бабушки, дедушки) своим детям и внукам в виде рассказов, интересных случаев.  Она запоминается сама собой. Можно зафиксировать ее на бумаге или на компьютере, создав генеалогическое древо, что поможет передать ее потомкам. 

Кто изучает историю. Страница 5

1. Почему опыт прошлого важен для каждого человека?

Ответ:

Из исторических событий прошлого современники могут сделать вывод, как тот или иной поступок может отразиться на окружающих, какие отдаленные последствия за собой повести. И по этим выводам можно решить, нужно ли вести себя так или иначе. Любой наш поступок формирует нашу будущую историю.

2. Чем труд историка отличается от деятельности других учёных?

Ответ:

Историк изучает то, что было в прошлом, что уже не повторится, а остальные ученые имеют дело с законами и величинами настоящего времени.

3. Как изучают историю. Страница 6

1. Почему для учёного - историка следы прошлого являются главным богатством?

Ответ:

Следы прошлого – это исторические источники, с которыми работает ученый - историк. Они доносят до нас информацию о прошлом, о событиях и явлениях, о поступках людей. Без этих источников ученый - историк не сможет объективно изложить факты прошлого. 

2. Какие вопросы должен задавать учёный, чтобы получить достоверную информацию из исторического источника?

Ответ:

Историк в первую очередь должен уметь определять подлинность источника. Для этого он выясняет, когда источник появился, кто его автор, был ли автор очевидцем или писал с чужих слов, что интересовало автора, для чего он описывал события, о чем повествует источник, каким языком написан. Историки изучают не только письменные источники, но и археологические находки, памятники искусства, обычаи и обряды. 

4. История России - история всех населяющих ее народов. Страница 7

1. Почему история России должна стать родной для всех народов, живущих на её территории?

Ответ:

На территории России проживают великое многообразие народов. Некоторые жили на этих землях с давних пор (башкиры, казахи, буряты, якуты и другие), но многие из них жили на этих территориях не всегда, а переселились сюда и эти земли стали для них родными. На этих землях они жили и растили своих детей. Здесь они заимствовали некоторые обычаи и привычки новых соседей, и делились с ними своими.  Чтобы мы все жили дружно, необходимо изучать историю России, которая стала родной для каждого народа, проживающего на ее территории, где каждый народ и каждый человек являются его важной частицей.

2. Как «малая история» — краеведение — соотносится с историей России?

Ответ:

Краеведение – это часть истории России. Это история одного какого-либо края, области, села, города, района. Краеведение занимается изучением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны.

5. Как работать с учебником? Страница 8–9

1. Почему изучение истории возможно только как диалог ученика и учёного, ученика и учителя, ученика и ученика?

Ответ:

Потому что в понимании истории важно обсуждение событий и фактов.

2. Как работать с текстом учебника, чтобы получить результат?

Ответ:

Учебник разделён на главы и параграфы. Начиная знакомство с новым параграфом, нужно обратить внимание на название параграфа, эпиграф, ленту времени с главными датами параграфа, основные понятия, выделенные в тексте курсивом, перечень исторических личностей, которые выделены полужирным шрифтом, и главный вопрос урока. Основная часть параграфа содержит текст, иллюстрации, схемы и карты. Вопросы и задания к параграфам и главам различаются по уровню сложности. Простые вопросы находятся внутри параграфа после каждого его пункта, ответы на них можно найти в тексте учебника. В конце параграфа вопросы и задания более сложные, ответить на них можно, проанализировав материал урока. Чтобы ответить на главный вопрос параграфа, необходимо познакомиться с дополнительным материалом, обдумать изученное, обсудить материал на уроке.

Вопросы и задания к вводному параграфу

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) В высказывании сочетаются понятия «свет истины» и «вестница старины». Может ли прошлое быть истинным, правдивым? 2) Всегда ли история – «учительница жизни»? Чему могут научить войны и революции?

Ответ:

1) Оба  понятия  близки по смыслу, они характеризуют историю как нечто великое,  несущее людям правду о прошлых столетиях. Прошлое может быть истинным только тогда, когда люди, доносящие информацию  о нем, говорят правду, сохраняют точность фактов, не дают свою оценку тому или иному событию истории, а рассказывают все как есть.

2) Прошлое учит нас правильно поступать в различных ситуациях, опираясь на опыт прошлых поколений. Поэтому история – «учительница жизни». Взглянув назад в прошлое, мы увидим, что поступки людей, граждан, государей, политиков приводили не всегда к положительным последствиям. Так, войны и революции могут научить нас вести диалог друг с другом вместо кровопролитий и радикальных решений, помогут понять, что лучше сохранять мир и спокойствие, чем идти на отчаянные шаги и губить миллионы жизней.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 3 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли образ музы истории основную идею параграфа? 2) Почему образ Клио важен для тех, кто изучает историю? 3) Слово «муза» в переводе с древнегреческого означает «маслящая». Ученик на уроках истории должен быть «запоминающим» или «мыслящим»?

Ответ:

1) Образ музы Клио отражает основную идею параграфа, так как история несет знание людям, помогает понять современную ситуацию в мире, благодаря ей человек становится гражданином своего государства, человеком, который способен сознательно строить не только собственную жизнь, но будущее своей страны.

2) Образ музы Клио важен для тех, кто изучает историю, потому что она в своем образе несет основную идею и функцию истории. История изучает письменные исторические источники  – вокруг музы лежат книги, история несет правду и истину людям – горн в руках музы, история предвидит будущее – это взгляд Клио вверх.

3) Ученику надо не только слушать учителя на уроке и запоминать то, что он рассказывает, но и размышлять над услышанным. Необходимо иметь свою точку зрения на события истории. Только так будет возможно сформировать себя человеком, который способен сознательно строить не только собственную жизнь, но будущее своей страны.

3. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: История – наука для ученых или для всех мыслящих людей?

Ответ:

«История – это наука о человеке и для человека; храм богини Клио открыт для всех – и для ученого — историка, и для школьника – если они не разучились мыслить».

Любой человек не зависимо от возраста и профессии может изучать историю, жизнь наших предков, их обычаи, традиции, особенности жизни. Нужно читать и делать выводы, чтобы не повторять ошибки прошлого в настоящем. Без прошлого нет настоящего. Зная прошлое своей семьи, государства, мы можем понять свою причастность к жизни общества и страны, стать их важной частью, помогать своей стране, двигаться вперед и развиваться.