§ 16-17. Культура Руси
Вопросы к параграфу по пунктам, страница 116
1. Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?
Ответ:
Так до XI—XII вв. основным фактором единства Русской земли было родство князей. Они назначались на места и всегда готовы были откликнуться на просьбы соседей. Не смотря на то, что примерно с XII в. этот фактор исчез, осталась религиозная составляющая, христианская вера. Именно она стала фактором сплачивающим Русь - православная земля.
2. Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?
Ответ:
Развитие естественных наук было весьма слабо и все базировалось на знаковых и религиозных понятиях.
Страница 117
1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?
Ответ:
Основной ролью народа и его духовных принципов было проповедование норм христианства, доброго отношения к близким, распространение веры в бога (Христа).
2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?
Ответ:
Животные были вполне реальными персонажами со своими знаковыми ролями в мифах и сказках. Они были образом или символом определенных умений, знаний, характера и поведенческих особенностей. Сильные животные такие как лев, медведь были животными представляющими власть и тех, кто мог диктовать свои условия, слабые же животные наоборот.
Страница 118
1. Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе «Чудо Георгия о змие»?
Ответ:
Одним из таких символов на Руси является икона «Чудо Георгия о змие». На иконе изображён святой Георгий на белом коне верхом. На ветру развивается красный плащ, у него в руке копьё. Этим копьем он пронизывает тёмно — красного змия, извивающегося под копытами его коня. Эта не просто икона о чем-то физическом, это символическая иллюстрация христианской легенды.
2. Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи с «Повести временных лет»?
Ответ:
Местные летописи начинались с «Повести временных лет» так как именно так можно было каждый раз как бы запечатлеть всю историю, от начала и до конца. Они дополняли предыдущими знаниями настоящие летописи.
Страница 122
1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?
Ответ:
В православном храме часто можно было найти ответы на насущные каждодневные вопросы, возникающие в жизни. Книги и религия направляла и подсказывала как быть.
2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?
Ответ:
Наружное оформление храма было невзрачным по нескольким причинам. Во-первых, не привлекать излишнее внимание богатствами. Второе, показать некую скромность. Однако внутри храма всегда были лучшие возможные иконы, убранства, фрески и кафедры. Это показывало отношение к религии, как к чему-то особенному, важному и нужному.
Вопросы и задания к параграфу 16-17
1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?
Ответ:
1. Звери обладали какой-то мифической силой, кроме того они символизировали власть, слабость, силу, то есть какие-то качества. Так орел, осетр, лев – это символы «власти» скажем власть князя. Это говорит о символизме о неком сравнении качеств зверей и возможности людей. Так в тексте мы читаем про льва и о том, как он лишь одним своим рыком способен успокоить недовольных. Вот его рык и является некой аллегорией как князь должен и может успокаивать людей.
2. В тексте не названы: лисица, еж, куропатка, бобёр. Эти животные также являются представителями животной фауны Залесского края, страница 117.
2. Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?
Ответ:
1. На иллюстрации мы видим символических животных (телец, лев, человек, орел). Это 4 символических животных - образа, которые представились пророку Иезекиль и Евангелисту Иоанну в своих видениях. В священном писании написано об основных четырех добродетелях: мудрость, храбрость, правда и искренность. Так человек это сознательное и мудрое. Лев – храбрость, Вол означает правду, из за того, что это жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту (искренность), потому парит высоко, ему открывается все для вида, от него ничего не скрыть.
2. Лев вполне уместен на стенах храма, так как является олицетворением храбрости и силы.3. На готических церквях можно встретить фигуры горгулий и других мифических существ. Это связано с язычеством, с временами когда христианство еще не было так распространено. *Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. (*определение из энциклопедии).
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.
Ответ:
1) 1230 г. (Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском)
2) 1164 г. (Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире)
3) 1197 г. (Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире)
4) 1165 г. (Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир)
5) 1158 г. (Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли)
4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?
Ответ:
«Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по-своему в каждой земле».
Русь и ее земли очень сплотила религия. Принятие сильной и полноценной религии позволило сохранить как государство само по себе, так и из за значительных территорий заметить некое разделение по культурным и торговым центрам. При этом такие торговые, ремесленные центры развивались порой обособленно, со своими культурными ценностями. Что относилось к особенностям той или иной местности.
Мнение историка, страница 124
1. Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?
Ответ:
Первое, иконописец молился по нескольким причинам. Во-первых, чтобы писать иконы в особом расположении духа, чтобы икона удалась, чтобы образ получился наиболее удачным. Во-вторых, чтобы писать его так, чтобы он наставлял, вдохновлял, чтобы через образ шла энергия и информация, ведь он был своего рода посланником.
Иконописцы не подписывали свою работу по причине того, что негоже восхвалять свое имя наряду с тем, что создаешь вечное и божественное. Не место земному на холсте святом. Это было своего рода проявление скромности и сдержанности.
Западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы.
Общее: и иконы и картины пишутся на божественные сюжеты и изображают святых.
Отличие: иконы пишутся по строгим правилам, они канонизированы. Картины, хотя и пишутся на сюжеты из Библии, отражают, прежде всего, авторский взгляд.
2. Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону? Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простате и наивности иконы?
Ответ:
В целом современному неподготовленному человеку бывает не всегда легко понять сюжет. Дело в подготовке и знаниях, ведь не многие изучают и знают библию и сюжеты из нее. Отсюда может возникнуть видение картинки, но не понимания ее особенностей.
Страница 125
Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?
Ответ:
«Древняя Русь после распада единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре».
После распада Древней Руси продолжается развитие отдельных регионов. Все эти земли все также объединяет религия, общие черты культуры. Однако некоторые из особенностей культурных ценностей формируются в конкретных землях, регионах. таким образом продолжается развитие, которое привело к особенностям великой русской культуры.