Ответы к §15. Класс насекомые
§15. Вспомните
Задание №1
Как по внешнему виду можно отличить насекомое от другого животного?
Ответ:
У насекомых тело разделено на три отдела: голова, грудь, брюшко. Из грудного отдела растут три пары членистых конечностей. У большинства насекомых есть крылья, сложные фасеточные глаза. Также скелет у них наружный и состоит из хитина.
Задание №2
Какие приспособления к полёту есть у насекомых?
Ответ:
У насекомых есть крылья, которые представлены пластинчатыми выростами покровов, помогающие осуществлять перелет с одного места в другое.
§15. Вопросы <<
Задание №1
Назовите характерные признаки насекомых.
Ответ:
Признаки класса Насекомых:
• Тело имеет три отдела (голова, грудь, брюшко).
• Наличие хитинового покрова, поперечно−полосатых мускулов.
• 3 пары ходильных ног.
• 1 пара усиков.
• Ротовой аппарат грызущего, сосущего или колюще−сосущего типа, сложные железы.
• Органы дыхания – трахеи.
• Выделительная система представлена выделительными трубочками и жировым телом.
• Кровеносная система незамкнутая, сердце трубочковидное.
Задание №2
Чем отличается внешнее строение майского жука от внешнего строения речного рака?
Ответ:
Майский жук относится к насекомым, имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко, три пары конечностей, одну пару усиков и фасеточные глаза.
А речной рак является представителем ракообразных. Его тело состоит и двух отделов (головогрудь и брюшко), пяти пар конечностей, двух пар усиков (антенны и антеннулы), хелицер и хвостового плавника.
Задание №3
Чем различаются развитие насекомых с неполным превращением и развитие насекомых с полным превращением?
Ответ:
• Развитие, при котором насекомое проходит три стадии: яйцо − личинка − взрослое насекомое, называют развитием с неполным превращением.
• Развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии: яйцо − личинка − куколка − взрослое насекомое, называют развитием с полным превращением.
Задание №4
Какую роль в жизни насекомых играет полёт?
Ответ:
С помощью полета насекомые могут преодолевать большие расстояния, расселяться на новые территории, находить пищу. Также полёт у некоторых видов нужен для спаривания (муравьев, поденок).
§15. Задания >>
Задание №1
Используя рисунок 40, б, составьте план рассказа о внутреннем строении насекомых.
Рис. 40. Внешнее (а) и внутреннее (б) строение насекомого
Ответ:
Внутреннее строение насекомых
Полость тела насекомых заполнена жировыми клетками, которые образуют жировое тело. Это запас питательных веществ.
Пищеварительная система: заострённые концы верхних челюстей и зазубренные края нижних челюстей. Ротовые органы − грызущие. После идет пищевод, а затем − желудок. Дальнейшее переваривание пищи и всасывание питательных веществ происходят в кишечнике. Непереваренные остатки выводятся через анальное отверстие.
Дыхательная система: густая сеть разветвлённых внутренних трубочек − трахей.
Выделительная система: мальпигиевы сосуды.
Кровеносная система: незамкнутая, сердце в виде продольной мускулистой трубки.
Нервная система: состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. В голове скопления нервных клеток образовали головной мозг.
Половая система: самок насекомых состоит из парных яичников. В них образуются яйца. У самки есть семяприёмник − резервуар, в который поступают сперматозоиды, вводимые самцом. Половые органы самца представлены парой семенников.
§15. Подумайте!
Задание №1
Почему число видов насекомых с полным превращением значительно превышает число видов насекомых с неполным превращением?
Ответ:
У насекомых с полным превращением стадий развития больше, чем у насекомых с неполным превращением. И стадия личинки у первых отличается от взрослой особи, соответственно нет конкуренции за еду и территорию, благодаря этому повышается количество видов. При неполном превращении, несмотря на то, что у личинки недоразвиты крылья и половая система, они очень схожи с взрослыми особями, а потому постоянно соперничают с ними за место обитания, пищу и т.д.