Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических данных и требуют их анализа, характеристики изображенных процессов, объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
Время выполнения проверочной работы – 45 минут.
Максимальный балл – 29.

Кодификатор со списком тем к ВПР по биологии 5 класс, ФИОКО

1 Биология – наука о живых организмах

1.1 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей

1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов

1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

1.4 Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

2 Клеточное строение организмов

2.1 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки

2.2 Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка

2.3 Ткани организмов

3 Многообразие организмов

3.1 Клеточные и неклеточные формы жизни

3.2 Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы

3.3 Основные царства живой природы

4 Среды жизни

4.1 Среда обитания. Факторы среды обитания. Место обитания

4.2 Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде

4.3 Приспособления организмов к жизни в водной среде

4.4 Приспособления организмов к жизни в почвенной среде

4.5 Приспособления организмов к жизни в организменной среде

4.6 Растительный и животный мир родного края

5 Царство Растения

5.1 Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

5.2 Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений

5.3 Растение – целостный организм (биосистема)

5.4 Условия обитания растений. Среды обитания растений

5.5 Сезонные явления в жизни растений

6 Органы цветкового растения

6.1 Семя. Строение семени

6.2 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней

6.3 Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги

6.4 Почки. Вегетативные и генеративные почки

6.5 Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа

6.6 Стебель. Строение и значение стебля

6.7 Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления

6.8 Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов

7 Микроскопическое строение растений

7.1 Разнообразие растительных клеток

7.2 Ткани растений

7.3 Микроскопическое строение корня. Корневой волосок

7.4 Микроскопическое строение стебля

7.5 Микроскопическое строение листа

8 Жизнедеятельность цветковых растений

8.1 Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ

8.2 Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений

8.3 Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними

9 Многообразие растений

9.1 Классификация растений

9.2 Многообразие цветковых растений

9.3 Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями

10 Царство Животные

10.1 Общее знакомство с животными

10.2 Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных

10.3 Разнообразие отношений животных в природе

10.4 Значение животных в природе и жизни человека

Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся определять на рисунке объекты живой природы (вирусы, растения, животные). Вторая часть проверяет умение сравнивать объекты и находить различия. Третья – контролирует умение находить у одного из объектов отсутствующий признак.

Задание 2 проверяет умение по описанию биологического явления определять процесс и формулировать его роль в жизни растения.

Задание 3 контролирует знание биологических методов и оборудования, необходимого для биологических исследований в конкретных условиях.

Задание 4 проверяет знание устройства оптических приборов, и умение ими пользоваться.

Задание 5 проверяет умение систематизировать животных и растения.

Задание 6 проверяет умение работать с информацией, представленной в графической форме или умение работать с географической картой, проводя описание ареала обитания животного (растения). Вторая часть задания направлена на проверку умения делать выводы на основании проведенного анализа.

Задание 7 проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану.

Задание 8 проверяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон.

Задание 9 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил.

При выполнении задания 10 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний.

Задания 1.2, 1.3, 6.2, 7.2, 9 и 10 требуют развернутых ответов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом

Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 4.3 и 6.1 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 3.1 и 7.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Правильный ответ на задание 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.

Ответы на остальные задания оцениваются по критериям.

Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале

«2» 0–11 баллов
«3» 12–17 баллов
«4» 18–23 балла
«5» 24–29 баллов